Качество как объект управления
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ
(образован в 1953 году)
__________________________
Кафедра менеджмента
Т.В. Хомутинникова
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Учебное пособие
Часть II
Для студентов специальностей: 080507, 080502,080401, 260204, 60401,260202,260203,260504,260302,080301,080503 всех форм обучения
Www.mgutm.ru
Москва – 2009
УДК 658
© Хомутинникова Т.В. Управление качеством. Учебное пособие, часть II. – М.: МГУТУ, 2009.
В учебном пособии содержится теоретический материал необходимый для проведения лекционных занятий и для написания контрольной работы по данной дисциплине. В конце каждой главы предлагается список вопросов, на которые необходимо обратить внимание при повторении учебного материала. Для выполнения практической и домашней работы в помощь студентам предлагается список информационных источников.
Автор: Хомутинникова Татьяна Владимировна
Рецензент: Валентинов В.А.
Редактор: Свешникова Н.И.
© Московский государственный университет технологий и управления, 2009
109004, Москва, Земляной вал, 73
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 5. Общие функции управления качеством продукции | |
5.1. Качество как объект управления | |
5.2. Планирование процесса управления качеством | |
5.3. Организация, координация и регулирование процесса управления качеством на различных уровнях управления | |
5.4. Мотивация в управлении качеством (Премии по качеству) | |
5.5. Контроль, учет и анализ процессов управления качеством | |
5.5.1. Контроль качества продукции, его роль в профилактике брака | |
5.5.2. Статистические методы контроля и оценки качества | |
5.5.3. Функционально-стоимостной анализ (ФСА) | |
Вопросы по теме | |
Глава 6. Стандартизация и сертификация в системе управления качеством | |
6.1. Стандартизация в системе управления качеством | |
6.1.1. Сущность и основные понятия стандартизации | |
6.1.2. Систем стандартизации в РФ | |
6.1.3. Система международных стандартов | |
6.2. Сертификация в управлении качеством | |
6.2.1. Основные понятия сертификации | |
6.2.2. Методические основы проведения сертификации | |
6.2.3. Международная практика сертификации | |
Вопросы по теме | |
Термины и определения | |
Литература |
ГЛАВА 5. ОБЩИЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ
Качество как объект управления
Обеспечение качества продукции реализуется в системе управления качеством, является её основной целью. Естественно, что управление качеством является частью общей системы управления организацией. В системе управления качеством решаются различные по характеру задачи, в том числе (в экономическом аспекте): определение величины затрат, необходимых для создания и использования потребительских стоимостей, оценке экономической эффективности работ по повышению качества продукции, определению критериев выбора наиболее рациональных решений (организационных и технических), направленных на повышение качественных параметров продукции.
Для того, чтобы управлять качеством продукции и обеспечить его необходимый уровень необходимо:
1. Выделить и формализовать те качественные и количественные признаки, которыми характеризуется качество.
2. Дать каждому из них количественную оценку, причем определить, какой уровень соответствует высшему качеству (стандарту).
3. Применяя общие функции управления (прогнозирование и планирование, регулирование, контроль, мотивацию), достичь основной цели — высокого уровня качества продукции и поддерживать этот уровень.
Процесс управления качеством достаточно сложный и многоэтапный. Кроме того, понятие качества охватывает и объединяет как производителей, так и потребителей продукции, ведь от уровня качества зависят как те, так и другие. Поэтому, помимо всего прочего, во всем этом имеется очень важный юридический аспект. Всё это послужило объектом изучения очень важных международных организаций и в частности — Международной организации по стандартизации – ISO. В результате большой работы по изучению всех аспектов этой проблемы был разработан комплекс международных стандартов, содержащих требования к системе менеджмента качества (стандарты ИСО 9000). В международном стандарте ISO 8402 установлены основные термины и определения, характеризующие деятельность по управлению качеством на предприятии (организации).
Важно отметить, что в данном стандарте даются четкие определения терминам «управление качеством», «обеспечение качества», «общее руководство качеством» и всеобщее руководство качеством».
1. «Управление качеством» касается средств оперативного характера, для выполнения требований к качеству. Эти средства обеспечивают достижение соответствующего уровня качества в процессе производства и реализации продукции производителем.
2. «Обеспечение качества» означает достижение уверенности в уровне качества как внутри организации, так и вне её – у потребителя. В стандарте термин «обеспечивать» означает гарантировать или делать достоверным, а термин «убеждать» означает убедиться самому или убедить других.
3. «Общее руководство качеством» включает как управление качеством, так и обеспечение качества, а также (как дополнительные понятия) — политику в области качества, планирование качества и улучшение качества. Общее руководство качеством осуществляется с помощью системы качества.
