Гарри Браверман и деградация труда
Гарри Браверман родился в 1920 г. и начал свою рабочую жизнь с четырехлетней работы подмастерьем медника на верфи. В общей сложности на этой верфи он провел семь лет. Он писал, что там одновременно использовались механические средства, которые были созданы в разное время в течение двух последних столетий. “Это близкое соседство (разнородных средств производства) и соответствующих технологических процессов, а также совместное обучение рабочих разных профессий в школе, где занятия проводились по два раза в неделю, позволили мне не только овладеть собственной специальностью, но и уяснить суть большинства прочих профессий” (Braverman, 1974, р. 5).
Спад производства и связанный с ним рост безработицы привели к тому, что Браверман нигде не мог устроиться по специальности, хотя и исколесил в поисках работы всю Америку. В конце концов, опыт, полученный им на верфи, позволил ему найти приложение своим умениям на фитинговых и жестяницких работах. Он пишет: "Еще семь лет я занимался такими работами: в железнодорожном ремонтном депо, в листопрокатных цехах и на двух предприятиях, производивших толстый стальной лист и конструкционную сталь для нужд сталелитейной промышленности" (Braverman, 1974, р. 5) В эту пору Браверман принимал активное участие в американском социалистическом движении и стал марксистом. Его политические пристрастия привели его в стан радикально настроенных журналистов, а через какое-то время он занялся изданием книг, сначала выступая в роли редактора, а затем в качестве "ведущего специалиста сразу двух издательств". Он отдал издательскому делу двенадцать лет, познакомившись при этом "с наиболее типичными организационными процессами в тот момент, когда они начали претерпевать быстрые изменения, включая переход от обычной конторской системы к системам компьютерного офиса" (Braverman, 1974, р. 7).
Основной вывод, к которому пришел Браверман за свою рабочую жизнь, состоял в том, что профессиональные навыки постоянно размываются, чему сопутствует "деградация труда". Он пишет:
Я имел возможность непосредственно наблюдать не только за трансформацией производственных процессов, но и за тем, каким образом происходила соответствующая организационная реорганизация, при которой рабочие постепенно теряли свои профессиональные навыки, не получая взамен практически ничего. Подобно всем рабочим, большинство из которых молчит по этому поводу, я всегда был возмущен этим обстоятельством.
(Braverman, 1974, р. 6)
Браверман называет то, что он видит, "социальным надругательством" и "личным оскорблением". Будучи марксистом он счел атаку на профессионализм рабочих не просто "неизбежным следствием технологического прогресса и стремления к повышению эффективности производства. Он решил, что этот процесс является составной частью тайного аспекта капиталистической системы, заключающегося в стремлении владельцев средств производства (т. е. капиталистов) и их агентов (т. е. управляющих) ограбить и подчинить себе работников (т. е. пролетариат). Свой анализ влияния современной капиталистической экономики на организацию труда он приводит в работе "Labor and Monopoly Capital: the Degradation of Work in the Twentieth Century" ("Труд и монополистический капитал: деградация труда в двадцатом столетии"), опубликованной в 1974 г. Гарри Браверман умер в 1976 г.
Зашита мастерства
Если мы на минуту забудем о марксистских взглядах Бравермана, можно будет сказать, что его защита профессионализма рабочих восходит к традиции луддитов. Мы говорили в главе 1 о том, что Адам Смит указывал на возможные негативные последствия разделения труда для рабочих. Как вы помните, английские рабочие, воспринявшие техническое переоснащение ткацкого производства в начале девятнадцатого века как угрозу, начали компанию протестов, которые были порой весьма активными. Тем не менее, по замечанию Белчема, "индустриализация в Великобритании далеко не всегда сопровождалась дисквалификацией рабочей силы" (Belchem, 1990, р. 43). Процесс разрушения индивидуального мастерства, разделения труда рассматривался как развитие технологии и часто поддерживался тред-юнионами. Белчем пишет:
Разнообразие квалифицированной работы переживало драму среди комбинирования и неравномерного развития промышленной революции. Некоторые виды деятельности (лучше всего в этом смысле было изучено машиностроение) были трансформированы и развивались под влиянием изменений в технологии и в промышленности. Другой крайностью были несчастные ткачи, ставшие жертвами технологического изобилия.
