Методы и инструменты государственного экономического регулирования
Государство, осуществляя регулирование социально - экономических процессов, использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования.
Анализ мирового опыта позволяет говорить как о формировании национальных моделей, так и о сложившемся стандартном наборе методов и инструментов государственного регулирования.
Общепринято деление методов государственного регулирования на:
· правовые, в том числе административные,
· экономические
1. Правовое регулирование состоит в установлении государством системы законодательных норм и правил, которые определяют формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования предприятий, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и др.
Административное регулирование включают в себя меры (через запрещение, разрешение, принуждение) по регулированию, контингентированию, лицензированию, квотированию и т. д.. С их помощью осуществляется государственный контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. В большинстве случаев сфера действия административных мер ограничивается областью охраны окружающей среды и социальной защиты населения.
2. Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночных отношений через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста.
С этой целью используются:
· бюджетная и фискальная политика;
· денежно-кредитная политика;
· программирование, прогнозирование и планирование.
Финансовая политика предполагает использование бюджетно-налогового и фискального механизма для достижения национально-экономических и социальных целей.
Денежно-кредитная политика предполагает использование метода косвенного воздействия Центрального банка на элементы рыночного механизма и, прежде всего, оптимальность денежного обращения.
Высшей формой государственного регулирования являются программирование, прогнозирование и планирование. Их применение связано с усложнением хозяйственных связей и необходимостью применения комплексных методов в достижении кратко-, средне- и долгосрочных целей.
Объектами таких целевых программ являются отрасли (в том числе аграрный сектор экономики), регионы, социальные условия, направления научных исследований и т. д.
Программы бывают обычные, целевые, чрезвычайные. Наиболее распространены общенациональные программы по восстановлению экономики, структурной перестройке, приватизации, послекризисной стабилизации экономики.
В условиях рыночной экономики применяется планирование экономики по довольно продолжительному горизонту.
Государство воздействует на экономику с помощью определенных, создаваемых для реализации конкретных целей инструментов. Под инструментом государственного воздействия на экономику понимают особое средство работы государства, предназначенное для выполнения его функций.
Методы регулирования могут быть прямыми и косвенными:
1. Прямые методы регулирования сводятся к административному воздействию на функционирование и результативность хозяйствования субъектов. Среди методов прямого ГРЭ преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования секторов экономики, регионов, фирм в виде субвенций или субсидий, включающих дотации, пособия доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов общенационального и регионального уровней, а также льготных кредитов.
Целью таких методов являются достижение приоритетов развития, защита общественно-необходимых секторов экономики и групп населения. Однако, кроме положительного эффекта указанные меры могут иметь и негативные последствия в виде деформации реального соотношения издержек и цен, снижения уровня конкурентности, ослабления балансирующей функции рынка.
Прямое воздействие на экономику государство осуществляет через инвестиции в определенные отрасли хозяйств,. которые могут идти по двум направлениям:
Развитие государственного предпринимательства.
Субсидирование социально значимых сфер экономики.
Первое осуществляется либо в капиталоемких и малорентабельных отраслях, например, таких как угольная промышленность, железнодорожный и водный транспорт, содержание автомобильных дорог; либо в отраслях, определяющих на данном этапе научно-технический прогресс, а также подготовку квалифицированных кадров и проведение научных исследований.
Государственное предпринимательство развивается в тех областях, где применение других форм собственности может привести к отрицательным последствиям.
Предпринимательская деятельность позволяет государству решать общенациональные вопросы и важнейшие социальные задачи. При этом государство поддерживает уровень жизни населения, определяя предельные цены на энергию, продукты питания, услуги и т. д.
Второе осуществляется через государственные программы поддержки таких сфер, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, которые без его помощи развивались бы медленнее, чем другие отрасли, или цены на их услуги установились бы столь высокими, что были бы доступны немногим.
Государство оказывает также прямое регулирующее воздействие на экспорт, освобождая экспортера от уплаты пошлин на ввоз определенных видов сырья, создавая льготное кредитование экспорта либо представляя государственные гарантии под внешние кредиты.
Государство осуществляет и прямое воздействие на национальный рынок. Оно может влиять на размер, структуру и направления развития рынка путем государственного заказа.
2. К косвенным методам относятся: бюджетная и фискальная политика; денежно-кредитная политика; социальная политика.
К инструментам государственного регулирования относятся:
В кредитной политике:
· нормирование банковских резервов;
· варьирование учетной ставки банковского процента;
· проведение операций на валютном рынке.
2. В бюджетной политике:
· регулирование государственных расходов;
· осуществление государственных закупок;
· выпуск государственных внутренних займов;
· поддержка и регламентирование государственного предпринимательства.
3. В фискальной политике:
· регулирование налогового обложения имущества граждан и юридических лиц;
· введение муниципальных налогов.
4. В социальной политике:
· регулирование минимальных ставок оплаты труда;
· установление размеров пенсий, пособий по безработице и т. д.
5. Во внешнеэкономической политике:
· законодательное установление ставок таможенных пошлин, обменных курсов валют;
· использования иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений.
