Закономерности и особенности развития современной рыночной системы хозяйствования
В философском понимании общественная закономерность — это объективно существующая, повторяющаяся существенная связь явлений общественной жизни или хозяйственных процессов, характеризующая поступательное развитие истории. На практике это означает, что, выходя на рынок с тем или иным товаром, услугой, предприниматель должен понимать и учитывать закономерности развития рыночной системы хозяйствования. Перечислим эти закономерности.
Отсутствие дефицита товаров и услуг обусловливается самой природой рынка. Дело в том, что в основе обмена лежит принцип удовлетворения интересов всех участников производства, при котором каждый за наименьшее количество результатов своего труда стремится получить наибольшее количество труда другого производителя. В данном случае мы имеем дело с формированием цены товара в зависимости от спроса. Следовательно, при дефиците на товар у продающего появляется возможность поднять цену и получить высокую прибыль, а это привлекает других производителей. Чем прибыльней производство, тем больше к нему подключается производителей (поставщиков на рынок), причем каждый, опережая других, старается реализовать как можно больше продукции, пока цена на товар еще высокая. В результате вольно или невольно ликвидируется дефицит данного товара, баланс спроса и предложения начинает сдвигаться в сторону предложения, а это значит, что продажная цена товара уменьшается, приближаясь к уровню общественных издержек.
Тенденция к установлению продажной цены на уровне общественных издержек производства вытекает из первой закономерности. Когда баланс спроса и предложения начинает двигаться в сторону предложения, то продажная цена приближается к уровню общественных издержек производства.
Непрерывный поиск возможностей улучшения товаров и услуг. Установление цены на уровне общественных издержек производства означает для многих производителей неполучение прибыли либо вообще, либо получение незначительной ее величины, а порой и продажу товара себе в убыток. В этих условиях, чтобы сохранить возможность получения высокой прибыли, производители начинают искать пути снижения себестоимости (ниже общественной). Но снижение себестоимости имеет свой предел, определяемый уровнем развития науки и техники, организацией производства и труда. Это заставляет искать новые пути получения необходимой прибыли. И одним из них является улучшение потребительских свойств товара.
Необходимость поиска путей улучшения качества товара определяется также и борьбой производителей за рынки сбыта. Известно, что с аналогичными товарами, как правило, выходят на рынок многие производители. Поэтому, чтобы обеспечить лучшие условия для продажи своего товара на рынке по сравнению с конкурентами, производитель стремится улучшить его потребительские свойства.
Непрерывный поиск ускорения продажи товаров и услуг потребителю и закрепление на рынке сбыта. Это важно для производителя особенно тогда, когда он выступает на рынке с новым товаром и хочет довести его до потребителя, цены на него еще высоки и можно получить большую прибыль. Кроме того, в условиях рынка большое значение имеет ускорение оборачиваемости капитала. Правильный выбор каналов сбыта также способствует закреплению предприятий на рынке.
На рынке происходит естественный отбор производителей. Остается лишь тот, кто создает лучшие условия продажи для своих товаров. Обязательным условием осуществления этого отбора является наличие нескольких производителей аналогичного товара или конкуренции. Обеспечению таких условий служит создание антимонопольного законодательства во всех странах с рыночной экономикой.
Рынок создает условия, при которых производится только та продукция, которая нужна обществу. Иначе говоря, работа на склад разорительна для производителя. Этому способствует конкуренция, которая в условиях подчинения производства спросу отметает все устаревшее и непрогрессивное.
Реализация вышеназванных закономерностей предполагает выполнение ряда условий развития организационной структуры рыночной системы хозяйствования:
• Наличие различных форм собственности — государственной во всех ее проявлениях (полностью государственная, акционерная, арендная), коллективной (акционерная, товарищества и кооперативная) и частной (индивидуальная, частная и арендная).
• Сочетание крупного производства с малым и средним бизнесом. Малые и средние предприятия выполняют работу, связанную со сбытом продукции, производимой крупными корпорациями, по заданию крупных компаний ведут маркетинговую деятельность, изучают и обобщают информацию о рынке и т.д.
• Переход от свободного рынка (с большим числом участников обмена, свободным ценообразованием и развитой конкуренцией) к регулируемому со стороны государства рынку.
• Наличие мощной, развитой инфраструктуры рынка в виде банков, бирж, транспорта, страховых и посреднических фирм.
Итак, рыночная система хозяйствования — это взаимодействие и сочетание различных экономических структур, хозяйственной практики и правового обеспечения, экономической политики и многого другого. Отсутствие любого элемента немедленно вызовет сбои, приведет к неэффективному развитию экономической системы. Именно поэтому усиливаются роль и значение государства как гаранта цивилизованного развития рынка. Изданием различных законодательных актов, проведением соответствующей экономической политики оно создает «правила игры», которым следуют участники рынка.
Государство не должно управлять хозяйственной деятельностью предприятий путем дачи указаний типа: что и сколько производить. Его цель— создать условия, выполнение которых обеспечило бы полную хозяйственную независимость предприятий как в области производства, так и реализации продукции, свободу заключения договоров с хозяйственными субъектами, выход на внешний рынок. Следовательно, руководство предприятия, организации должно понимать не только закономерности развития рынка, но и основные движущие мотивы, определяющие его поведение и принятие им решения о выходе на рынок с тем или иным товаром или услугой.
Вопросы для самопроверки
1.Каковы особенности и закономерности современной рыночной системы?
2. Дать характеристику современной рыночной системе, рассмотреть ее основные задачи.