4. «Всеобщее руководство качеством» вносит в данные понятия долговременную стратегию руководства и участие всех членов организации в интересах самой организации, её членов, её потребителей и общества в целом.
Резюмируя вышесказанное можно отметить, что современная система управления качеством включает в себя целый ряд взаимосвязанных подсистем. Это и подсистемы учета и минимизации затрат, и подсистемы статистического контроля, и подсистема мотивации персонала, и подсистемы показателей оценки качества и т.п. Современная система управления качеством отображена в системе документации (на всех уровнях: начиная от международных стандартов и заканчивая нормативно-технической документацией организации), в которой регламентированы все стороны работы системы управления качеством. Т.е. эта система документов охватывает всю организационную структуру управления предприятием, а также систему управления процессами создания продукции. Последнее очень важно подчеркнуть: организация рассматривается и как функциональная структура и как совокупность процессов.
Планирование процесса управления качеством
Под планированием качества продукции понимается установление обоснованных заданий по ее выпуску с требуемыми значениями показателей качества на заданный момент или в течение заданного интервала времени.Планирование повышения качества должно опираться на научно обоснованное прогнозирование потребностей внутреннего и внешнего рынка. При этом большую роль в правильном обосновании планов повышения качества приобретают использование данных о результатах эксплуатации продукции, обобщение и анализ информации о фактическом уровне ее качества.
Действенность планирования повышения качества должна обеспечиваться тем, что оно осуществляется на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла изделий, включая проектирование, производство и эксплуатацию. Планы повышения качества должны обеспечиваться необходимыми материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, а планируемые показатели и мероприятия по повышению качества тщательно обосновываться расчетами экономической эффективности.
В перечень главных задач планирования повышения качества продукции входят:
· обеспечение выпуска продукции с максимальным соответствием ее свойств существующим и перспективным потребностям рынка;
· достижение и превышение технического уровня и качества лучших отечественных и зарубежных образцов;
· установление экономически оптимальных заданий по повышению качества продукции с точки зрения их ресурсного обеспечения и запросов потребителей;
· совершенствование структуры выпускаемой продукции путем оптимизации ее типоразмерного ряда;
· увеличение выпуска сертифицированной продукции;
· улучшение отдельных потребительских свойств уже выпускаемой продукции (надежности, долговечности, экономичности и др.);
· своевременная замена, сокращение производства или снятие с производства морально устаревшей и неконкурентоспособной продукции;
· обеспечение строгого соблюдения требований стандартов, технических условий и другой нормативной документации, своевременное внедрение вновь разработанных и пересмотр устаревших стандартов;
· разработка и реализация конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение заданного уровня качества;
· увеличение экономической эффективности производства и использование продукции улучшенного качества.
Предметами планирования качества продукции являются в конечном итоге различные мероприятия и показатели, отражающие как отдельные свойства продукции, так и разнообразные характеристики системы и процессов управления качеством. Эти показатели находят свое отражение в конкретных заданиях по улучшению качества продукции, в планах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, стандартизации и метрологического обеспечения, внедрения систем управления качеством, технического развития предприятия, подготовки кадров и т. д.
Планирование повышения качества продукции базируется на общих принципах планирования и применении методов планирования. К общим принципам планирования относят:
· сочетание централизованного руководства с самостоятельностью подразделений;
· пропорциональность, т.е. сбалансированный учет ресурсов и возможностей предприятия;
· комплексность (полнота) – взаимоувязка всех сторон деятельности предприятия;
· детализация – степень глубины планирования;
· точность – степень допусков и отклонений параметров плана;
· простота и ясность – соответствие уровню понимания разработчиков и пользователей плана;
· непрерывность – цельность временного пространства планирования;
· эластичность и гибкость – возможность использования резервов и учет альтернатив;
· научность – учет в планировании новейших достижений науки и техники, требований перспективных стандартов, потребностей рынка (как существующих, так и перспективных);
· экономичность – эффективность плановой деятельности с позиций соотношения (целевой результат)/затраты.
К методам планирования относят:
– расчетно-аналитический, основанный на расчленении выполняемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязям, анализе условий наиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе проектов планов;
– экспериментальный (опытный) – проектирование норм, нормативов и моделей подсистем управления предприятием на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов;
– отчетно-статистический – разработка проектов планов на основе отчетов, статистики и иной фактической информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристик подсистем управления.
В плановой деятельности по обеспечению необходимого уровня качества применяются и специфические виды работ:
· анализ требований потребителей;
· изучение спроса;
· анализ рекламаций;
· учет требований перспективных стандартов и результатов НИР;
· изучение патентной информации;
· учет изменений требований к сертификации продукции;
· осуществление плановых расчетов;
· увязка плановых мероприятий.
