Протоколы следственных и судебных действий

Протоколами следственных и судебных действий являются составленные в соответствии с законом процессуальные документы, в ко­торых удостоверяются обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела, воспринимаемые непосредственно дознавателем, следова­телем (судьями) в присутствии понятых (специалистов, потерпевшего, об­виняемого, участников судебного разбирательства) только в условиях про­изводства следственных или судебных действий. К таковым относятся про­токолы, удостоверяющие обстоятельства и факты, установленные при ос­мотре, освидетельствовании, следственном эксперименте, выемке, обыске, задержании, предъявлении для опознания, проверке показаний.

Глава IX Виды доказательств

Протоколы следственных и судебных действий - один из самостоятель­ных видов доказательств, форме и содержанию которых присущи особен­ности, образующие свойственный только им процессуальный режим полу­чения и использования в уголовном процессе.

Источником рассматриваемого вида доказательств выступают субъекты уголовно-процессуальной деятельности, занимающие процессуальное по­ложение дознавателя, следователя, прокурора, судьи, которые уполномоче­ны проводить следственные и судебные действия по уголовным делам, на­ходящимся в их производстве. Совокупность их прав и обязанностей (от­ветственности), которыми они наделены в связи с проведением следствен­ных и судебных действий, направленных на формирование доказательств анализируемого вида, регулируется уголовно-процессуальным законом при определении их правового положения как властных субъектов уголовного процесса, установлении оснований, порядка производства и оформления соответствующих действий. К источникам данного вида доказательств от­носятся и понятые, участие которых обязательно при производстве ряда следственных действий (ч. 1 ст. 170 У ПК).

Содержание протоколов следственных и судебных действий образует сведения о фактах и обстоятельствах, имеющих значение для уголовного дела, которые могут быть непосредственно восприняты при их обнаруже­нии только в условиях производства данных действий. Протоколы допро­сов свидетеля, потерпевшего, обвиняемого, подозреваемого служат лишь средством фиксации таких видов доказательств, как показания свидетеля и потерпевшего, обвиняемого и подозреваемого, и не являются самостоя­тельным видом доказательств.

Способом собирания протоколов следственных и судебных действий являются: осмотр, освидетельствование, следственный эксперимент, обыск, выемка, задержание, предъявление для опознания, проверка показаний. При их производстве важно неукоснительно соблюдать установленные за­коном для каждого действия порядок проведения и оформления соответст­вующего протокола, поскольку это напрямую влияет на точность и полноту фиксируемых в них сведений, а следовательно, и доброкачественность формируемых доказательств.

Особое значение при производстве следственных и судебных действий, направленных на собирание рассматриваемого вида доказательств, играет соблюдение установленных законом обязательности и пределов примене­ния такого наиболее общего приема познания, как описание. Крайне важно отражать в протоколе не только ход и результаты следственного действия, но и фиксировать, например в протоколе осмотра места происшествия, где и какие значимые для дела предметы, обстоятельства были обнаружены. Названные требования приобретают тем большую актуальность, что часть чз указанных действий носит неповторимый характер (предъявление для

Раздел I. Общие положения

Глава IX. Виды доказательств

опознания, задержание) и отступления от требований закона повлекут не­допустимость полученных при этом доказательств. Например, не будет иметь доказательственного значения протокол предъявления для опозна­ния, в котором в общей форме зафиксировано, что потерпевший опознает обвиняемого по возрасту и внешности, а описание возраста и внешности, представленных на опознание лиц, в протоколе отсутствует, хотя разница в их возрасте была значительна1.

Протоколы следственных и судебных действий, направленных на соби­рание доказательств, составляются в письменном виде в соответствии с общими требованиями, предъявляемыми законом к протоколу следствен­ного действия (ст. 166, 167 УПК) и с учетом требований, установленных для протоколов соответствующих следственных действий и судебного за­седания (ст. 180, ч. 10, 12-15 ст. 182, ч. 6, 7 ст. 186, ч. 9 ст. 193, ст. 259, 260 УПК). К указанным протоколам могут прилагаться фотоснимки, кинолен­ты, планы, схемы, слепки и оттиски следов, иные материалы, выполненные при производстве следственных действий (ч. 8 ст. 166 УПК).

Проверка и оценка протоколов следственных и судебных действий осуществляется по общим правилам, установленным уголовно-процес­суальным законом для проверки и оценки доказательств (ст. 17, 87, 88 УПК)2.