(Belchem, 1990, р. 43)
Машиностроение, вероятно, являло собой пример ситуации, когда понятие "мастерства" постоянно переопределялось и по возможности защищалось институтом ученичества (который ограничивал приток людей в отрасль) и тред-юнионами (которые предоставляли защиту как от нанимателей, так и от нашествия неквалифицированных работников). Хотя в Великобритании капризы рынка позволяли нанимателям время от времени ограничивать права профессиональных рабочих, периодически совершая атаки на прерогативы мастеров, меж ними и профсоюзами существовало определенное соглашение, продолжающее действовать и поныне. Ирония в том, что именно британские цеховые профсоюзы, а особенно союзы инженеров, были названы Лениным "рабочей аристократией", т. е. совершенно нереволюционным элементом рабочего класса (Price, 1986, pp. 7, 84).
Несмотря на то что эрозии профессиональных прав препятствовали как институт ученичества, так и тред-юнионы, технологические изменения привели в девятнадцатом столетии к существенному изменению уровня квалификации рабочих в большинстве отраслей. В Америке же профсоюзное движение развивалось куда медленнее. Бендикс замечает, что "в США рабочие стали создавать массовые организации только в 1890-х гг., опасаясь наплыва иммигрантов, согласных работать за меньшую плату" (Bendix, 1956/1974, р. 255). Помимо прочего, американские производители в течение длительного времени осознанно пытались заменить профессиональный труд путем использования стандартных компонентов методов научного менеджмента и массового производства. Естественно, кто-то из рабочих был в выигрыше, кто-то в проигрыше, когда "рабочая аристократия" была отстранена от дел, и ее место заняли полуквалифицированные и неквалифицированные рабочие. Эта смена ролей зачастую протекала весьма болезненно из-за включенности в группу, отказа включенному в группу работнику в приказном порядке в праве "контроля за трудовым процессом, финансовых наказаний и ущерба самоуважению. Хотя названные процессы были характерны, прежде всего, для машиностроения, подобная же реструктуризация происходила и в угольной промышленности. В 1925 г. Картер Гудрич (см. главу 7), ставший в годы Первой мировой войны свидетелем попыток британских тред-юнионов расширить пределы своего влияния в отрасли, опубликовал свой труд "The Miner's Freedom: A Study of the Working Life in a Changing Industry" ("Свобода шахтеров: опыт исследования трудовой жизни в меняющейся отрасли"). Эта книга рассказывала о том влиянии, которое оказывали на жизнь американских шахтеров изменения в технологии и методах работы. Подобным же образом, влияние технологических достижений и сопутствующей им профессиональной дисквалификации сказалось и на обувной отрасли. И эта отрасль в Америке стала базой работы Бравермана, а исследование в этой отрасли стало классической работой, посвященной рассмотрению вопроса о том, как изменения и нововведения расшатывают гармоничное сообщество.
Это исследование проводилось в рамках проекта 30-х гг., носившего название "Yankee City", инициаторами которого были гарвардский промышленный антрополог У. Ллойд Уорнер и его коллеги (результаты исследований были опубликованы только в сороковые годы). Уорнер был учеником английского ученого, приверженца функциональной антропологии (и поклонника Эмиля Дюркгейма) Альфреда Радклифф-Брауна. До того как Уорнер перешел в Гарвард, он занимался изучением австралийских аборигенов и в 1937 г. опубликовал работу "Black Civilization: A Social Study of an Australian Tribe" ("Черная цивилизация: социальное исследование австралийского племени"). Для исследовательского подхода Уорнера было характерно использование методов антропологии, освоенных им в ходе изучения примитивных сообществ, для исследования производственных ситуаций. В 1931 г. он проводит на Hawthorne Works серию экспериментов на участке намотки катушек, которые становятся основой для написания его известного исследования о поведении участников небольшого производственного коллектива. Трения между гарвардской Школой бизнеса и Отделением антропологии вынуждают Уорнера покинуть Гарвард и перейти в университет Чикаго. В Чикаго он возглавляет группу ученых, обрзовавших влиятельный Комитет по проблемам социальных отношений в промышленности, который, по мысли его создателей, должен был "напомнить о результатах исследований на намоточном участке... и заняться исследованием реальной производственной жизни" (Whyte, 1987,р. 489). В период своей работы в Гарварде Уорнер был тесно связан с Элтоном Мэйо, который всячески расхваливает исследовательский проект "Yankee City" в своей книге "The Human Problems of Industrial Civilization" ("Личностные проблемы индустриальной цивилизации"). Наделе, под "Yankee City" понимался маленький прибрежный городок Ньюбэрипорт в Массачусетсе; исследование (результаты которого занимают целых шесть томов) посвящено основным аспектам кооперации в современном обществе. Как пишет Роуз, "Уорнера этот город интересовал, прежде всего, как модель сообщества, обладающего многоуровневой классовой, статусной и этнической структурой" (Rose, 1988, р. 149). Этим проблемам посвящены, главным образом, первые три тома серии: "The Social Life of a Modern Community" ("Социальная жизнь современного общества") (1942); "The Status System of a Modern Community" ("Система статусов в современном обществе") (1942); "The Social Systems of American Ethnic Groups" ("Социальные системы американских этнических групп"). В 1947 г. Уорнер вместе со своим коллегой Дж. О. Лоу опубликовал работу "The Social System of the Modern Factor ("Социальная система современного предприятия"), которая представляет собой детальный отчет о забастовке, произошедшей в 1933 г. Роуз пишет:
Непосредственной причиной забастовки стала безработица в обувной отрасли, от которой "Yankee City" зависел уже более столетия... В марте 1933 г. лояльные "неорганизованные" ранее обувщики спонтанно забастовали, протестуя против дальнейшего снижения зарботной платы и увольнений. Их солидарность была практически всеобщей, при этом на время забылись этнические и религиозные различия, а также различия по полу и уровню профессионализма... Уорнер и Лоу решили, что этот взрыв следует рассматривать в контексте долговременных экономических и социальных изменений. В тех главах, которые посвящены описанию этих изменений, они зачастую предстают охваченными "браверманией".
