Тема 4.3. Прибыль и рентабельность
Студент должен:
знать:
- источники образования прибыли;
- виды рентабельности;
уметь:
- рассчитывать уровень рентабельности.
Прибыль предприятия – основной показатель результатов хозяйственной деятельности.
Сущность прибыли, ее источники и виды. Функции и роль прибыли в рыночной экономике. Распределение и использование прибыли на предприятии.
Рентабельность - показатель эффективности работы предприятия. Показатели рентабельности. Расчет уровня рентабельности предприятия и продукции. Пути повышения рентабельности.
Методические указания
Показатель валовой (балансовой) прибыли характеризует общую сумму прибыли предприятия, полученную за определенный период, и отражает конечный финансовый результат его производственно-хозяйственной деятельности.
Студенты должны усвоить процесс формирования прибыли от реализации продукции, прибыли от реализации основных средств и иного имущества (прочей прибыли), прибыли от внереализационных операций, т.е. операций , не связанных с основной деятельностью предприятия.
На промышленном предприятии основную массу прибыли составляет прибыль от реализации продукции. Она рассчитывается как разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах без учета установленных налогов и затратами на ее производство и сбыт.
Налогооблагаемая (расчетная) прибыль формируется из валовой прибыли за вычетом рентных платежей, прибыли, не облагаемой налогом или облагаемой в особом порядке.
Чистая прибыль может быть уменьшена на величину штрафов в бюджет, налогов, расходы по которым покрываются из этого вида прибыли. Из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, формируются резервный фонд, фонд накопления, фонд потребления.
Рентабельность – один из основных показателей эффективности деятельности предприятия. Он характеризует уровень отдачи затрат, вложенных в процесс производства и реализации продукции (работ, услуг).
Рентабельность производства определяется по формуле:
Урентбал = (Прбал х 100%) / (ОФ + ОС) ,
где
Прбал - прибыль балансовая, руб.;
ОФ - стоимость основных фондов, руб.;
ОС - стоимость оборотных средств, руб.
Рентабельность продукции рассчитывается по формуле:
Уренткп = (Пркп х 100%) / Скп ,
где
Пркп - прибыль от реализации конкретного вида продукции, руб.;
Скп - себестоимость этой продукции, руб.
Примеры расчета показателей (в условных цифрах)
Пример 1.Выручка от реализации продукции составила 719640 руб. без учета действующих налогов, а затраты по ее производству и реализации - 701270 руб. Прибыль от реализации излишнего имущества составила 4120 руб., а от внереализационных операций-3170 руб.
Определите структуру прибыли предприятия и сделайте вывод.
Решение
1.Прибыль от реализации продукции
719640 – 701270 = 18370 руб.
2.Общая сумма прибыли предприятия
18370 + 4120 + 3170 = 25660 руб.
3.Структура прибыли предприятия:
от реализации продукции (18370 / 25660) х 100% = 71,6%
от прочей реализации (4120 / 25660) х 100%=16,1%
от внереализационных операций (3170 / 25660) х 100%=12,3%
Наибольший удельный вес в прибыли предприятия занимает прибыль от реализации продукции.
Пример 2.Прибыль от реализации изделия «А» составила 120 руб., а себестоимость его производства и реализации-800 руб.
Определите рентабельность изделия "А".
Решение
1.Рентабельность изделия "А"
Урент = (120 / 800) х 100% = 15%
Вопросы для самоконтроля
1. Понятие прибыли.
2. Укажите перечень внереализационных доходов.
3. Назовите направления использования фонда накопления.
4. Понятие рентабельности.
5. Укажите формулу расчета рентабельности продукции.
Практическое занятие № 7.
Определение величины прибыли и ее структуры. Определение показателей рентабельности производства и продукции.
Раздел 5
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Тема 5.1. Планирование деятельности организации (предприятия)
Студент должен:
знать:
- сущность внутрифирменного планирования;
- понятие и назначение планирования;
- понятие и структуру бизнес-плана;
уметь:
- рассчитывать основные показатели бизнес-плана.
Составные элементы, этапы и виды внутрифирменного планирования. Основные принципы планирования. Элементы планирования: прогнозирование; постановка задач; корректировка планов.
Этапы планирования: анализ стратегических проблем; прогноз будущих условий деятельности и определение задач; определение путей и средств достижения поставленных задач; выбор оптимальных вариантов развития; контроль за достижением поставленных задач путем сопоставления плановых показателей с фактическими.
Виды планирования: долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное.
