Внутренние затраты, связанные с управлением дефектной продукцией
3.1.Отходы и переделки, возникшие по вине поставщиков:
— стоимость сырья, материалов и комплектующих изделий, не
соответствующих установленным требованиям, что вскрылось после
получения их от поставщика, затраты на их замену и утилизацию;
Ликвидационная стоимость отходов производства, а также стоимость отходов, вызванных перепроизводством, моральным устареванием продукции или изменением конструкции по требованию заказчика при определении совокупных затрат на обеспечение качества не учитываются.
3.2. Переделки и ремонт:
—затраты, необходимые для доведения продукции до соответствия установленным требованиям путем переделки, ремонта, либо иным способом;
—затраты на организацию и проведение повтор] 1ых испытаний продукции после ее переделок или ремонта.
3.3. Выявление причин появления брака:
— затраты на проведение исследований с целью выявления
причин возникновения несоответствий установленным требова
ниям готовой продукции и услуг.
3.4. Гарантийные обязательства, взаимные уступки:
— затраты, связанные с дополнительными гарантийными
обязательствами на продукцию, переданную в эксплуатацию и не
в полном объеме отвечающую установленным техническим требо
ваниям заказчика.
3.5. Снижение сортности:
— затраты, возникающие вследствие снижения продажной
цены на продукцию, которая не отвечает заданным техническим
требованиям.
4. Внешние затраты, связанные с управлением дефектной продукции
4.1.Продукция, не принятая заказчиком:
—затраты на выявление причин отказа заказчика принять продукцию;
—затраты на переделку, ремонт или замену не принятой продукции.
4.2. Гарантийные обязательства:
—затраты на замену продукции, которая в течении гарантийного периода эксплуатации не удовлетворила ожиданий заказчика;
—затраты, привлеченные сервисными службами, для коррекции продукции и удовлетворение ожиданий потребителя.
4.3. Отзыв и модернизация продукции:
— затраты на проверку, модификацию или замену уже постав
ленной заказчику продукции, в том случае когда имеется подо
зрение или уверенность в сушествовании дефекта, как результата
ошибок в процессе ее проектирования или производства.
4.4. Рекламационная работа:
— затраты, привлеченные для проведения исследований причин возникновения жалоб заказчика на качество продукции;
— затраты, привлеченные для удовлетворенности ожиданий потребителя.
7.3. Элементы затрат на обеспечение качества
Глубокие мысли — это железные гвозди, вогнанные в ум так, что ничем не вырвать их.
Дидро После формирования системы классификации и кодирования различных элементов затрат на обеспечение качества, необходимо определить и выявить источники данных о затратах.
Определенная информация о затратах формируется уже в процессе систематизации затрат. Часть информации о затратах легко получить путем наблюдения за процессом финансового управления хозяйственной деятельностью предприятия, в то же время, как отдельные данные о затратах присутствуют не в явном виде и их выделение представляется возможным только путем серьезного анализа отдельных элементов затрат на обеспечение качества.
Анализ затрат на контроль позволяет установить, что основной объем затрат составляет оплата труда персонала, задействованного в реализации процедур контроля и испытаний. Данные затрата в подавляющем большинстве случаев составляют более чем 90 % от всех затрат на реализацию процедуры контроля. Определение величины данных затрат не представляет особых сложностей. Данные затраты могут быть определены достаточно точно.
Оставшиеся затраты на обеспечение контроля качества, как правило, связаны со стоимостью используемых материалов в ходе контроля качества, закупками приспособлений и средств контроля качества и со стоимостью их технического обслуживания. Данные затраты также могут быть определены непосредственно и с ДО" статочной точностью.
Следовательно представляется возможным без особого труДа получить точную информацию о затратах на контроль качества продукции и услуг.
Определение элементов внутренних затрат, связанных с управлением дефектной продукции, требуют проведения дополнительного анализа и изучения первичных документов.
Не вызывает сложности определение следующих затрат:
— уровень оплаты труда, связанного с возвратом дефектной продукции для устранения дефектов;
— стоимость материалов, израсходованных для изготовления дефектной продукции;
— уровень оплаты труда, связанного с устранением дефектов;
— стоимость материалов, израсходованных для устранения дефектов;
— уровень оплаты труда, связанного с повторными испытаниями и контролем качества продукции после устранения дефектов;
— уровень оплаты сверхурочных работ в ходе устранения дефектов с целью выполнения обязательств по своевременности выполнения условий договора с заказчиком;
— накладные расходы, связанные с управлением и обеспечением процесса устранения дефектов;
— недополученная прибыль, связанная со снижением класса (сорта) продукции после устранения дефектов.
Выше приведенные затраты представляется возможным получить с достаточной степенью точности.
Сложно выявить объемы заработной платы и накладных расходов, связанных с анализом причин возникновения дефектов и подготовкой производства к устранению дефектов. Это вызвано тем, что необходимо провести анализ:
— штатного расписания подразделений производственного контроля;
— штатного расписания отдела поставок;
— штатного расписания отделов (служб) технического контроля;
— штатного расписания отдела (службы) качества предприятия.
