Ценовая система и методы ценообразования
Система цен характеризует взаимосвязь и взаимодействие различных видов цен.
Ценовая система – это единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения между различными участниками внешних и внутренних рыночных систем.
Рыночная цена формируется под влиянием ряда факторов: спроса и предложения, издержек производства (деятельности), цен конкурентов, величины сегмента рынка и т.д.
При этом ценовая система состоит из различных элементов, среди которых можно выделить как отдельные цены, так и определенные их группы.
Цены дифференцируются по ряду признаков.
Дифференциация цен по стадиям ценообразования отражает количественную взаимосвязь цен, складывающихся по мере движения товара (работ, услуг) от производителя до конечного потребителя (таблица 7.1.).
Таблица 7.1
Формирование цены
Элементы цены | |||||
Себестоимость производства и затраты на реализацию товара (работ, услуг) | Прибыль произво-дителя | Косвенные налоги (акциз, НДС) | Посредни-ческая надбавка ( издержки, прибыль, НДС посре-дника) | Торговая надбавка (издержки, прибыль и НДС торговли) | |
Оптовая пена производителя | |||||
Оптовая отпускная цена | |||||
Оптовая цена сбытовой организации | |||||
Розничная цена | |||||
Оптовые цены на продукцию производителя - это цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. При этом, продавец возмещает издержки производства и получая прибыль, а покупатель, приобретающий товар для перепродажи, обязан оплатить НДС со всей суммы полученной выручки.
Оптовая отпускная цена - цены изготовителей продукции, по которым они продают произведенную продукцию потребителям, возмещая свои издержки производства и реализации, косвенные налоги (акциз и налог на добавленную стоимость), а также получая прибыль.
Оптовые цены сбытовой организации (закупки) - цены, по которым предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию сбытовым (оптовым) организациям. В их состав включается оптовая цена предприятия и посредническая надбавка.
Розничные цены - цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети. Они включают, кроме оптовой цены сбытовой организации, торговую надбавку, состоящую из торговых издержек и прибыли. Налог на добавленную стоимость включается в стоимость реализуемой продукции если товарооборот в год превышает величину, установленную законодательством.
ПРИМЕР. Определить оптовую цену и оптовую отпускную цену производителя. Себестоимость единицы товара производителя составила 7000 руб, планируемая рентабельность – 20%, ставка акциза – 15%, ставка НДС – 18%.
Решение:
1) определяем оптовую цену товара
2) определяем оптовую отпускную цену товара без НДС
3) определяем оптовую отпускную цену товара с НДС
ПРИМЕР. Определить оптовую цену снабженческо-сбытовой организации. Закупочная цена единицы товара составляет 11661,17 руб., издержки обращения посреднической организации составляют 1000 руб., планируемая рентабельность 30%, НДС -18%
Решение.
1) определяем планируемую прибыль снабженческо-сбытовой организации
2) определяем величину наценки снабженческо-сбытовой организации, учитывая, что в надбавке налог НДС составляет 18%, а издержки обращения с прибылью соответственно 52% и 30% (сумма которых равна 100%)
3) определяем оптовую цену снабженческо-сбытовой организации
ПРИМЕР. Определить розничную цену товара, если цена закупки составила 13246,54руб. за единицу товара, а торговая надбавка составляет 25%.
Решение.
Дифференциация цен по степени участия государства в ценообразовании, которая характеризуется влиянием государства по ценовую политику. Цены классифицируются на рыночные и регулируемые.
К рыночным ценам товаров (работ, услуг) относятся:
- свободная цена, образующаяся под влиянием спроса и предложения;
- монопольно высокая (низкая) цена – складывающаяся в условиях доминирующего предложения на рынке одного или нескольких субъектов ценообразования;
- демпинговая цена – специально заниженная одним или несколькими субъектами ценообразования в сопоставлении со сложившимся уровнем цен.
К регулируемым ценам товаров (работ, услуг) относятся:
- фиксированная цена – установление твердой величины цены на определенный отрезок времени;
- предельная цена – ограничение нижним или верхним пределом уровня рентабельности, сбытовых и торговых надбавок, и т. д.
Дифференциация цен по характеру ценовой информацииоснована на учете специфики этой информации.
К ценам по характеру ценовой информации относятся:
1. Цены фактических сделок содержат информацию о реальных ценах купли-продажи товаров (услуг) на рынке и подразделяются на:
- твердые цены фактических сделок;
- цены фактических сделок с последующей фиксацией;
- подвижные (скользящие) цены фактических сделок.
2. Аукционные цены информируют участников рынка о возможности покупки или продажи товара на аукционе.
3. Биржевые цены содержат информацию о результатах биржевых торгов.
4. Справочные цены информируют покупателей об условиях продажи товаров (услуг) производителем (продавцом), подразделяются на:
- цены предложения, которые устанавливаются производителями (продавцами) без согласования с потребителями;
- цены прейскурантов публикуются, часто с краткой характеристикой.
5. Ценовые индексы представляют собой информационные показатели динамики цен за определенный период времени и подразделяются на:
- ценовой индивидуальный индекс, который информирует о динамике цен отдельных товаров (услуг);
- ценовой сводный индекс содержит информацию о динамике цен на группы товаров (услуг).
Договорно-контрактные цены – устанавливаются по соглашению сторон, при этом продавец и покупатель, заключая договор-контракт, принимают на себя определенные обязательства. В свою очередь, по времени действия они подразделяются на:
- твердые (постоянные),которые не меняются в течение всего срока действия контракта;
- текущие,меняющиеся в рамках одного контракта и отражающие изменение ситуации на рынке;
- сезонные,действующие в пределах определенного периода времени;
- скользящие,устанавливаемые на изделия с длительным сроком изготовления. Эти цены позволяют учитывать изменения в издержках производства за период времени, необходимый для их изготовления.
Методы ценообразования – это способы формирования цен на товары и услуги.
Различают затратные и параметрические методы.
Затратные методы основаны преимущественно на учете издержек производства и реализации продукции:
- метод полных издержек, т.е. реальные издержки + прибыль, используется предприятиями, положение которых близко к монопольному;
- метод стандартных издержек основан на расчетах затрат по нормам (стандарт затрат), но с учетом их отклонений;
- метод прямых издержек (метод формирования цен по сокращенным затратам) используется для определения прямых издержек исходя из конъюнктуры рынка и ожидаемых цен и объемов продажи товаров (услуг).
- метод рентабельности инвестиций предполагает покрытие заемных средств, т.е. к сумме затрат на единицу продукции добавляется процент по инвестиционным средствам, но при этом цена должна быть сопоставима с рыночной ценой.
- метод расчета цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли, позволяет рассмотреть различные варианты цен, их влияния на объем сбыта, необходимый для преодоления уровня безубыточности. В основу данной методики положен график безубыточности, на котором представлены общие поступления при различных объемах продаж (рис. 7.1)
Рис. 7.1. Изменение прибыли фирмы с ростом объема производства
Точка безубыточности– объем выпуска продукции, при котором достигается равновесие совокупных доходов (выручки) и расходов (издержек).
Параметрические методы основаны на учете технико-экономических параметров товаров:
- метод удельной цены используется лишь для ориентировочной оценки;
- метод баллов целесообразно применять для изделий с разнообразными параметрами, которые не поддаются непосредственному приведению к одной величине;
- метод регрессии позволяет моделировать изменения цен в зависимости от совокупности параметров товара (вхождение товара в параметрический ряд).