Выбор запечатываемого материала для этикетки
При выборе материала для этикетки учитывают особенности продукта, технологии этикетирования, способы печати и послепечатной обработки, дизайн. Массовые продукты выпускаются годами и упаковываются на высокопроизводительных линиях. Сперва, уточните у заказчика, где и как будет проходить этикетирование. Если это уже известно, составьте список марок бумаги, одобренных этикетировщиками, при этом сэкономите время. Как правило, именно типография подстраивается под требования упаковщиков, а не наоборот. Если заказчиком выступает крупная международная компания, задача упрощается — скорее всего вам дадут список одобренных материалов, которые допускаются для печати этикетки.
Изучите конечный продукт. Простые примеры: самая доступная по цене этикеточная невлагостойкая бумага обычно используется для кондитерских изделий и т. п. Для этикетирования пива в возвратной таре подходит влагостойкая одностороннего мелования или металлизированная этикеточная бумага. Для шампуней, косметики и других продуктов в пластиковых бутылочках — самоклейка (бумага или плёнка). В супермаркетах в ходу термоэтикетка — здесь не обойтись без самоклеящейся термобумаги. Для дорогого, выдержанного вина чаще также используют самоклейку — тиражи невелики для высокопроизводительных линий, а элитность продукта подчёркивают фактурой и цветом бумаги.
Для выбора материала важен способ этикетирования: влажное — когда клей наносится в процессе, сухое — обязателен самоклеящийся материал. В последнем случае, если этикетки наклеивают вручную, выбор шире. Автоматические устройства этикетирования работают быстрее, но «капризнее» человеческих рук.
Чтобы осознанно выбирать материал, систематизируйте знания о существующих видах. Бумага с односторонним мелованием (one-side coated, 1SC) — самая массовая, классическая этикеточная бумага. Помимо традиционных характеристик (белизна, масса 1 кв.м., гладкость), влагостойкость (да или нет) и щёлочестойкостъ (в т. ч. щёлочерастворимые марки).
Невлагостойкая этикеточная бумага применяется для этикеток и обёрток при отсутствии влаги и нормальной температуре (консервы, пластиковая упаковка, шоколад, конфеты, мягкие сигаретные пачки); влаго- и щёлочестойкая — для возвратных бутылок (пиво, минеральная вода, безалкогольные прохладительные и крепкие спиртные напитки, соки, вино). Во время смывки этикетки должны быстро и полностью отделяться от бутылок, не распадаясь на части и не засоряя щелочные ванны. Стойкость к влаге и щелочам важна для предприятий, работающих с собственной возвратной тарой.
На этапах наклейки или этикетирования важна структура оборотной, незапечатываемой стороны этикеточной бумаги: глянец и шероховатость.
Мелованная бумага может отличаться количеством слоев и типом мелования: машинное (machine-coated) или литое (cast-coated). Последняя — наиболее качественная и дорогая предназначена для дорогих спиртных напитков (вино, шампанское, водка, коньяк, виски, элитные продукты), высокоглянцевая поверхность и высокая степень белизны подчеркивают качество товара.
Металлизированная этикеточная бумага дороже, обычно изготавливается на основе влаго- и щёлочестойкой бумаги одностороннего мелования способом прямой металлизации или ламинирования (редко). К бумаге, применяемой в качестве основы, особые требования: высокая устойчивость к линейной деформации; масса 65-83 г/м2. Толщина алюминиевого слоя 20-60 нм (0,08-0,1 г/м2). Ассортимент металлизированной этикеточной бумаги — серебряная или золотая. Последняя менее востребована, поскольку при равной цене ограничивает манёвр типографий — «серебро» превращается в «золото» обычным лакированием, а обратное уже невозможно.
Помимо гладкой, обычно есть бумага с тиснением «лён» (в т. ч. неметаллизированная). В 2003 г. Alupa поставляла в Россию металлизированную бумагу Logolux с заказным рисунком («водяным знаком») — элементом защиты воды «Новотерская».
Надёжнее защита и выше цена у голографической этикеточной бумаги. При дизайне и спуске полос учитывается, что из-за особенностей технологии производства голографический рисунок расположен полосами, отделёнными тонкими линиями.
Ассортимент самоклеящейся этикеточной бумаги очень широк, можно подобрать подходящий материал для любой экзотики. Самая массовая самоклейка — глянцевая, белая.
Существуют металлизированная, голографическая, гладкая и с тиснением, цветная, синтетическая бумага и плёнки. Помимо свойств основы, важен клей. Постоянный предназначен для однократного этикетирования — снять этикетку, не разрушая её, уже нельзя. Съёмный — для этикеток, которые надо удалить, не оставляя следов на поверхности.