Кроме того, необходимо провести анализ степени вовлечения
персонала для устранения дефектов в течение его нормированного рабочего времени. Оценка объема затрат производится с учетом Реально затраченного на устранение дефектов рабочего времени,
а также по результатам испытаний продукции после устранения ее дефектов.
Внутренние затраты, связанные с управлением дефектной продукцией, составляют несущественную часть совокупных затрат на обеспечение качества.
Внешние затраты, связанные с управлением дефектной продукции, делятся на три группы затрат.
К первой группе внешних затрат относятся затраты, связанные с управлением дефектной продукцией, которая была возвращена потребителем сразу либо в течение гарантийного периода. Если продукция была возвращена, то затраты, связанные с неустранимым дефектом или переделками и ремонтом, определяются аналогичным образом, как и в случае внутренних потерь.
Вторая группа внешних затрат связана с:
—оплатой труда, накладными расходами и прочими издержками, связанными с исследованием недовольств и жалоб потребителей;
—оплатой труда, накладными расходами и прочими издержками, вызванными обслуживанием неудовлетворенного потребителя;
—дополнительными транспортными расходами;
—издержками, вызванными с возможными форс-мажорными ситуациями, возможными, последующими оплатами компенсаций.
Выше приведенные затраты могут быть вызваны профессиональной деятельностью персонала различных отделов:
—проектный отдел;
—технологический отдел;
—экономический отдел;
—отдел сбыта;
—отдел технического обслуживания;
—транспортный отдел;
—юридический отдел;
—отдел (служба) качества.
Расчет внешних затрат необходимо вести с учетом реально затраченного рабочего времени персонала выше названных структурных подразделений предприятия, поскольку сотрудники всех
этих отделов вряд ли будут заняты полный рабочий день вопросами управления дефектной продукции.
Наибольшую сложность представляет процесс оценки третьей группы внешних затрат, которые связаны со снижением имиджа предприятия, снижением доверия и предрасположенности потребителя по отношению к продукции данного предприятия. Анализ практики хозяйственной деятельности отечественных предприятий свидетельствует о том, что величина внешних затрат, связанных с управлением дефектной продукции может составлять до 2,5 % от совокупных затрат на обеспечение качества.
Существенным недостатком современного состояния управления хозяйственной деятельности предприятия является тот факт, что многие руководители российских предприятий игнорируют данные затраты в связи с тем, что зачастую не представляется возможным установить с какой-либо степенью точности их величину (они только предположительны)-
Затраты на предупредительные мероприятия вызваны деятельностью практически всех отделов. Причем, особенность процесса выявления источников и объема данных затрат состоит в том, что большинство персонала предприятия затрачивает лишь часть своего рабочего времени на реализацию предупредительных мероприятий. Затраты на предупредительные мероприятия по обеспечению качества имеют место на следующих этапах хозяйственной деятельности:
—маркетинг;
—исследования;
—планирование процесса;
—проектирование и разработка;
—производство;
—инженерное обеспечение;
—лабораторные испытания;
—продажа;
—финансово-экономическое обеспечение;
—мониторинг хозяйственной деятельности предприятия;
—обучение, повышение квалификации и аттестация персонала предприятия.
^^^^н
Существенная доля затрат данной категории связана с работой персонала отдела (службы) качества.
Затраты на предупредительные мероприятия включают заработную плату и накладные расходы. Степень точности их определения зависит от точности установления времени, затраченного каждым сотрудником в отдельности. Отдельные затраты на предупредительные мероприятия представляется возможным рассчитать непосредственно по первичным документам по факту их выполнения. К данным затратам также относятся затраты на оплату работ персонала сторонних организаций, осуществляющих:
—поверку и калибровку средств измерения;
—обслуживание и аттестацию испытательного оборудования;
—консультации;
—обучение, повышение квалификации и аттестацию персонала.
7.4. Система управления затратами на обеспечение качества
Искусство заключается втом, чтобынайти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном.
Дидро
Данные о затратах на обеспечение качества содержатся в первичных документах, содержащих записи о результатах хозяйственной деятельности предприятия. Анализ данных записей позволяет определить величину затрат на реализацию той или иной хозяйственной операции предприятия. Так, данные о затратах могут быть получены на основе проведения анализа следующих документов:
— затраты на материалы могут быть получены из анализа накладных, записей в складской документации и т. п.;
— выплаты персоналу могут быть извлечены из ведомостей-Объемы выплат заработной платы извлекаются с учетом реально затраченного времени на проведение работ по обеспечению качества каждым вовлеченным сотрудником;
— стоимость поставок может быть определена по соответствующим договорам, счетам или накладным.
Определение, выявление и классификация затрат на обеспечение качества их распределение по элементам являются частью повседневной работы поуправлению хозяйственной деятельности предприятия. С этой целью на предприятии осуществляется нормирование элементов затрат и присвоение каждому элементу соответствующего кода.
