Внешние факторы в условиях рыночных отношений также

Способствуют формированию качества продукции (если предприя-

тие не является монополистом). К ним в первую очередь относятся:

Требования рынка, т. е. покупателей; конкуренция; нормативные

Документы в области качества продукции; необходимость завоева-

ния достойного места как на внутреннем, так и на внешнем рынке;

Обеспечение имиджа фирмы в среде покупателей, деловых людей и др.

В основном все факторы, как внутренние, так и внешние, тесно

Связаны между собой, и все они влияют на качество продукции.

Всегда необходимо помнить, что на каждом этапе развития пред-

Приятия степень влияния этих факторов неодинакова. Поэтому со-

Ответствующие службы должны их ранжировать по степени влия-

Ния и отдавать предпочтение тем из них, которые в наибольшей сте-

Пени влияют на качество продукции. Это позволит с меньшими

Затратами и более эффективно управлять качеством продукции.

Неотъемлемым атрибутом рыночной экономики является кон-

Куренция, она играет очень важную позитивную роль. Конкуренция

Предприятий является значительной побудительной силой для

Ускорения НТП и выпуска конкурентоспособной продукции. Она

Заставляет не только внедрять все новое и передовое, но и наиболее

Рационально использовать все имеющиеся ресурсы предприятия.

Конкуренция в широком смысле слова означает соперничество

В любой сфере деятельности. Если рассматривать конкуренцию

С чисто экономических позиций, то она означает соперничество

Между коммерческими организациями за наиболее выгодные усло-

Вия производства и сбыта, за получение более выгодного заказа

С целью упрочения позиций на рынке и получения максимальной

Прибыли сейчас и в будущем.

Конкуренция и монополия образуют диалектическую общность,

Постоянно противостоят друг другу на рынке и являются неотъем-

Лемой чертой рыночных отношений. Стремление победить в конку-

Рентной борьбе ведет к установлению господствующего положения

На рынке, захвату рыночной власти, образованию монополий.

Конкуренция на рынке выступает в различных формах и осу-

Ществляется различными методами. Она может быть внутриотрас-

Левой и межотраслевой. В первом случае речь идет о конкуренции

Между аналогичными товарами, удовлетворяющими одну и ту же

Потребность, но различающимися по цене, качеству и ассортимен-

Ту. Такую конкуренцию можно также назвать межфирменной или

Предметной.

Во втором случае в конкурентную борьбу включаются товары

Различных отраслей, удовлетворяющие различные потребности

Потребительского и производственного спроса, т. е. речь идет

О борьбе за платежеспособный спрос населения и потребности

Производства.

По методам осуществления конкуренцию можно подразделить

На ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция предполагает про-

Дажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем

Конкуренты. Неценовая конкуренция основана на предложении то-

Варов более высокого качества, с большими надежностью и срока-

Ми службы, с более высокой производительностью.

В последнее время важную роль стали играть такие параметры

Изделия, как экологичность, энергоемкость, эргономические и эсте-

Тические качества, безопасность. Большее, чем раньше, значение

Стали играть надежность и репутация фирмы —производителя или

Поставщика, ее престижность. Важными инструментами конкурен-

Ции становятся товарные знаки и торговые марки фирм.

Конкуренция играет очень важную роль в экономике только

В том случае, если она добросовестная. К сожалению, встречается и

Недобросовестная конкуренция. Недобросовестная конкуренция — это такие методы конкурентной борьбы, которые связаны с наруше-

Нием принятых на рынке норм и правил конкуренции. К таким ме-

Тодам относятся: продажа по ценам ниже себестоимости, или дем-

Пинг, с целью подрыва позиций конкурента и дальнейшего вытес-

Нения его с рынка; злоупотребление господствующим положением

На рынке, например чрезмерное завышение цен или отказ осуществ-

Лять поставки; ложная информация и реклама; недобросовестное

Копирование (имитация) товаров и продукции конкурентов; нару-

Шение качества, стандартов и условий поставок товаров и услуг.

Недобросовестная конкуренция в большинстве развитых стран за-

Прещена законом.

С переходом на рыночные отношения в России начала появ-

Ляться, и довольно часто, недобросовестная конкуренция, что свя-

Зано с монополизацией экономики, неразвитостью законодатель-

Ной основы в этой области и пассивностью государства в борьбе

С этим явлением, что привело к появлению на рынке недоброкачест-

Венных продукции и всевозможных услуг.

Стандартизация и сертификация —это основа для выпуска

В стране высококачественной продукции.

Стандартизация во всем мире является проводником качества и

Ускорения НТП, поэтому от ее состояния в стране зависит очень

Многое.

Наши рекомендации