Взаимосвязь и обусловленность рынков (рынка благ и услуг, денежного рынка, рынка труда, внешнеэкономического рынка) требуют комплексного использования методов и инструментов регулирования.
Весь опыт современного экономического развития показывает — рыночная система немыслима без вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства.
Существуют важные ограничения для регулирования. Например, недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное планирование, всеохватный административный контроль над ценами и др.).
Влиять на рынок следует только косвенными, экономическими методами. Применение административных методов допустимо лишь в отдельных случаях.
Среди методов государственного регулирования не существует совершенно непригодных и абсолютно неэффективных, точно также как нет ни одного идеального. Нужны все, и вопрос лишь в том, чтобы определить для каждого те ситуации, где его применение наиболее целесообразно.
Экономические потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам.
Механизм государственного регулирования не является раз и навсегда данным и неизменным. Эволюция его предопределяется потребностями технологического развития и экономического роста, перегруппировкой политических сил и изменениями проводимой ими экономической и социальной политики, степенью развитости рыночных отношений хозяйствования.
В любом случае государственное регулирование должно быть эффективным, т. е. максимально использовать предпринимательскую энергию для углубления партнерства и катализации бизнеса. Оно эффективно в том случае, когда поддерживает те сферы, которые не регулируются или слабо регулируются рыночными механизмами — здравоохранение, образование, макроэкономическая стабильность, защита неимущих и т. д.
Основные направления государственного регулирования экономики реализуются:
В направлении достижения и сохранения национальных конкурентных преимуществ экономики. Общепризнаной задачей государства становится разработка политики нововведений, стимулирование усовершенствований в технике, выгодных для национальной экономики. Это позволяет повысить эффективность производства, диктовать высокие цены благодаря высокому качеству, осваивать новые наукоемкие отрасли и отдельные территории.
Использование совокупности разных форм в организации системы государственных заказов и закупок, прежде всего контрактной системы, с целью вовлечения частного бизнеса в решение приоритетных проблем общества, в реализацию государственных программ.
Активизация деятельности государства по расширению возможностей обеспечения конкурентных преимуществ национальной экономики на мировых рынках путем создания благоприятных условий хозяйствования национальных предпринимателей, стимулирования использования негосударственной поддержки частного бизнеса, конкурентоспособности фирм в тех сферах, где частные инвестиции способствуют решению крупномасштабных стратегических задач и связаны с высоким риском либо не обеспечивают достаточной прибыли.
Общая координация экономических процессов, стимулирование развития экономики в соответствии с выбранными правительством ориентирами. Осуществляется разработка долгосрочной экономической стратегии промышленной политики через систему планово-прогнозных институционных структур.
В области социальной стратегии и реализующей ее социальной политики сферой государственного регулирования становятся доходы, цены, занятость, трудовые отношения, охрана труда, качество товаров и услуг. Этим преследуется смягчение социального неравенства, поддержание баланса интересов, достижение общего конценсуса, стимулирование экономической активности различных групп населения
6., Адаптация экономического регулирования к изменяющимся условиям хозяйствования, выражающаяся в диверсификации деятельности государства по регулированию экономики.
В современной экономике развитых стран одновременно идут процессы дерегулирования и децентрализации.
Дерегулирование означает сокращение масштабов прямого государственного вмешательства в процессы общественного воспроизводства. Государственное регулирование дополняется корпоративным, что дает кумулятивный и компенсационный эффект.
Процесс децентрализациисостоит в переносе решения многих проблем с макроуровня на мегауровень отдельных регионов и микроуровень отдельных фирм. Характерно, что субъектами государственного регулирования становятся региональные, муниципальные и коммунальные органы управления. Уменьшается роль прямых форм административного регулирования и повышается значение различных рычагов косвенного воздействия государства.
Экономическое регулирование на уровне территории уменьшает неравномерности социально-экономического развития регионов, снимает социальную напряженность в депрессивных регионах, стимулирует эффективное использование экономического потенциала территории.
Если внимательно посмотреть на результаты вмешательства государства в экономику, то можно заметить, что они весьма противоречивы. Нередко попытки решения какой-либо проблемы означают, что решение других проблем откладывается, что делает их острее, насущнее.
Так возникают дилеммы государственного регулирования экономики: в рамках ограниченных государственных и негосударственных ресурсов решение одной проблемы приводит к потерям альтернативных экономических ресурсов. Наиболее всего известна дилемма "пушки" - "масло".
Некоторые наиболее важные дилеммы государственного регулирования экономики:
«национализация – приватизация», «инфляция - дефляция»,
«потребление - инвестиции», «занятость - безработица»,
«спад - рост», «жесткая экономия - увеличение дефицита бюджета»,
«внешнеэкономическая либерализация - национальный протекционизм».
Обычно выбор той или иной активной стороны в дилемме государственного регулирования зависит от многих принимаемых во внимание институциональных факторов: природного, технологического, исторического, экономического, законодательного, фактора традиций, социального, психологического, политического, международного и др.
Поэтому полностью реализовать цели государственного регулирования практически нереально.