Полупостоянный позволяет в течение определённого срока снять этикетку и наклеить снова.
Зная тип этикетирования, практически однозначно можно определить способ печати и вид материала – листовой или рулонный. При ручном этикетировании заказ пойдёт на листовой офсет. Обязательно учитывается, что на подложке листовой самоклейки всегда есть параллельные насечки через равные промежутки. Необходимо разместить этикетки на листе так, чтобы в пределах областей этикеток всегда проходила хоть одна насечка, иначе снимать этикетки с листа очень трудно. В автоматизированные линии «заряжаются» рулоны, поэтому заказ можно выполнить либо на флексомашинах, либо на узкорулонных офсетных. Насечек на обороте рулонной самоклейки нет. Набирают популярность рулонные самоклеящиеся материалы с фактурами, аналогичные дизайнерским коллекциям. Обычно они предлагаются с клеевым слоем, оптимизированным для этикетирования вин.
Термобумага, как правило, используется в самоклеящихся вариантах. Термоэтикетки особо востребованы в супермаркетах, где требуется быстро и недорого нанести часто меняющуюся информацию на товары: цену, вес, срок годности. Дизайн определяется типами весов со встроенными термопринтерами. Учитываются и свойства поверхности: для нормального воспроизведения переменных данных не забывают об ограничениях на максимальную плотность запечатки.
Плёнка всё чаще применяется для этикеток-бандеролей прохладительных напитков, в самоклеящемся исполнении — этикеток алкогольных напитков, косметики и моющих средств. Термоусадочная плёнка популярна в оформлении разнообразных бутылочек — от молочных продуктов и соков до слабоалкогольных коктейлей.
В результате эксклюзивных проектов на свет рождаются этикетки из, казалось бы, совсем неподходящих материалов — бумаги из дизайнерских коллекций, тканей, фольги. Такие проекты требуют особого внимания и невозможны без тесного сотрудничества всех сторон — заказчика, дизайнера, типографии и упаковщиков.
Полиграфия не стоит на месте: традиционные способы печати этикеток — офсетный, глубокий, высокий и флексографский — понемногу теснят цифровые, без создания вещественной формы. И каждый ограничивает выбор материала.
При выборе материала необходимо уточнить, с какими материалами типография имеет опыт работы. С новым без печатной пробы не обойтись, а это дополнительные деньги и время.
Не углубляясь в требования традиционных технологий печати, рассмотрим цифровые. Их преимущества: оперативность, экономичность малых тиражей и печать переменных данных. Самая простая альтернатива (для сувенирной продукции в единичных экземплярах) — цветные лазерные и струйные принтеры. Годятся любые предназначенные для этих технологий виды бумаги и плёнки. Разумеется, ни о каких дополнительных смесевых цветах речи нет — возможна только их имитация с различной степенью точности. А вырезать и наклеивать придётся вручную. Чуть облегчит жизнь самоклейка офисных форматов с готовой высечкой (ассортимент достаточный).
Более серьёзный вариант — ориентированные на рынок этикетки электрографические промышленные ЦПМ HP Indigo с рулонной подачей, печатающие практически на всех материалах, подходящих для традиционных способов. Для прочного закрепления краски на невпитывающих поверхностях есть специальный спрей. Немалый плюс — белила и смесевые краски. Для ЦПМ Kodak Nexpress и Xeikon уже разработаны модули лакирования в линию. Современные электрографические ЦПМ по качеству печати почти не уступают офсету. В процессе печати на электрографических ЦПМ материал обычно нагревается до 150 и даже 200 °С, поэтому некоторые виды бумаги со специальным покрытием или нетермостойкие плёнки не подойдут. Впрочем, Xeikon анонсировал печать с УФ-закрепляемым тонером.
Веские притязания на рынок этикетки и у разработчиков струйной ЦПМ AGFA Dotrix The Dot Factory. Машина печатает УФ-закрепляемыми чернилами и также практически «всеядна».
Умножают потенциал рулонных ЦПМ модули высечки и тиснения в линию. Есть и примеры использования цифровых модулей печати в узкорулонных флексографских и офсетных машинах.
Интересная альтернатива — выпуск этикеток на широкоформатных струйных принтерах с функциями резки либо в сочетании с режущими плоттерами. На выходе получите готовые вырезанные этикетки. Ограничения по запечатываемым материалам определяются особенностями струйной технологии обычными чернилами — хорошее качество достигается только на материалах со спецпокрытием (как правило, самоклеящихся). Возможности нанести белила и смесевые краски нет.