Планирование увязывает планы подразделений предприятия с его общей стратегией и оперативными задачами. Задачи планирования – это формирование системы планов и показателей оценки их выполнения.
Для обеспечения предусмотренного в планах улучшения качества собственной продукции предприятия должны требовать от своих поставщиков соответствующего улучшения качества поставляемых ими сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, узлов, запчастей и других компонентов конечной продукции. Предъявление повышенных требований к качеству поставок должно сопровождаться оказанием разнообразной помощи предприятиям-поставщикам по улучшению качества их продукции. Формы подобной помощи, а также расходы на ее оказание должны быть предметом планирования повышения качества на предприятии.
Наиболее часто основу плана повышения качества продукции на предприятии составляют задания по достижению и превышению технического уровня и качества лучших отечественных и зарубежных образцов, увеличению выпуска сертифицированной продукции, улучшению отдельных показателей качества выпускаемой продукции, модернизации или снятию с производства неконкурентоспособной продукции, разработке и реализации конкретных мероприятий по достижению заданного уровня качества и др.
Как самостоятельные направления планирования повышения качества продукции на предприятии обычно выделяют:
· внутрифирменное планирование качества продукции;
· планирование внедрения системы управления качеством на предприятии;
· планирование кадрового обеспечения повышения качества продукции;
· планирование снижения потерь предприятия от внутреннего и внешнего брака;
· планирование качества продукции в договорах и контрактах.
В последние годы широкое распространение получили стандарты ИСО серии 9000, в которых отражен международный опыт управления качеством продукции на предприятии. В соответствии с этими документами определяется политика в области качества, включающая совершенствование управления качеством продукции и его обеспечение. Политика в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия или долгосрочной цели плановой деятельности и должна включать:
· улучшение экономического положения предприятия;
· расширение или завоевание новых рынков сбыта;
· достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм;
· ориентацию на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или регионов;
· освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;
· улучшение важнейших показателей качества продукции;
· снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;
· увеличение сроков гарантии на продукцию;
развитие сервиса.
Управлению качеством продукции во всех странах уделяется достаточно много внимания. В последние годы сформировался новый подход, новая стратегия в управлении качеством, которая реализуется с помощью стратегического и долгосрочного планирования. Она характеризуется рядом моментов:
· Обеспечение качества понимается не как техническая функция, реализуемая каким-то одним подразделением, а как систематический процесс, пронизывающий всю организационную структуру фирмы.
· Новому понятию качества должна отвечать соответствующая организационная структура предприятия.
· Вопросы качества актуальны не только в рамках производственного цикла, но и в процессе разработок, конструирования, маркетинга и послепродажного обслуживания.
· Качество должно быть ориентировано на удовлетворение требований потребителя, а не изготовителя.
· Повышение качества продукции требует применения новой технологии производства, начиная с автоматизации проектирования и кончая автоматизированным измерением в процессе контроля качества.
· Всеобъемлющее повышение качества достигается только заинтересованным участием всех работников.
Вышеперечисленное осуществимо только при действии четко организованной системы управления качеством, направленной на интересы потребителей, затрагивающей все подразделения и приемлемой для всего персонала. В последнее время одним из важных направлений повышения качества продукции на предприятии является планирование подготовки выпускаемых изделий (работ, услуг), систем качества и производств к сертификации. Планирование повышения качества продукции на предприятии в целом всегда должно дополняться внутрипроизводственным планированием. При этом могут использоваться обобщающие, единичные и комплексные показатели качества, которые дифференцируются с учетом особенностей планирования по его видам (перспективное, текущее) и уровням управления (предприятие, цех, участок, отдел). При составлении планов повышения качества по каждому структурному подразделению следует исходить из уровня показателей качества, утвержденных в плане предприятия. Поэтому для структурных подразделений предприятия в зависимости от их специфики необходимо устанавливать конкретные задания по повышению качества продукции и качества работы, которые должны быть однозначно увязаны с последующей оценкой и стимулированием их производственной деятельности.
Планы основных цехов должны содержать задания по повышению качества заготовок, деталей и сборочных единиц в соответствии с производственным процессом данного цеха. Например, это могут быть задания по увеличению показателей точности и чистоты обработки, по расширению выпуски деталей со специальными видами покрытий, по освоению производства новых изделий.
Для сборочных цехов предприятий целесообразно планировать:
основные показатели качества продукции, которые установлены на уровне предприятия;
уровень сдачи продукции с первого предъявления;
снижение потерь от брака и рекламаций.
Два последних показателя могут применяться для механообрабатывающих цехов, участков и бригад. Для данных цехов целесообразно также планировать снижение количества возвратов деталей и узлов из цехов-потребителей.