(Rose, 1988, р. 150)
В девятой главе своей книги Уорнер рассматривает проблемы, вызванные появлением промышленного пролетариата в США. Он считает, что в случае с "Yankee City" уничтожение профессиональных навыков (и возможности развития социальной мобильности) способствует усилению рабочей солидарности и стимулирует увеличение числа членов профсоюзов. Исчезновение профессиональных отличий у работников "сделало их более похожими друг на друга; у них появились общие проблемы и одинаковое негативное отношение к руководству. Помимо прочего, у них возросла и мотивация к совместным действиям, ибо их новый профессиональный статус способствовал снижению их и так не слишком-то высокого общественного положения" (Warnerand Lowe, 1947, p. 171). Уорнер считал, что эта ситуация нова для Соединенных Штатов, страны, в которой рабочие обычно с безразличием относились к классовым ярлыкам. Такая же, как и в "Yankee City", пролетаризация рабочей силы стала происходить во всей Америке и во всем индустриальном мире, угрожая его социальной стабильности. Как это ему казалось, "усиливающийся в США конфликт между руководством и рабочими вызывает все большую тревогу" (Warner and Lowe, 1947, p. 181). Утрата профессиональных навыков во многих отраслях производства лишила рабочих надежд на повышение социального статуса. Напротив, их ожидала перспектива постепенной социальной деградации, обусловленной утратой профессиональных навыков и возможности самоуважения. Дети рабочих также теряли свои былые возможности, ибо богатые американцы могли дать своим отпрыскам лучшее образование и имели куда больше возможностей для того, чтобы помочь им занять лучшие места. Уорнер опасался, что общество, которое некогда было "открыто для всех дарований", стремительно распадалось на два враждебных лагеря: тех, кто "имел", и тех, кто "не имел". Он полагал, что эту ситуацию возможно разрешить путем создания корпоративного государства, в котором большое правительство могло бы контролировать взаимоотношения большого бизнеса и больших масс трудящихся. Он пишет:
Судья между двумя конфликтующими сторонами, рабочими и руководством, с необходимостью должен быть наделен большой социальной властью и способностью применять санкции, которые позволяли бы поддерживать сотрудничество сторон на благо всех людей. Пока правительственная, производственная и управленческая системы остаются разрозненными, частичная или полная интеграция общества может быть достигнута только при подчинении одной из сторон другой стороне, при искусственном создании неравноправности их позиций, осуществляемом правительственными структурами, или же при таком отношении правительства к происходящему, при котором оно будет представляться неизбежным противоборством двух примерно равных сил, ни одна из которых не может выйти из него победителем. Вероятно, здесь, в Америке, мы будем иметь дело с последней ситуацией, пока социальная система нашей страны не придет к новому варианту интеграции или же пока основные противоборствующие силы конфликта, капитал и труд, не окажутся подконтрольными правительству или не трансформируются в нечто иное.