Бизнес-план как одна из основных форм внутрифирменного планирования. Структура бизнес-плана: характеристика продукции и услуг; оценка сбыта, анализ конкуренции на рынке; стратегия маркетинга, план производства; юридический план; оценка риска и страхование; финансовый план (бюджет); стратегия финансирования инвестиций, сводка контрольных показателей.
Методические указания
Планирование – это одна из важнейших функций и составных частей управления производством, предприятием. Оно представляет собой процесс разработки, построения плана, способа будущих действий, определения направления развития объекта хозяйствования. В ходе составления плана отрабатывается содержание и последовательность шагов, ведущих к намеченной цели, устанавливаются намечаемые конечные результаты.
Элементами планирования являются прогнозирование, постановка задач, корректировка планов.
План отличается от прогноза тем, что он не предположение, а четкое задание. Хозяйственные планы содержат набор показателей, которые должны быть достигнуты в результате осуществления этих планов. В рыночной экономике каждый хозяйствующий субъект сам вырабатывает свой план действий, т.е. имеет место самопланирование.
Студентам следует усвоить последовательность этапов процесса планирования, значение каждого из них.
План развития предприятия включает примерный перечень разделов: план производства продукции; план развития науки и техники; план повышения экономической эффективности производства; план капитальных вложений и капитального строительства; план материально-
технического обеспечения; план по труду и кадрам; план по издержкам производства и реализации продукции; финансовый план; план социального развития коллектива; план мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов. После разработки разделов производится их взаимная корректировка и увязка.
Планы теснейшим образом связаны со временем, поскольку они разрабатываются на определенный период. Результирующие показатели планов фиксируются на момент времени, соответствующий окончанию планового периода. С этой точки зрения различают краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное планирование. Их различие состоит в сроках получения конечного результата, а объект планирования не изменяется. Чем шире интервал планирования, тем выше степень неопределенности показателей плана и сужается количество показателей.
Планирование предпринимательской деятельности основано на бизнес-плане, который рассматривается как форма внутрифирменного планирования. Бизнес-план-это документ, содержащий обоснование основных шагов, которые намечается осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания новой фирмы. Он помогает предпринимателям решить задачи: изучить емкость и перспективы развития будущего рынка сбыта; оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта нужной продукции, соизмерить их с возможными ценами продаж и определить потенциальную прибыльность задуманного дела; обнаружить возможные "подводные камни", подстерегающие новое дело в первые годы его реализации; определить показатели, по которым можно будет регулярно определить состояние своих дел.
Поскольку бизнес-планы разрабатываются применительно к отдельным крупным операциям или распространяются на всю хозяйственную, предпринимательскую деятельность предприятия, они отличаются по структуре и содержанию, степени детализации. В бизнес-плане могут отражаться характеристика продукции и услуг; оценка сбыта, анализ конкуренции на рынке; стратегия маркетинга, план производства; юридический план; оценка риска и страхование; финансовый план (бюджет); стратегия финансирования инвестиций, сводка контрольных показателей.
Бизнес - план составляется на 3-5 лет (для первого года основные показатели в помесячной разбивке, для второго - в поквартальной, а далее - в годовой).
Вопросы для самоконтроля
1. Цель внутрифирменного планирования.
2. Понятие планирования.
3. Назовите виды планирования в зависимости от временного горизонта.
4. Укажите примерный перечень разделов бизнес-плана.
5. Назовите этапы планирования.
Практическое занятие № 8.
Составление бизнес-плана.
Тема 5.2. Основные показатели деятельности организации
Студент должен:
знать:
- основные технико-экономические показатели;
уметь:
- рассчитывать: производственную программу, производственную мощность, эффективность новой техники, себестоимость и рентабельности продукции.
Показатели предприятия по производству продукции: натуральные и стоимостные. Производственная мощность предприятия, порядок ее расчета в различных видах производств отрасли. Технико-экономические показатели использования оборудования.
Показатели технического развития и организации производства, их расчет.
Нормы и нормативы, их классификация и порядок расчета.
Показатели экономической эффективности капитальных вложений в новую технику: приведенные затраты, коэффициент эффективности и срок окупаемости.
Показатели использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Смета затрат на производство.
Методические указания
Важным разделом плана развития предприятия является план производства продукции (производственная программа). В нем устанавливаются задания по производству конкретных видов продукции в натуральном и стоимостном выражении. Студенты должны знать, что для натурального измерения используют единицы измерения, учитывающие особенности потребления каждого вида продукции. Например, нефть в тоннах, электроэнергия в киловатт-часах и т.д. Некоторые продукты по своим потребительским свойствам допускают применение различных единиц измерения. Например, ткани учитывают в погонных метрах и в квадратных метрах. В тех случаях, когда предприятие производит несколько разновидностей одного и того же продукта, для определения общего объема производства используют условные натуральные измерители. Например, производство азотных удобрений учитывают в пересчете на сульфат аммония с содержанием 20,5% азота, производство чугуна – в переводе на передельный чугун и т.д.
