Внешние факторы в условиях рыночных отношений также
Способствуют формированию качества продукции (если предприя-
тие не является монополистом). К ним в первую очередь относятся:
Требования рынка, т. е. покупателей; конкуренция; нормативные
Документы в области качества продукции; необходимость завоева-
ния достойного места как на внутреннем, так и на внешнем рынке;
Обеспечение имиджа фирмы в среде покупателей, деловых людей и др.
В основном все факторы, как внутренние, так и внешние, тесно
Связаны между собой, и все они влияют на качество продукции.
Всегда необходимо помнить, что на каждом этапе развития пред-
Приятия степень влияния этих факторов неодинакова. Поэтому со-
Ответствующие службы должны их ранжировать по степени влия-
Ния и отдавать предпочтение тем из них, которые в наибольшей сте-
Пени влияют на качество продукции. Это позволит с меньшими
Затратами и более эффективно управлять качеством продукции.
Неотъемлемым атрибутом рыночной экономики является кон-
Куренция, она играет очень важную позитивную роль. Конкуренция
Предприятий является значительной побудительной силой для
Ускорения НТП и выпуска конкурентоспособной продукции. Она
Заставляет не только внедрять все новое и передовое, но и наиболее
Рационально использовать все имеющиеся ресурсы предприятия.
Конкуренция в широком смысле слова означает соперничество
В любой сфере деятельности. Если рассматривать конкуренцию
С чисто экономических позиций, то она означает соперничество
Между коммерческими организациями за наиболее выгодные усло-
Вия производства и сбыта, за получение более выгодного заказа
С целью упрочения позиций на рынке и получения максимальной
Прибыли сейчас и в будущем.
Конкуренция и монополия образуют диалектическую общность,
Постоянно противостоят друг другу на рынке и являются неотъем-
Лемой чертой рыночных отношений. Стремление победить в конку-
Рентной борьбе ведет к установлению господствующего положения
На рынке, захвату рыночной власти, образованию монополий.
Конкуренция на рынке выступает в различных формах и осу-
Ществляется различными методами. Она может быть внутриотрас-
Левой и межотраслевой. В первом случае речь идет о конкуренции
Между аналогичными товарами, удовлетворяющими одну и ту же
Потребность, но различающимися по цене, качеству и ассортимен-
Ту. Такую конкуренцию можно также назвать межфирменной или
Предметной.
Во втором случае в конкурентную борьбу включаются товары
Различных отраслей, удовлетворяющие различные потребности
Потребительского и производственного спроса, т. е. речь идет
О борьбе за платежеспособный спрос населения и потребности
Производства.
По методам осуществления конкуренцию можно подразделить
На ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция предполагает про-
Дажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем
Конкуренты. Неценовая конкуренция основана на предложении то-
Варов более высокого качества, с большими надежностью и срока-
Ми службы, с более высокой производительностью.
В последнее время важную роль стали играть такие параметры
Изделия, как экологичность, энергоемкость, эргономические и эсте-
Тические качества, безопасность. Большее, чем раньше, значение
Стали играть надежность и репутация фирмы —производителя или
Поставщика, ее престижность. Важными инструментами конкурен-
Ции становятся товарные знаки и торговые марки фирм.
Конкуренция играет очень важную роль в экономике только
В том случае, если она добросовестная. К сожалению, встречается и
Недобросовестная конкуренция. Недобросовестная конкуренция — это такие методы конкурентной борьбы, которые связаны с наруше-
Нием принятых на рынке норм и правил конкуренции. К таким ме-
Тодам относятся: продажа по ценам ниже себестоимости, или дем-
Пинг, с целью подрыва позиций конкурента и дальнейшего вытес-
Нения его с рынка; злоупотребление господствующим положением
На рынке, например чрезмерное завышение цен или отказ осуществ-
Лять поставки; ложная информация и реклама; недобросовестное
Копирование (имитация) товаров и продукции конкурентов; нару-
Шение качества, стандартов и условий поставок товаров и услуг.
Недобросовестная конкуренция в большинстве развитых стран за-
Прещена законом.
С переходом на рыночные отношения в России начала появ-
Ляться, и довольно часто, недобросовестная конкуренция, что свя-
Зано с монополизацией экономики, неразвитостью законодатель-
Ной основы в этой области и пассивностью государства в борьбе
С этим явлением, что привело к появлению на рынке недоброкачест-
Венных продукции и всевозможных услуг.
Стандартизация и сертификация —это основа для выпуска
В стране высококачественной продукции.
Стандартизация во всем мире является проводником качества и
Ускорения НТП, поэтому от ее состояния в стране зависит очень
Многое.