(Warner, 1947, р. 194)
В конце концов, Уорнер оставляет национальные границы и постулирует необходимость создания наднациональных правительственных агентств, способных совладать с тем, что теперь принято называть глобализацией капитала и ростом многонациональных картелей. Результаты наблюдений, проводившихся в ограниченных условиях "Yankee City", Уорнер пытается экстраполировать для анализа явлений глобального развития (его друг Элтон Мэйо подобным же образом использовал результаты хоторнских экспериментов). Анализ последствий деградации профессионального труда при капитализме подвел Уорнера к некоторым положениям марксизма. Однако он никогда не был сторонником марксизма и стремился скорее к достижению социального равновесия, чем к революции. Соответственно, многие его выводы кардинальным образом отличаются от аналогичных выводов Браверма-на. Последний, вне всяких сомнений, являлся доморощенным марксистом, использовавшим как аналитический аппарат, так и словарь своего кумира. Рассмотрению марксизма Бравер-мана будет посвящен следующий параграф.
Марксизм Бравермана
Марксистское учение, носителями которого являлись иммигранты из Европы, проникло в Соединенные Штаты в середине девятнадцатого столетия. Среди перебравшихся в Америку немцев был и Йозеф Вайдемайер, друг Маркса, основавший в Нью-Йорке Лигу американских рабочих. По описанию Мак-Леллана, цель этой просуществовавшей весьма недолгое время лиги, являвшей собой "нечто среднее между партией и тред-юнионом, состояла в агитации, направленной на немедленное улучшение условий жизни рабочих на социалистической основе" (McLellan, 1979, р. 313). Немецкие иммигранты были широко представлены и в Социалистической рабочей партии (SLP), которая возникла в 1870-х гг. Даниель Де Леон вступил в SLP в 1890 г. и, став редактором англоязычной газеты The People, занял бескомпромиссную марксистскую позицию, что немало озаботило более умеренных членов партии. В 1905 г. Де Леон стал одним из организаторов чисто пролетарского движения "Интернационал рабочих мира" (IWW), занявшего вскоре синдикалистские позиции и призывавшего начать активные действия, включая саботаж. Марксистская позиция Де Леона привела к расколу в рядах SLP, большая часть членов которой образовала самостоятельную Американскую социалистическую партию. К 1914г. (году смерти Де Леона) в партии состояло несколько десятков тысяч членов, а на президентских выборах 1912 г. кандидат от нее получил около миллиона голосов. Идеология Социалистической партии была скорее не марксистской, а популистской; марксизм же вернулся на сцену как политическая сила в годы Первой мировой войны. Поводом для этого стала победа большевиков в русской революции 1917 г. Джон Рид, восхвалявший революцию в своей книге "Десять дней, которые потрясли мир", стал основателем небольшой Коммунистической рабочей партии. Эта партия и куда более многочисленная Американская коммунистическая партия вынуждены были существовать в условиях военного времени в подполье. Мак-Леллан пишет:
К моменту их легализации в 1921 г. Ленин в соответствии с принятой политикой "уклона вправо" рекомендовал им участвовать в избирательной политике и в существующем профсоюзном движении... Впрочем, в Америке подобная тактика была малоперспективной, поскольку тейлоризм и конвейер вытеснили отрасли, для которых принципиальным моментом являлась профессиональная компетентность рабочих, а массовое производство потребительских товаров привело к упадку традиционного этнического радикализма.
(McLellan,1979,p.317)
Соединенные Штаты оставались враждебной территорией как для марксизма, так и для социализма и организованного профсоюзного движения в целом. Принятый Рузвельтом в тридцатые годы "Новый курс" лишил Социалистическую партию ее былого влияния, "Вторая мировая война и последовавший за ней экономический бум и неистовство маккартизма обусловили период застоя и распада в американском марксистском движении, который продолжался с сороковых по шестидесятые годы" (McLellan, 1979,р. 317). Тем не менее, благодаря стараниям новых левых, в начале шестидесятых марксизм в Америке возродился вновь. Возрождение радикализма было отчасти связано с войной, которую США вели во Вьетнаме, отчасти с активизацией движений борцов за гражданские права и феминисток. Разумеется, "новые левые" резко отличались от своих предшественников, сочетая в своем учении поп-культуру, радикалистские направления психологии, элементы французского экзистенциализма и теории, характерные для предст вителей франкфуртской школы. Советский Союз, родина "старых левых", был окончательно дискредитирован ужасами сталинизма и проявлениями имперского сознания, роднившими его в этом смысле с европейцами, проводившими колониальную политику в Азии и Африке, и с американцами, воевавшими во Вьетнаме. Многие позиции "новых левых" были обозначены в книге Герберта Маркузе "One-Dimensional