В стоимостном выражении определяют общий объем продукции любого предприятия и отрасли. Стоимостными показателями производственной программы являются реализуемая, чистая, товарная, валовая продукция.
Производственная программа предприятия тесно связана с его производственной мощностью.
Под производственной мощностью предприятия понимают максимально возможный выпуск продукции за единицу времени в натуральном выражении в установленных номенклатуре и ассортименте при полном использовании производственного оборудования и площадей с учетом применения передовой технологии, улучшения организации производства и труда, обеспечения высокого качества производимой продукции. Производственная мощность предприятия определяется мощностью ведущих производств (в цветной металлургии - электролизные ванны, в текстильной - прядильное и ткацкое производство и т.д.). На величину производственной мощности влияют состав оборудования и его количество по видам, технико-экономические показатели использования машин и оборудования, фонд времени работы оборудования, производственная площадь основных цехов, номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции. Различают виды производственной мощности: входная, выходная, проектная, среднегодовая.
Уровень использования производственной мощности измеряется показателями: коэффициент использования мощности, коэффициент загрузки оборудования и др.
К показателям технического развития и организации производства относят коэффициент механизации производства, коэффициент механизации работ, коэффициент механизации труда и др.
Обоснование планов развития производства достигается с помощью прогрессивных технико-экономических норм и нормативов. Под нормой понимают максимально допустимую величину абсолютного расхода сырья, материалов и т.д. на изготовление единицы продукции требуемого качества. Норматив характеризует степень использования орудий и предметов труда, их расходование на единицу площади, веса и т.д. Различают нормы затрат живого труда, нормы материальных затрат, нормативы использования орудий труда, нормативы организации производственного процесса, нормы продолжительности освоения мощностей вводимых объектов.
Эффективность капитальных вложений в новую технику характеризуют показатели: приведенные затраты, коэффициент эффективности, срок окупаемости.
Студенты должны знать, что приведенные затраты по каждому варианту представляют собой сумму текущих затрат (себестоимости) и капитальных вложений, приведенных к одинаковой разномерности в соответствии с нормативом эффективности по формуле:
ЗПi = Сi + Eн х Кi min,
где
Сi - текущие затраты (себестоимость);
Кi - капитальные вложения;
Ен - нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности капитальных вложений.
Исчисленные коэффициент эффективности и срок окупаемости следует сравнить с нормативными величинами.
Рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов благоприятно сказывается на себестоимости продукции (работ, услуг).
Управление текущими затратами осуществляется путем разработки и контроля за исполнением сметы затрат на производство. На основании сметы затрат определяется себестоимость единицы продукции, создается база для расчета оптовых цен, устанавливается возможность снижения затрат по производству продукции и т.п.
Примеры расчета показателей (в условных цифрах)
Пример 1. В ведущем цехе предприятия установлено пять станков. Полезный (эффективный) фонд времени работы станка за год составляет 2930 часов. Прогрессивная норма трудоемкости обработки изделия на этом оборудовании составляет 0,5 часа.
Определите производственную мощность предприятия.
Решение
1. Производственная мощность предприятия
М = (n х Фмакс) / Мт ,
где
n - количество единиц ведущего оборудования в цехе;
Фмакс - максимально возможный(полезный) фонд времени ведущего оборудования, ч.;
Мт - прогрессивная норма трудоемкости обработки изделия на ведущем оборудовании, ч.
М= (3960 х 7) / 2 = 13860 шт.
Пример 2.Среднегодовая мощность предприятия 12000 изделий. Фактически за отчетный год произведено 10820 изделий.
Найти коэффициент использования производственной мощности.
Решение:
1.Коэффициент использования производственной мощности
Ки = П / Мс ,
где
П - фактический выпуск продукции, шт.;
Мс- среднегодовая производственная мощность, шт.
Ки = 10820 / 12000 = 0,9
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите составные элементы товарной продукции.
2. Укажите формулу расчета среднегодовой производственной мощности предприятия.
3. Понятие нормы и норматива.
4. Назовите показатели, характеризующие эффективность капитальных вложений в новую технику.
5. Укажите единицы измерения, используемые при расчете показателей производственной программы.
Практическое занятие № 9.
Расчет основных показателей деятельности организации.
Раздел 6