Цена, как экономическая категория, функции цены
Цена как экономическая категория выражает согласованный покупателем и продавцом денежный или иной имущественный эквивалент, который покупатель согласен уплатить за переданный ему товар, выполненную работу или оказанную услугу.
В условиях рыночной экономики цены формируются под воздействием спроса и предложения. Цена как основная категория рынка является конечным оценочным показателем, характеризующим товар. Выгодна или не выгодна данная продукция, есть потребность в ней на рынке или нет – это подтверждается рынком и ценой реализации данной продукции на нем. Поэтому от правильно выбранной стратегии и тактики ценообразования зависит финансовый успех любого предприятия. На уровень цены оказывают существенное влияние политические, экономические, социальные психологические факторы. Поэтому необходимо знать сложный механизм ценообразования, так как ошибки и просчеты при установлении цены приводят к серьезным финансовым затруднениям, иногда и к банкротству предприятия. Отсутствие внимания ко всем факторам, влияющим на цену, может привести к недополучению прибыли, а значит, невозможности рассчитаться с бюджетом по налогам и невозможности осуществлять расширенное воспроизводство своей деятельности.
Цена является базой для формирования акцизов и НДС, а также основой для установления различных торговых надбавок.
Так как основной движущей силой рыночного хозяйства является конкуренция, то цена, связанная с рынком, является также инструментом конкуренции. Рыночное хозяйство может эффективно функционировать при свободных конкурентных ценах, которые складываются в результате торга между продавцом и покупателем с учетом соотношения спроса и предложения и с учетом конкурентного выбора. Без конкурентного равновесия цен рыночное хозяйство обречено на застой с вытекающими из этого негативными последствиями для экономического развития общества.
Цена выполняет ряд функций, которые тесно связаны с действием объективных экономических законов:
1)Функция учета и измерения затрат общественного труда.
С помощью этой функции определяется денежное выражение стоимости товара. Цена дает возможность сопоставить самые различные потребительские свойства товаров и услуг исходя из затрат труда. В условиях рынка цена может существенно отклоняться от затрат, так как производитель заинтересован в максимальной прибыли от продажи товара, а покупатель – в минимальной цене покупки.
2)Функция сбалансирования спроса и предложения.
Означает, что по цене можно судить о наличии или отсутствии необходимых пропорций в производстве и обращении. Равновесие может быть достигнуто либо изменением объемов производства, либо изменением цены, либо одновременным изменением того и другого. Цена воздействует на производителя, заставляя его повышать качество и расширять ассортимент товара. Балансирующая функция цены выступает основным фактором регулирования предложения товаров. По каждому товару цена свидетельствует о необходимости либо сократить выпуск данного товара, либо увеличить его производство.
3)Регулирующая функция.
Заинтересовывает производителя в производстве выгодной, рентабельной продукции через величину заключенной в цене прибыли. С помощью цен можно реально стимулировать научно-технический прогресс, Обеспечивать экономия затрат, улучшать качество продукции, изменять структуру производства и потребления. Такое стимулирование обеспечивается путем варьирования уровня прибыли в цене, а также различными надбавкам и скидками с цены.
4)Социальная функция.
Означает, что от уровня цен зависят объем и структура потребления товаров и услуг, а значит размер потребительской корзины и потребительский бюджет. Кроме того, с помощью механизма цен происходит перелив капиталов в те секторы экономики и в развитие тех производств, где имеется высокая норма прибыли.
5)Планово-распределительная функция.
Означает, что с помощью цен планируют уровень затрат на производство продукции. Цены являются инструментом распределения и перераспределения национального дохода между регионами, отраслями и секторам экономики, различными формами собственности, различными социальными группами населения. Эта функция цены отражается в акцизах на конкретные группы товаров, НДС и других формах изъятий налогового характера, поступающих в бюджет.
Система и виды цен.
1)Все цены по способу установления делятся на фиксированные и свободные:
фиксированные устанавливаются органами государственной власти или местного самоуправления;
свободные устанавливаются по соглашению сторон на основе спроса и предложения.
2)В зависимости от того, кем и кому реализуется продукция, цены делятся на:
закупочные цены устанавливаются на с/х продукцию;
оптовые или отпускные цены устанавливаются предприятиями-изготовителями продукции и применяются в расчетах со всеми потребителями кроме населения, в то числе с посредниками, включая снабженческо-сбытовые и торгово-закупочные предприятия. Оптовые цены устанавливаются на продукцию технического назначения, а отпускные на товары народного потребления;
розничные цены устанавливаются на продукцию, предназначенную для реализации населению;
тарифы на услуги.