При возникновении сомнений в правильности отражения в протоколах следственных действий сведений о фактах и обстоятельствах, имеющих значение для дела, в целях проверки допустим допрос в качестве свидете­лей участвовавших в них понятых.

В суде протоколы следственных действий, относящиеся к рассматри­ваемому виду доказательств, подлежат исследованию путем оглашения (ст. 285 УПК).

На необходимость полного и объективного отражения в протоколе за­седания всего хода судебного разбирательства, рассмотрения замечаний на данный протокол, приносимых участниками процесса, обращали внимание высшие судебные органы страны3. Недопустимы случаи, когда приговоры основываются на доказательствах, содержание которых не соответствует, а иногда и противоречит содержанию данных, зафиксированных в протоколе судебного заседания4. Неотражение в протоколе судебного заседания дей­ствительного хода судебного действия, расценивается судебной практикой как основание для отмены приговора5. Случаи нерассмотрения судом заме-

1 См.: ВВС РФ. 1994. №5. С. 15.

2 См. об этом гл VII

'См.: ВВС СССР 1977. № 1.С. 5. 4 См.: ВВС РСФСР. 1987 № 7. С. 8-9 5См.:БВСРФ. 1993. №5 С. 7.

чаний на протокол судебного заседания признаются на практике сущест­венным нарушением уголовно-процессуального закона1.

Окончательная оценка протоколов следственных и судебных дейст­вий производится по внутреннему убеждению в совокупности со всеми собранными и проверенными доказательствами по уголовному делу. Субъекты оценки при этом руководствуются законом и совестью (ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 88 УПК). Как и другие доказательства, протоколы следст­венных и судебных действий не имеют заранее установленной силы (ч. 2 ст. 17 УПК).

Иные документы

Иные документы как самостоятельный вид доказательств об­разуют только собранные в стадии предварительного расследования и судеб­ного разбирательства допустимыми законом способами (истребования, пред­ставления) документы, в которых компетентными учреждениями, предпри­ятиями, организациями, должностными лицами или гражданами изложены или удостоверены обстоятельства и факты, имеющие юридическое значение и относящиеся к предмету доказывания или побочным фактам.

К числу иных документов, например, относятся справка о наличии су­димости, копия приговора, приказ о зачислении на должность, служебная характеристика, расписка, договор, доверенность, завещание и т. п.

Как и любое другое доказательство в уголовном процессе, иной доку­мент должен отвечать требованиям относимости и допустимости, предъяв­ляемым соответственно к его содержанию и форме (ст. 84 УПК). Содержа­ние и форма иных документов как самостоятельного вида доказательств характеризуется рядом особенностей.

Согласно закону иной документ будет отвечать требованию относимо­сти только в том случае, если обстоятельства и факты, удостоверенные или изложенные в нем предприятиями, учреждениями, организациями, долж­ностными лицами и гражданами, имеют значение для уголовного дела (ч. 1 ст. 84 УПК). Следует учитывать, что иные документы, отражая обстоятель­ства, имеющие значение для дела, порождаются не событием преступле­ния, а создаются в процессе обычной деятельности предприятий, учрежде­ний, организаций, должностных лиц и граждан. Содержание иного доку­мента всегда составляют сведения об относимых к делу фактах, имеющих Юридическое значение.

В случаях, когда иные документы обладают признаками, указанными в ст. 81 УПК, они должны быть признаны вещественными доказательствами (ч. 4 ст. 84 УПК). При этом на них распространяется процессуальный ре-

См.БВСРФ. 1997. №5. С. 18.

Раздел I. Общие положения

жим, предназначенный для формирования и использования вещественных доказательств.

Источником доказательства применительно к иному документу высту­пает автор документа. Правовое положение указанного источника доказа­тельства определяется компетенцией автора документа, которая ограничи­вается пределами выполняемых им функций. Документы могут носить официальный характер, когда они исходят от государственных органов, организаций. В качестве иных документов следует рассматривать также акты ревизий и документальных проверок, если обстоятельства и факты, удостоверенные или изложенные в них, имеют значение для дела. Ревизии, документальные проверки могут назначаться и производиться как в связи с производством по уголовному делу, так и независимо от него. Авторами документов могут быть и граждане. От них обычно исходят документы, представляющие собой различного рода договоры, доверенности, распис­ки и другие подобные акты, связанные с реализацией гражданами своих прав и обязанностей. Документ, исходящий от некомпетентного органа, должностного лица, от ненадлежащего гражданина, доказательством не является.