Для каждого цеха вспомогательного производства целесообразно планировать как показатели, так и мероприятия, выполнение которых должно обеспечить высокое качество продукции в цехах основного производства. Например, для ремонтно-механического цеха важнейшим показателем может быть доля оборудования (в общем объеме отремонтированных станков и машин), достигшего после ремонта заданной технологической точности.
Если качество продукции и качество работы цехов нельзя выразить относительно небольшим числом показателей, то целесообразно использовать коэффициенты качества, уровень которых зависит от выполнения большого количества мероприятий по повышению качества изготовляемых изделий. Для отдельных цехов предприятия, исходя из их специфики, устанавливаются свои критерии повышения качества и соответствующие им нормативы изменения показателей.
Наряду с планами цехов и участков по повышению качества продукции целесообразно разрабатыватьсоответствующие планы для функциональных отделов и служб.
В планы конструкторских отделов могут быть включены задания по разработке новых видов продукции, повышению показателей качества продукции, подлежащей модернизации, повышению уровня агрегатирования и унификации и т. п.
Для отделов главного технолога, главного механика и др. целесообразно планировать мероприятия, отвечающие профилю этих подразделений. Например, в плане отдела главного технолога должны содержаться задания по внедрению современных технологических процессов, ликвидации (снижению) брака, оснащению производства различными приспособлениями, моделями и т. д.
Следует отметить, что объектом внутрипроизводственного планирования может быть качество изготовления продукции и качество работы. В цехах это доля продукции, сданной с первого предъявления, снижение потерь от брака, сокращение количества рекламаций и возврата изделий из цехов-потребителей. В проектно-конструкторских и технологических службах – сдача документации с первого предъявления и процент возврата технической документации на доработку. В отделе технического контроля – снижение количества рекламаций, состояние контрольно-измерительной техники и др.
Необходимый уровень качества продукции может быть совместно установлен (т.е. запланирован) ее изготовителем и потребителем в договоре. Различные аспекты установления, обеспечения и контроля уровня качества продукции в договорах и контрактах самых различных видов регламентированы действующим законодательством (Гражданский кодекс РФ. Часть II; Уголовный кодекс РФ; Закон РФ «О защите прав потребителей» и др. документы).
При планировании требуемого уровня качества продукции в договорах и контрактах необходимо учитывать, что его определение может осуществляться следующими способами: по стандартам, по техническому описанию, по образцам, каталогам и проектам продавца, являющимся неотъемлемой частью контракта.
Стандартами обычно обозначают качество достаточно простых изделий. При этом в соответствующей статье договора «Качество», например, указывают: «Качество соответствует стандартам, установленным в Российской Федерации».
Для сложной технической продукции и продукции, на которую отсутствуют стандарты (но к которой предъявляются специальные требования), качество определяется техническими условиями. При этом сами технические условия обычно даются в приложении к договору.
Качество продовольственных товаров подтверждается наличием соответствующего сертификата, ветеринарным сертификатом, выдаваемым ветеринарной службой, а также санитарным сертификатом, выдаваемым на каждую партию товара.
При определении качества по образцу поставщик предоставляет потребителю образец продукции. После подтверждения потребителем данного образца он становится эталоном. При этом в контракт, как правило, вносятся сведения о количестве отобранных образцов и о порядке их сравнения с поставляемым товаром. В договорных взаимоотношениях поставщиков и потребителей нередко возникают конфликтные ситуации, поэтому отобранные образцы зачастую хранятся не только у сторон договора, но и в нейтральной фирме, зафиксированной в контракте. В числе требований, предъявляемых к качеству изделий, производство которых организовано одновременно на нескольких предприятиях, стороны договора (торговые посредники) могут указывать в тексте контракта конкретного изготовителя продукции.
Серьезной проблемой, возникающей при планировании качества продукции в договорах и контрактах, является четкое определение всех условий проверки товара по качеству. Для отдельных видов обязательств порядок проверки качества товара регламентирован положениями ГК РФ.
Проверка товара по качеству всегда зависит от его характера и назначения. Если товаром является сложнотехническая продукция, то ее необходимо проверить в работе. Для этого потребителю должно быть предоставлено право заявить свои претензии (предъявить рекламацию) в течение достаточно длительного срока. Если товаром являются продовольственные изделия, то его приемка по качеству обычно состоит из внешнего осмотра и экспертизы. Такая приемка проводится на основании документов, подтверждающих качество товара, дату и место его производства, срок хранения и др.
Гарантии качества товара обычно выделяются в отдельной статье договора или вносятся в раздел о его приемке-сдаче. Сторонами договора, как правило, согласуются сроки гарантий, обязанности сторон в течение гарантийного периода, порядок предъявления претензий и удовлетворения рекламаций и др.