Методы и инструменты государственного экономического регулирования

Государство, осуществляя регулирование социально - экономических процессов, использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования.

Анализ мирового опыта позволяет гово­рить как о формировании национальных моделей, так и о сложившемся стандарт­ном наборе методов и инструментов государственного регулирования.

Общепринято деление методов государственного регулирования на:

· правовые, в том числе административные,

· экономические

1. Правовое регулирование состоит в установлении государством системы законодатель­ных норм и правил, которые определяют формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования предприятий, взаимные обязательства в области трудо­вых отношений профсоюзов и работодателей и др.

Административное регулирование включают в себя меры (через запрещение, разрешение, принуждение) по регулированию, контингентированию, лицензированию, квотированию и т. д.. С их помощью осуществляется государственный контроль над ценами, доходами, учетной став­кой, валютным курсом. В большинстве случаев сфера действия административных мер огра­ничивается областью охраны окружающей среды и социальной защиты населения.

2. Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных свя­зей и расширение рыночных отношений через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование фак­торов экономического роста.

С этой целью используются:

· бюджетная и фискальная политика;

· денежно-кредитная политика;

· программирование, прогнозирование и планирование.

Финансовая политика предполагает использование бюджетно-налогового и фискального механизма для достижения национально-экономических и соци­альных целей.

Денежно-кредитная политика предполагает использование метода косвенно­го воздействия Центрального банка на элементы рыночного механизма и, прежде всего, оптимальность денежного обращения.

Высшей формой государственного регулирования являются программирова­ние, прогнозирование и планирование. Их применение связано с усложнением хозяйственных связей и необходимостью применения комплексных методов в дос­тижении кратко-, средне- и долгосрочных целей.

Объектами таких целевых про­грамм являются отрасли (в том числе аграрный сектор экономики), регионы, со­циальные условия, направления научных исследований и т. д.

Программы бывают обычные, целевые, чрезвычайные. Наиболее распространены общенациональные программы по восстановлению экономики, структурной перестройке, приватизации, послекризисной стабилиза­ции экономики.

В условиях рыночной экономики применяется планирование экономики по до­вольно продолжительному горизонту.

Государство воздействует на экономику с помощью определенных, создаваемых для реализации конкретных целей инструментов. Под инструментом государственного воздействия на экономику понимают особое средство работы государства, предназначенное для выполнения его функций.

Методы регулирования могут быть прямыми и косвенными:

1. Прямые методы регулирования сводятся к административному воздействию на функционирование и ре­зультативность хозяйствования субъектов. Среди методов прямого ГРЭ преоб­ладают различные формы безвозвратного целевого финансирования секторов эко­номики, регионов, фирм в виде субвенций или субсидий, включающих дотации, пособия доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов общенаци­онального и регионального уровней, а также льготных кредитов.

Целью таких ме­тодов являются достижение приоритетов развития, защита общественно-необхо­димых секторов экономики и групп населения. Однако, кроме положительного эффекта указанные меры могут иметь и негативные последствия в виде деформации реаль­ного соотношения издержек и цен, снижения уровня конкурентности, ослабления балансирующей функции рынка.

Прямое воздействие на экономику государство осуществляет через инвестиции в определенные отрасли хозяйств,. которые могут идти по двум направлениям:

Развитие государственного предпринимательства.

Субсидирование социально значимых сфер экономики.

Первое осуществляется либо в капиталоемких и мало­рентабельных отраслях, например, таких как угольная промышленность, желез­нодорожный и водный транспорт, содержание автомобильных дорог; либо в отраслях, определяющих на данном этапе научно-технический прогресс, а также подготовку квалифицированных кадров и проведение научных исследований.

Государственное предпринимательство развивается в тех областях, где применение других форм собственности может привести к отрицательным по­следствиям.

Предпринимательская деятельность по­зволяет государству решать общенациональные вопросы и важнейшие соци­альные задачи. При этом государство поддерживает уровень жизни населения, определяя предельные цены на энергию, продукты питания, услуги и т. д.

Второе осуществляется через государственные программы поддержки таких сфер, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, которые без его помощи развива­лись бы медленнее, чем другие отрасли, или цены на их услуги установились бы столь высокими, что были бы доступны немногим.

Государство оказывает также прямое регулирующее воздействие на экспорт, освобождая экспортера от уплаты пошлин на ввоз определенных видов сырья, со­здавая льготное кредитование экспорта либо представляя государственные гаран­тии под внешние кредиты.

Государство осуществляет и прямое воздействие на национальный рынок. Оно может влиять на размер, структуру и направления развития рынка путем государ­ственного заказа.

2. К косвенным методам относятся: бюджетная и фискальная политика; денежно-кредитная политика; социальная политика.

К инструментам государственного регулирования относятся:

В кредитной политике:

· нормирование банковских резервов;

· варьирование учетной ставки банковского процента;

· проведение операций на валютном рынке.

2. В бюджетной политике:

· регулирование государственных расходов;

· осуществление государственных закупок;

· выпуск государственных внутренних займов;

· поддержка и регламентирование государственного предпринимательства.

3. В фискальной политике:

· регулирование налогового обложения имущества граждан и юридических лиц;

· введение муниципальных налогов.

4. В социальной политике:

· регулирование минимальных ставок оплаты труда;

· установление размеров пенсий, пособий по безработице и т. д.