Man: Studies in the Ideology of Advanced Industrial Society" ("Одномерный человек: опыт исследования идеологии развитого индустриального общества"), в которой выражался крайний пессимизм по поводу возможности революционного преобразования современного индустриального западного общества. Маркузе считал, что, благодаря успехам западного капитализма, широкие массы населения достигли достаточно высокого уровня жизни. По этой причине, несмотря на то, что классическое марксистское противоречие между буржуазией и пролетариатом продолжало существовать, оно лишалось своего революционного потенциала. По мнению Маркузе, в будущем какие-то социальные беспорядки могут возникнуть разве что в маргинальных слоях населения, которым Маркс не приписывает никакой исторической роли. Тем не менее, растущий материальный достаток не будет означать их растущей удовлетворенности своей жизнью. Напротив, произойдет их отдаление от своей работы, друг от друга и, наконец, от самих себя – в мире, где они станут "чужими". Затем, согласно Маркузе, они окажутся пойманными "тоталитарной" социальной системой, которая будет пользоваться не средствами откровенного политического террора, а изощренной техникой манипуляции человеческим сознанием. Маркузе описывает эту ситуацию так:
Отличительной особенностью развитого индустриального общества является эффективное удушение тех потребностей, которые требуют освобождения – в том числе и от того, что представляется вполне терпимым и даже комфортным, поддерживая и оправдывая при этом деструктивную власть и репрессивную функцию общества изобилия. Здесь социальный контроль формирует непреодолимую потребность в производстве и потреблении излишеств, здесь нужна отупляющая работа, в которой нет реальной необходимости, здесь нужны способы релаксации для успокоения и продолжения этого оцепенения, здесь необходимы такие обманчивые свободы, как свободная конкуренция в условиях управляемых цен, свободная пресса, сама выступающая в роли собственного цензора, свобода выбора торговых марок и всяческих безделушек.
(Marcuse, 1964/1991, р. 7)
Философия Маркузе была хороша для университетских городков, но не для цехов. Разумеется, смесь отчуждения, пессимизма и радикального шика едва ли могла стать идеологией коммунистического активиста. Тем не менее, она способствовала созданию того интеллектуального климата, который благоприятствовал восприятию бравермановской версии отчуждения из-за деградации труда (опубликованной в 1974 г.).
Маркузе и большая часть западных марксистов опирались на ранние работы Маркса, особенно на его "Экономическо-философские рукописи 1844 г.", которые иногда называют "Парижскими рукописями". Они привлекли к себе внимание только после их перевода и издания на английском языке в 1932 г. По словам Мак-Деллана, рукописи "создавали впечатление о существовании достаточно необычной формы марксизма, которая может вступать в плодотворный диалог с популярными философскими теориями, тяготеющими к феноменологии, персонализму и экзистенциализму" (McLellan, 1979, р. 281). Ирония состоит в том, что на Бравермана не повлияли ни ранний Маркс, ни такие теоретики марксизма, как Лукаш и Грамши, придерживающиеся подобных же подходов. Исходной точкой для него служил первый том "Капитала", опубликованного в 1867 г., особенно те его разделы, в которых шла речь о трудовом процессе. Вероятно, одна из причин этого состоит в том, что марксистские работы никогда не были слишком популярны в Америке. Наиболее оригинальным был вклад марксистов в политическую экономию. В 1957 г. Пол Баран[43] опубликовал свой труд "The Political Economy of Growth" ("Политическая экономия развития"), а в 1965 г. увидела свет работа Барана и Пола Суизи "Monopoly Capital" ("Монополистический капитал"). Хотя взгляд авторов, настаивающих на необходимости постоянного возрастания уровня прибавочной стоимости, представляется устаревшим, Маклеллан называет работу "Монополистический капитал" "наиболее впечатляющим обзором американской экономики" (McLellan, 1979, р. 327). Когда Браверман взялся за написание своего труда "Labor and Monopoly Capital" ("Труд и монополистический капитал"), он использовал в качестве основы политэкономическую модель Барана и Суизи. Впрочем, работа Бравермана основывается, главным образом, на его собственном прочтении Маркса. Он пишет следующее:
Ни изменения производственных процессов, произошедшие в этом столетии капитализма и монополистического капитализма, ни изменения в профессиональной и производственной структуре рабочего населения ни разу не подвергались марксистскому анализу после смерти Маркса. По этой причине я могу уверенно говорить о том, что из всех марксистов на меня повлиял только сам Маркс, ибо ни один из них не продолжил рассмотрения капиталистического способа производства, которое было представлено Марксом в первом томе "Капитала".
(Braverman, 1974, р. 9)