Башнефть-УНПЗ» — филиал ОАО «Акционерная нефтяная компания

Министерство образования и науки Российской Федерации

Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Педагогический колледж г. Тамбова»

Башнефть-УНПЗ» — филиал ОАО «Акционерная нефтяная компания - student2.ru

Специальность 280707 Защита в чрезвычайных ситуациях

КУРСОВАЯ РАБОТА

тема:

Выполнил(а): Дюкова И.С.
  Группа ЗЧС-23
  Руководитель: Степанов Р.В.

Тамбов2015

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………...4

2. Нефтеперерабатывающие предприятия………………………………………5

3.Ачинский нефтеперерабатывающий завод Восточной нефтяной

Компании…………………………………………………………………………..6

4.Башнефть-Новойл» — филиал ОАО «Акционерная нефтяная

компания (Башнефть)……………………………………………………………..7

5.«Башнефть-УНПЗ» — филиал ОАО «Акционерная нефтяная компания

„Башнефть“» ……………………………………………………………………...8

6. . «Башнефть-Уфанефтехим»……………………………………………………………………………9

7.ООО «Ильский нефтеперерабатывающий завод» ……………………………………..11

8.Ишимбайский нефтеперерабатывающий завод (Ишимбайский НПЗ,

ИНПЗ, ООО «Агидель-нефтепродуктсервис») …………………………………………………12

9.Киришинефтеоргсинтез ……………………………………………………………………………….15

10.Авария 18 марта 1986 года………………………………………………….17

11. Авария 29 мая 2008 года.Пожар 5 августа 2009 года ……………………..18

12..ОАО «Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод» ……………………….20

13.Луко́йл-Нижегороднефтеоргси́нтез……………………………………………………………21

14.ООО «Марийский нефтеперегонный завод» — Моско́вский нефтеперераба́тывающий заво́д ………………………………………………..22

15. ОАО «Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод» — ОАО «Новошахтинский завод нефтепродуктов»……………………………………24

16. Омский нефтеперерабатывающий завод …………………………………..25

17.«Орскнефтеоргси́нтез» ……………………………………………………………………………….27

18.ОАО «Саратовский нефтеперерабатывающий завод» ……………………29

19.ОАО «Сызранский нефтеперерабатывающий завод» — Туапсинский нефтеперерабатывающий завод (Туапсинский НПЗ) ………………………...............30

20.Ярославский нефтеперерабатывающий завод имени Д. И. Менделеева (ЗАО "Менделеев Групп") ………………………………………………………….33

21. Экологические аспекты на нефтеперерабатывающем заводе…………….38

22. Методы прогнозирования аварийных ситуаций…………………………...40

23.Заключение…………………………………………………………………48

Введение

Современное предприятие нефтепереработки представляет собой сложный комплекс, состоящий из технологических установок, предназначенных для выполнения конкретных технологических операций. На них перерабатывается углеводородное сырье различных видов и производится большое количество товарных нефтепродуктов. В качестве сырья, продуктов и полуфабрикатов установок нефтепереработки выступают смеси углеводородов, которые обладают взрывопожароопасными свойствами. Взрывоопасность установок нефтепереработки определяется не только физико-химическими свойствами углеводородов и их смесей, но также параметрами технологического процесса.

В последние годы отмечен рост аварийности в нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности. Основной проблемой обеспечения промышленной безопасности объектов газопереработки является недостаточные темпы обновления оборудования с истекшим сроком эксплуатации и морального старения.

Среди основных проблем обеспечения требуемого уровня промышленной безопасности на опасных производственных объектах нефтегазового комплекса можно выделить следующие: крайне низкий уровень защищенности объектов нефтегазового комплекса от аварий с тяжелыми последствиями. Недостаточное внимание первых руководителей к вопросам интеграции управления промышленной безопасности в общую систему управления компаний является основным препятствием, не позволяющим принять эффективные меры по снижению аварийности и производственного травматизма; систематические нарушения компаниями требований по безопасному недропользованию на нефтяных месторождениях.