5. Во внешнеэкономической политике:

· законодательное установление ставок таможенных пошлин, обменных кур­сов валют;

· использования иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений.

Взаимосвязь и обусловленность рын­ков (рынка благ и услуг, денежного рынка, рынка труда, внешнеэкономического рынка) требуют комплексного использования методов и инструментов регулирования.

Весь опыт современного экономического развития показывает — рыночная система немыслима без вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства.

Существуют важные ограничения для регулирования. Например, недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (тотальное ди­рективное планирование, всеохватный административный контроль над ценами и др.).

Влиять на рынок следу­ет только косвенными, экономическими методами. При­менение административных методов допустимо лишь в отдельных случаях.

Среди методов государственного регулирования не существует совершенно не­пригодных и абсолютно неэффективных, точно также как нет ни одного идеального. Нужны все, и вопрос лишь в том, чтобы определить для каждого те ситуации, где его применение наиболее целесообразно.

Экономические потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разум­ного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административ­ным методам.

Механизм государственного регулирования не является раз и навсегда дан­ным и неизменным. Эволюция его предопределяется потребностями технологи­ческого развития и экономического роста, перегруппировкой политических сил и изменениями проводимой ими экономической и социальной политики, степенью развитости рыночных отношений хозяйствования.

В любом случае государственное регулирование должно быть эффективным, т. е. максимально использовать предпринимательскую энергию для углубления партнерства и катализации бизнеса. Оно эффективно в том случае, когда под­держивает те сферы, которые не регулируются или слабо регулируются рыночными механизмами — здравоохранение, образование, макроэкономическая стабиль­ность, защита неимущих и т. д.

Основные направления государственного регулирования экономики реализуются:

В направлении достижения и сохранения национальных конкурентных преимуществ экономики. Общепризнаной задачей государства становится разработка политики ново­введений, стимулирование усовершенствований в технике, выгодных для нацио­нальной экономики. Это позволяет повысить эффективность производства, дикто­вать высокие цены благодаря высокому качеству, осваивать новые наукоемкие отрасли и отдельные территории.

Использование совокупности разных форм в организации сис­темы государственных заказов и закупок, прежде всего контрактной системы, с целью вовлечения частного бизнеса в решение приоритетных проблем общества, в реализацию государственных про­грамм.

Активизация деятельности государства по расширению воз­можностей обеспечения конкурентных преимуществ национальной экономики на мировых рынках путем создания благоприятных условий хозяйствования нацио­нальных предпринимателей, стимулирования использования негосударственной поддержки частного бизнеса, конкурентоспособности фирм в тех сферах, где част­ные инвестиции способствуют решению крупномасштабных стратегических задач и связаны с высоким риском либо не обеспечивают достаточной прибыли.

Общая координация экономических процессов, стимулирование развития экономики в соответствии с выбранными правительством ориентирами. Осуществляется разработка долгосрочной экономической стратегии промышлен­ной политики через систему планово-прогнозных институционных структур.

В области социальной стратегии и реализующей ее социальной по­литики сферой государственного регулирования становятся доходы, цены, заня­тость, трудовые отношения, охрана труда, качество товаров и услуг. Этим пре­следуется смягчение социального неравенства, поддержание баланса интересов, достижение общего конценсуса, стимулирование экономической активности раз­личных групп населения

6., Адаптация экономического регулирования к изменяющимся усло­виям хозяйствования, выражающаяся в диверсификации деятельности государства по регулированию экономики.

В современной экономике развитых стран одновременно идут процессы дерегулирования и децентрализации.

Дерегулирова­ние означает сокращение масштабов прямого государственного вмешательства в процессы общественного воспроизводства. Государственное регулирование до­полняется корпоративным, что дает кумулятивный и компенсационный эффект.

Процесс децентрализациисостоит в переносе решения многих проблем с макро­уровня на мегауровень отдельных регионов и микроуровень отдельных фирм. Ха­рактерно, что субъектами государственного регулирования становятся регио­нальные, муниципальные и коммунальные органы управления. Уменьшается роль прямых форм административного регулирования и повышается значение различ­ных рычагов косвенного воздействия государства.

Экономическое регулирование на уровне территории уменьшает неравномер­ности социально-экономического развития регионов, снимает социальную напря­женность в депрессивных регионах, стимулирует эффективное использование эко­номического потенциала территории.

Если внимательно посмотреть на результаты вмешательства государства в экономику, то можно заметить, что они весьма противоречивы. Нередко попытки решения какой-либо проблемы означают, что решение других проблем откладывается, что делает их острее, насущнее.

Так возникают дилеммы государственного регулирования экономики: в рамках ограниченных государственных и негосударственных ресурсов решение одной проблемы приводит к потерям альтернативных экономических ресурсов. Наиболее всего известна дилемма "пушки" - "масло".

Некоторые наиболее важные дилеммы государственного регулирования экономики:

«национализация – приватизация», «инфляция - дефляция»,

«потребление - инвестиции», «занятость - безработица»,

«спад - рост», «жесткая экономия - увеличение дефицита бюджета»,

«внешнеэкономическая либерализация - национальный протекционизм».

Обычно выбор той или иной активной стороны в дилемме государственного регулирования зависит от многих принимаемых во внимание институциональных факторов: природного, технологического, исторического, экономического, законодательного, фактора традиций, социального, психологического, политического, международного и др.

Поэтому полностью реализовать цели государственного регулирования практически нереально.

Наши рекомендации