3)По территории действия различают внутригосударственные и мировые цены.
Внутригосударственные цены действуют на территории конкретного государства и подчиняются его законодательству.
Мировые цены применяются во внешнеэкономическом обороте. Это цены, по которым проводятся крупные экспортные и импортные операции. На практике мировые цены по сырьевым товарам определяются уровнем цен стран-экспортеров или импортеров; по готовым изделиям – ценами ведущих в мире производителей, которые специализируются на изготовлении данной продукции; по остальным товарам – ценами бирж и аукционов.
Цены считаются мировыми, если соблюдаются следующие условия:
-это должны быть цены крупных экспортных или импортных сделок, совершаемых на ведущих по данному товару рынках;
-это должны быть цены сделок, носящих регулярный характер;
-это должны быть цены сделок, предусматривающих платежи в свободно конвертируемой валюте.
Мировые цены отражают конъюнктуру, которая сложилась в конкретный момент в том или ином сегменте мирового товарного
рынка, и зависят как от естественного колебания спроса и предложения данного товара, так и от возможности крупных монополистов влиять на динамику цен.
4)Цены в зависимости от того, продавец или покупатель берет на себя
транспортные расходы, различаются по виду ФРАНКО (франкировка – включение транспортных расходов в цену). Существует два наиболее распространенных вида ФРАНКО:
Франко-станция (пристань) отправления означает, что все расходы по доставке товара от предприятия-изготовителя до станции отправления и погрузке включены в цену, остальные расходы оплачиваются сверх цены.
Франко-станция назначения означает, что все транспортные расходы до станции назначения включены в цену.
Транспортный фактор учитывается и во внешнеторговых ценах. Порядок и обязанности продавцов и покупателей в распределении между ними транспортных расходов изложен в документе, который называется ИНКОТЕРМС – сборник “Международные правила толкования торговых терминов”, издается международной Торговой палатой. Так как транспортные расходы продавца автоматически входят в цену товара, то от способа их распределения зависит величина внешнеторговой цены. Эти расходы могут составлять 40-50% в цене товара. К ним относят:
ü расходы по подготовке экспортного товара к отгрузке;
ü оплата погрузки товара на транспортное средство внутреннего перевозчика, оплата перевозки товара от пункта отправления до внутренних промежуточных пунктов погрузки;
ü оплата по перегрузке товара на транспортное средство покупателя;
ü расходы по страхованию товара;
ü расходы по хранению товара в порту;
ü выгрузка в пункте назначения;
ü расходы по оплате таможенных сборов, налогов, пошлин и других платежей, связанных с перемещением товара через границу.
Все эти расходы определяют границу транспортных расходов продавца, за которой эти расходы начинает нести покупатель.
5)Все цены делятся на контролируемые и неконтролируемые.
К контролируемым относятся все регулируемые цены, а также свободные цены, если при их формировании установлены определенные правила о предельных размерах снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, а также предельных уровнях рентабельности.
Остальные цены – неконтролируемые.
6)В рыночной экономике существуют престижные и неокругленные цены.
û Престижные цены устанавливают для потребителей, которые считают, что высокая цена означает высокое качество товаров, либо высокое качество самих потребителей.
û Неокругленные цены используются с учетом психологических особенностей покупателя. Такие цены создают впечатление тщательного расчета минимального уровня цены, и у покупателя складывается ощущение экономии.
7)По способу фиксации различают твердые, подвижные и скользящие цены.
û Твердые цены устанавливаются в момент заключения договора и не изменяются в течение всего срока постановки продукции по договору.
û Подвижные цены могут быть пересмотрены, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится.
û Скользящие цены пересчитываются в момент исполнения договора с учетом изменения затрат на производство данной продукции за период времени необходимый для ее изготовления. Скользящие цены обычно устанавливают на товары с длительным сроком изготовления.
8)С учетом факторов времени цены делятся на постоянные, сезонные и ступенчатые.
û Постоянные – это цены, срок действия которых заранее не определен.
û Сезонные – цены, срок действия которых определен периодом времени.
û Ступенчатые – это ряд последовательно снижающихся цен в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.
В рыночной экономике существуют внутрифирменные цены (трансфертные). Их применяют в расчетах между структурными подразделениями, входящими в одно предприятие, а также используют разные фирмы, входящие в одну ассоциацию. Такая цена складывается на основе издержек производства плюс минимальная нора прибыли.