Существование данной проблемы во многом предопределено недостатками законодательства Российской Федерации о недропользовании; неудовлетворительное состояние геологоразведочных скважин на нефть и газ, пробуренных за счет государственных средств организациями Мингео СССР и Мингео РФ при проведении поисково- разведочного бурения на нефть и газ. Поэтому цель исследования: охарактеризовать аварии на предприятии нефтепереработки и их последствия.

Нефтеперерабатывающие предприятия -

отрасль российской промышленности, часть нефтяной промышленности России.

В России насчитывается 24 нефтеперерабатывающих предприятий . Такие как:

1. Ачинский нефтеперерабатывающий завод.

2. Башнефть -Новойл.

3. Башнефть -УНПЗ.

4. Башнефть -Уфанефтехим.

5. Восточная нефтехимическая кампания.

6. Ильский нефтеперерабатывающий завод.

7. Ишимбайский нефтеперерабатывающий завод.

8. Киришинефтеоргсинтез.

9. Комсомольский нефтеперерабатывающий завод.

10. Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод.

11. Лукойл - Нижегороднефтеоргсинтез.

12. Марийский нефтеперегонный завод.

13. Московский нефтеперерабатывающий завод.

14. Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод.

15. Новошахтинский завод нефтепродуктов.

16. Омский нефтеперерабатывающий завод.

17. Орскнефтеоргсинтез.

18. Саратовский нефтеперерабатывающий завод.

19. Сызранский нефтеперерабатывающий завод.

20. Туапсинский нефтеперерабатывающий завод.

21. Хабаровский нефтеперерабатывающий завод.

22. Яйский нефтеперерабатывающий завод.

23. Ярославнефтеоргсинтез.

24. Ярославский нефтеперерабатывающий завод им. Д.И. Менделеева.

Рассмотрим данные предприятия, что бы проанализировать происходили ли на них какие либо опасный происшествия.

1. «Ачинский нефтеперерабатывающий завод Восточной нефтяной

компании» — нефтеперерабатывающее предприятие, расположенное в

Большеулуйском районе Красноярского края.

Единственный НПЗ Красноярского края. (РосНефть)

История:

Строительство завода началось в 1972 году. Первую продукцию АНПЗ

произвёл 12 декабря 1982 года. Процедура акционирования проведена в мае

1993 года.

С мая 2007 года ОАО «АНПЗ ВНК» входит в группу НК «Роснефть».

Происшествия:

15 июня 2014 года в 23:37 произошел взрыв на Ачинском

нефтеперерабатывающем заводе. Сообщение об этом спасателям поступило в

23:53. По прибытии на место ЧП было установлено, что произошло

разрушение отдельно стоящей ректификационной колонны рядом с цехом №

1, возникло загорание в обваловании на площади 300 кв. м. В 01:05 пожар

был локализован на площади 400 кв. м.

Погибли при взрыве и пожаре на Ачинском НПЗ восемь человек.

Взрыв и пожар на Ачинском НПЗ стали самым крупным в мире страховым

случаем в 2014 году.

2. «Башнефть-Новойл» — филиал ОАО «Акционерная нефтяная

компания „Башнефть“» — промышленное предприятие по переработке

нефти, расположенное в городе Уфе . Основано в 1951 году для переработки

нефти «Второго Баку» .

Производится:

· Неэтилированные автомобильные бензины всех марок (АИ-80, АИ-92, АИ-95, АИ-98.

· Авиационное топливо (авиакеросин)

· Летнее и зимнее топливо дизельное (с депрессорной присадкой)

· Мазут топочный марок 100

· Сжиженные газы

· Масла моторные, трансмиссионные и специального назначения

· Сырье для техуглерода

· Нефтяные битумы (сырье)

· Нефтяные растворители

· Строительные, кровельные и дорожные битумы

· Печное топливо

· Кокс

· Жидкая и комовая сера

Ни каких опасных происшествий на данном предприятии не происходило.