Способом собирания иных документов служат истребование или пред­ставление (ч. 4 ст. 21, ст. 285, 286 УПК). Истребование производится вла­стными субъектами уголовного процесса, в производстве которых находит­ся дело. Представление может быть осуществлено органами и лицами. Так, например, документы часто представляются обвиняемым, подозреваемым, защитником, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или их законными представителями. Нередко они изымаются в ходе произ­водства следственных и судебных действий. Неотъемлемой частью способа собирания иных документов в суде является их оглашение. Об этом прямо говорится в ст. 285 УПК: «...документы, приобщенные к делу или пред­ставленные в судебном заседании, могут быть на основании определения или постановления суда оглашены полностью или частично, если в них изложены или удостоверены обстоятельства, имеющие значение для уго­ловного дела».

Обязательным атрибутом источника фактических данных иных доку­ментов является письменная форма. Документ должен быть изложен бук­венным текстом, посредством которого обеспечивается однозначность вы­ражения заключенного в нем содержания и его понимания всеми. Исполь­зуемые в документах цифры, условные обозначения, графические, а иногда и фотографические изображения, служащие более точной и полной переда­че его содержания, сами по себе, в отрыве от текста документами не явля­ются. Это относится к материалам фото- и киносъемки, аудио- и видеоза­писи и иным носителям информации, полученным, истребованным или представленным в порядке, установленном ст. 86 УПК.

Глава IX. Виды доказательств

Иные документы приобщаются к материалам уголовного дела и хранят­ся в течение всего срока его хранения. По ходатайству законного владельца изъятые и приобщенные к уголовному делу документы или их копии могут быть переданы ему (ч. 3 ст. 84, ст. 286 УПК).

Иной документ, как и любое другое доказательство, подлежит провер­ке и оценке (ст. 17, 87, 88 УПК). Прежде всего проверяется допустимость иного документа: известность автора, его компетентность, наличие под­писи надлежащего лица, даты и места составления. В зависимости от ви­да документа его обязательными реквизитами могут также быть наличие печати, изложение текста на определенном бланке, порядок расположе­ния текста, материал, на котором выполнен текст, наличие регистрацион­ного номера и др.

В случаях, когда содержание иных документов образуют выписки из инструкций, нарушение которых вменяется обвиняемому, а также прика­зов, согласно которым на него возлагалось выполнение соответствующих обязанностей, в документах должна содержаться ссылка на их точное на­звание, номер, дату издания'.

В тех случаях, когда между Россией и иностранным государством су­ществует договор о правовой помощи, документы, содержащие относимые к делу данные, составленные на территории иностранного государства компетентными органами или лицами и скрепленные гербовой печатью, представленные органам расследования, суду (запрошенные ими), должны рассматриваться в качестве доказательств.

С особой тщательностью проверяется содержание иного документа, его связь с обстоятельствами уголовного дела. При этом документ анализиру­ется с точки зрения полноты (в случае, например, его истребования по за­просу следователя, в котором содержались конкретные вопросы), внутрен­ней непротиворечивости его содержания, соответствия содержанию других доказательств, собранных по делу. Особое внимание в ходе проверки сле­дует обращать на то, чтобы содержание иного документа не выходило за пределы компетенции его автора.

Проверяя документы, содержащие относимые к делу сведения об иму­ществе, обязательствах имущественного характера, движении имущества, необходимо учитывать основные требования, предъявляемые к ведению бухгалтерской документации, установленные Федеральным законом «О бух­галтерском учете»2. В соответствии с ним к документам бухгалтерского Учета должны относится не только первичные учетные документы, но и их Реестры, которые могут вестись в письменной форме или с использованием банков машинной информации.

' См : ВВС РФ. 1995. № 2. С 10. ' См.: СЗ РФ. 1996. № 48. Ст. 53, 69.

Раздел I Общие положения

Содержание иного документа проверяется и путем собирания новых до­казательств. Для разъяснения, уточнения содержания документа допустим допрос его автора.

Окончательно вопрос о достоверности иного документа решается при его оценке в совокупности со всеми собранными и проверенными доказа­тельствами по делу (ст. 88 УПК). Оценка иных документов осуществляет­ся по внутреннему убеждению субъектов, ее производящих, которые при этом должны руководствоваться законом и совестью. Иные документы не имеют заранее установленной силы перед другими доказательствами (ст. 17 УПК).

Наши рекомендации