Формирование системы элементов затрат на предприятии позволяет осуществлять содержательный сбор информации о затратах и их оценку с достаточной достоверностью и объективностью.
Достоверность данных о затратах на обеспечение качества обеспечивается путем их согласования с первичными финансовыми документами, счетами и т. д. Ответственность за достоверность данных о затратах на обеспечение качества на предприятии возлагается на уполномоченного представителя руководства по качеству.
Объективность данных о затратах достигается путем привлечения к сбору данных о затратах персонала планово-экономических и бухгалтерских подразделений предприятия. Классификацию, анализ элементов затрат и подготовку предложений руководству предприятия по улучшению хозяйственной деятельности осуществляет персонала отдела (службы) качества под руководством уполномоченного представителя руководства по качеству (Quality Manager).
Система управления затратами на обеспечение качества предполагает систематический сбор и анализ данных, составление отчета по затратам на обеспечение качества.
Учет и анализ затрат на обеспечение качества продукции в процессе разработки, производства и технического сопровождения эксплуатации проводят:
при выполнении работ, связанных с маркетингом, предпро-ектными исследованиями, НИР;
при выполнении работ, связанных с обеспечением качества при проектировании, отработке макетов, модулей, опытных образцов и доработке КД и ТД в ходе ОКР;
при устранении выявленных в процессе постановки на производство, производства и эксплуатации продукции недостатков конструкции и технологии изготовления;
при проведении контроля и испытаний (включая повторно проводимые) продукции;
при реализации мероприятий по предупреждению появления отказов и неисправностей;
при выявлении и устранении дефектов и брака в производстве-
при восстановлении изделий в эксплуатирующих организациях;
при возмещении ущерба потребителям за поставку дефектной продукции;
при устранении последствий применения некачественных КИ, полученных от поставщиков;
— при подготовке персонала, выполняющего работы, непо
средственно влияющие на качество.
Руководство предприятия осуществляет контроль и анализ затрат на качество в целях:
оценки эффективности СМ К;
— определения и корректировки задач структурных подраз
делений предприятия в области качества;
определения необходимости внедрения новых методов обеспечения качества для улучшения экономического положения предприятия.
Систематический анализ затрат на обеспечение качества позволяет руководству предприятия обоснованно выбирать направления работы персонала по улучшению хозяйственной деятельности и развития предприятия в целом.
Система управления затратами на обеспече! те качества на предприятии должны быть определена и документально оформлена. Основные принципиальные положения по учету и анализу затрат на качество, а так же ключевые этапы процедур учета и анализа затрат с указанием должностных лиц, ответственных за выполнение этих работ, устанавливают в Руководстве по качеству и стандарте организации (СТО) "Управление затратами на обеспечение качества".
В стандарте организации "Управление затратами на обеспечение качества" отражаются:
—виды затрат на обеспечение качества;
—порядок и методы сбора информации по всем составляющим элементам затрат на обеспечение качества;
—порядок и методы анализа и обобщения затрат на обеспечение качества;
—порядок оформления результатов анализа;
— методы оптимизации затрат" на качество по каждому виду продукции;
— полномочия и ответственность должностных лиц за учет и анализ затрат на обеспечение качества.
Вариант распределения полномочий и ответственности персонала предприятия за управление затратами представлен в табл. 17.
Таблица 17
Распределение полномочий и ответственности персонала предприятия за управление затратами на обеспечение качества
Полномочия (ответственность) | Исполнитель |
Определение категорий затрат | Планово-экономический отдел Отдел (служба) качества |
Сбор данных о затратах | Планово-экономический отдел |
Распределение данных по категориям | Планово-экономический отдел |
Предоставление данных о затратах в отдел (службу) качества | Планово-экономический отдел |
Анализ затрат | Отдел (служба) качества |
Выявление причин | Отдел (служба) качества |
Разработка рекомендаций по снижению затрат | Отдел (служба) качества |
Составление отчета о затратах на обеспечение качества | Отдел (служба) качества |
Координация деятельности по управлению затратами внутри всего предприятия | Отдел (служба) качества |
Наблюдения за выполнением рекомендаций и корректирующим мероприятиям | Отдел (служба) качества |
Перечень и содержание полномочий и ответственности персонала по управлению затратами на обеспечение качества зависят от многих факторов, в том числе:
—от количества персонала предприятия;
—видов деятельности предприятия;
—территориального размещения структурных подразделений предприятия;
—уровня компетентности персонала;
—вида и типа продукции и услуг.
Проведение расчетов, анализ затрат на качество и подготовку отчетов осуществляет отдел (служба), обусловленная структурой СМ К, с участием экономических отделов (служб) и других привлекаемых отделов (служб) предприятия. Мероприятия, регулирующие затраты на качество, реализуют как в оперативном порядке, так и в рамках программ обеспечения качества (ПОК) конкретной продукции.
Каждое предприятие самостоятельно формирует систему управления затратами на обеспечение качества с учетом специфики своей хозяйственной деятельности.