Башнефть-УНПЗ» — филиал ОАО «Акционерная нефтяная компания

„Башнефть“» — промышленное предприятие по переработке нефти,

расположенное в Уфе.

История:

Строительство завода началось в 1935 году. Официально открыт в 1937 году.

Вошёл в строй после Ишинбайского НПЗ, открытого в 1936 году.

В 1938 году завод дал первые 117 т бензина прямой гонки. К 1939

году закончилось строительство первой очереди завода. К концу 1940-х

годов в строй действующих введены установки второй очереди

(комбинированная установка термического крекинга, вторая сернокислотная

фенольной очистки, асфальтовый завод), третьей очереди

(газофракционирующая, полимеризации, гидрогенизации). Во время Великой

Отечественной войны завод снабжал фронт горючим.

После войны на заводе осуществлялось промышленное освоение новых

технологических процессов каталитического крекинга, гидроочистки топлив,

производства алюмосиликатного катализатора.

В 1959 год на заводе впервые в СССР была освоена переработка

высокосернистых нефтей. В 1970-е годы подверглись коренной

реконструкции установки переработки нефти, были построены новые

технологические установки (каталитическая установка риформинга Л-35-5,

ГИПХ-105 по производству меднохромовых катализаторов, инертного газа,

элементарной серы), обеспечивающие увеличение мощности и улучшение качества продукции.

В 1970-75 годах в строй действующих были введены установки производства

технического водорода, ЭЛОУ-АВТ-6, гидроочистки дизельного топлива.

В 1980-85 годах завод первым в Башкирии начал перерабатывать

конденсаты Оренбургского и Карачаганакского газовых месторождений.

Также в это время завод инициировал переселение поселка Ново-

александровка вследствие того, что только что построенный комсомольский

посёлок (называемый по старой памяти «5-й лагерь») оказался в

трёхкилометровой санитарной зоне от новых площадок нефтезавода, и по

нормам Министерства нефтяной промышленности СССР, жителей нужно

было выселить в более безопасное место.

Ни каких опасных происшествий на данном предприятии не происходило.

4. «Башнефть-Уфанефтехим»— российская нефтеперерабатывающая

компания на базе одноименного НПЗ, расположенного в Уфе. Объём

нефтепереработки около 6 млн т в год (3% от общероссийского объёма).

История:

Завод производит почти 60 наименований продукции, среди них — бензины,

мазут, авиационное топливо, сжиженные газы, ароматические углеводороды.

Предприятие основано в ноябре 1957 года как Черниковский

нефтеперерабатывающий завод.

В 1962 году завод был переименован в Уфимский нефтеперерабатывающий

завод имени XXII съезда КПСС.

В 1993 году предприятие было акционировано и получило название

«Уфанефтехим».

Ни каких опасных происшествий на данном предприятии не происходило.

5. Восто́чная нефтехими́ческая компания — российская компания,

созданная для реализации плана строительства в Приморском

крае нефтехимического комплекса мощностью до 30 млн тонн сырья в год.

Входит в компанию «Роснефть». Стоимость строительства оценивается в 1,3

трлн рублей. Сокращённое наименование — ЗАО «ВНХК». Штаб-квартира

— в Находке.

История:

Первоначальный проект строительства нефтеперерабатывающего завода

вблизи Находки был утверждён Советом Министров РСФСР 1 августа 1974

года. Работы планировалось начать в 1975 году, однако из-за последствий

мирового нефтяного кризиса 1973 года проект реализован не был]. Начало

современного проекта положило Сергея Богданчикова строительстве

нефтеперерабатывающего завода в конечной точке трубопровода «ВСТО». В

2009 году в Находке для координации работ по реализации проекта была

открыта дирекция ООО «РН-Приморский НПЗ». Осенью того же года в пади

Елизарова в районе залива Восток начались земельные работы по

выравниванию строительной площадки. График реализации проекта 2009

года предусматривал завершение строительства первой очереди в 2013 году,

второй — в 2017 году. Предполагалось, что 90 % продукции пойдёт на

экспорт в страны Тихоокеанского региона. Предусматривались плановые

выбросы в атмосферу от 23 до 58 тыс. тонн загрязняющих веществ в год (или

150 тонн в сутки), штатные разливы при перегрузке нефтепродуктов — до

1,5 тысячи тонн. Против строительства нового нефтеперерабатывающего

завод выступал полномочный представитель Президента в ДВФО Виктор

Ишаев и ряд дальневосточных учёных, указывая на достаточные мощности

действующих заводов Хабаровска и Кмсаомольска-на-Амуре . 24 марта 2010

года проект «Приморский нефтеперерабатывающий завод мощностью 20 млн

тонн в год» был признан Ростехнадзором не соответствующим

экологическому законодательству, начатое строительство было остановлено.

В 2013 году «Роснефть» вновь пересмотрела свои планы и приняла решение

строить нефтехимический комплекс в районе пади Елизарова Партизанского

района, увеличив мощность перерабатываемого сырья с 10 до 30 млн тонн в

год. Предварительная стоимость строительства оценивается в 1,3 трлн

рублей.

План строительства нефтехимического комбината поддерживают власти всех

уровней; по мнению мэрии и депутатов Находки, реализация проекта сулит

городу «небывалые перспективы экономического и социального развития» (Конкурент, 2012).

По мнению экспертов проектного института «ВНИПИнефть», проект

мощностью 30 млн тонн имеет невысокую экономическую эффективность, и

не приведёт к запланированному «Роснефтью» снижению цен на топливо для

дальневосточников, а поставки продукции за рубеж встретят серьёзную

конкуренцию в странах Азии.

Ни каких опасных происшествий на данном предприятии не происходило.

6. ООО «Ильский нефтеперерабатывающий завод»-

нефтеперерабатывающее предприятие в Краснодарском крае. Входит в

состав Кубанской нефтегазовой компании.

История:

Ильский НПЗ создан на основе существовавшего ранее на месте предприятия

мини-НПЗ. В 2001 году было принято решение о перепрофилировании

предприятия в НПЗ средних размеров. Строительство первой очереди

завершилось в следующем году. По итогам 2002 годы на предприятии было

произведено 35 тыс. тонн прямогонного бензина и дизельного топлива. В

2006 году начато строительство второй очереди завода. В 2008 году НПЗ

переработал 380 тыс. тонн нефти. После окончания строительства третьей

линии по переработке нефти в июне 2009 года мощности по переработке

составили 750 000 тонн нефти в год.

В августе 2010 года была запущена четвертая линия переработки нефти,

общая мощность завода по переработке превысила 1 млн. тонн в год. По

итогам 2010 года объем переработки нефти составил 800 тыс. тонн. В 2010

году в развитие завода было вложено 368 млн. руб.

Ни каких опасных происшествий на данном предприятии не происходило.

7. Ишимбайский нефтеперерабатывающий завод (Ишимбайский НПЗ,

ИНПЗ, ООО «Агидель-нефтепродуктсервис») — предприятие

нефтепереробатывающей промышленности , расположенное в

городе Ишимбае. Первенец нефтепереработки в Башкортостане, первый

нефтеперерабатывающий завод на Востоке СССР.

История:

В 1933 году Ф. П. Похлебаевым, местным новатором и рационализатором,

установлена первая нефтеперерабатывающая установка на левом берегу

реки Белой.

Ветеран Ишимбайского нефтеперерабатывающего завода Ф. А. Кулбаев

вспоминал:

«Пятитонный резервуар обложи­ли кирпичом, обмазали. Змеевики спустили в

озеро Каракуль. Подвели под резервуар форсунки и зажгли факелы. Начали

перегонку нефти, начали малограмотные, технически необученные кадры.

Ф. А. Похлебаев сутками не отходил от кубовой установки, учил нас, так как

мы не знали даже, в какую сторону повернуть штурвал задвижки».

В первые дни установка давала 750 литров бензина, но уже во второй

половине 1933 года — до 15 тонн бензина в сутки. Конечно, это был весьма

условный «бензин» с низким октановым числом и высоким содержани­ем

серы. Завод имел трубчатую нефтеперегонную ус­тановку, очистное,

водоснабжающее и товарное хозяйство, котельную, лабораторию, ремонтный

цех. Производилось два продукта — бензин и мазут.

1 октября 1934 года вышло распоряжение № 350 «Главнефти» Минтяжпрома

СССР, в котором тресту «Востокнефть» предписывалось: «…немедленно

приступить к устройству в Ишимбаево установки по отбензиниванию

нефти». Проектировщики из «Нефтепроекта» Монаков и Смуров выполнили

необходимые предварительные работы, а 31 мая 1935 года проект был готов

и утверждён «Главнефтью», предполагавший сооружение большого завода[2].

Стройку возглавил Иван Иванович Новиков, ставший впоследствии

директором завода, со всей страны прибывали специалисты, строители,

квалифицированные рабочие. Через год завод был сооружён, оборудование

для завода изготовили многие предприятия страны: колонну и

теплообменники изготовил завод г. Подольска, котлы — «Ленкузница»,

насосы «Красный молот», моторы «Электросила», трубы — таганрогский и

днепропетровский заводы].

К концу августа 1935 года завод был построен на Перегонном, первые потоки

нефти поступили сюда 31 августа. 17 октября 1936 года достигнута

проектная мощность, 23 ноября в Москву в качестве подарка VIII съезду

Советов прибыл состав из 18 цистерн с ишимбайским бензином, 20 декабря

Ишимбайский нефтеперегонный завод (завод № 433) принят

государственной комиссией.

В 1939 году на левом берегу реки Белой начато строительство газолинового

завода. 31 июля 1941 года Совнарком СССР постановил построить в городе

Ишимбае завод ламповой сажи. В годы Великой Отечественной

году маслоабсорбционный газолиновый завод № 1 «Грознефтекомбината» из

города Грозного (впоследствии именовался: завод № 89, ПЯ 19,

Государственный союзный завод № 411), а также пиролизный и серный

заводы, строили которые несколько мощных трестов. В годы войны эти

предприятия уже стали давать продукцию для фронта. Производился выпуск

газового бензина, газовой серы, пропана и другой продукции. Средство для

заправки аккумуляторов танков — фильмургин — производили только в Ишимбае].

В 1940-е годы проводится реорганизация ишимбайского

нефтеперерабатывающего комплекса. Самый первый нефтеперегонный завод

№ 433 работал самостоятельно с 1936 по 1948 годы. 1 января 1947 года

Государственный союзный завод № 411 объединился с газолиновым заводом.

В 1949 году заводы № 411 и 433 объединились в единый Ишимбайский

нефтеперерабатывающий завод.

Последующие годы являются для Ишимбайского НПЗ техническим

перевооружением. Предприятие сотрудничало с научно-исследовательскими

организациями, совершенствуя технику и технологию выпуска продукции. С

1953 года начат ввод комбинированной установки термического крекинга и

этилосмесительной станции. В это же время сданы в эксплуатацию

электрообессоливающие установки № 1 и 2, а также ряд других объектов для

улучшения качества продукции.

измерительных приборов. В 1958 году построены сливно-наливные эстакады,

в 1964-м — станция нейтрализации на установке по газоочистке.

С начала 1960-х гг. на предприятии стали вырабатывать сырьё для

нефтехимии: помимо изобутана стали производить нормальный бутан,

затем — пропан. С этого времени Ишимбайский нефтеперерабатывающий

завод становится одним из крупнейших современных предприятий.

В начале 70-х годов Башкирской студией телевидения из города Уфы был

снят документальный фильм об Ишимбайском НПЗ, в котором

рассказывалось о рационализаторской деятельности Д. С. Никулочкина —

начальника установки термического крекинга цеха № 3.

В начале 1980-х годов началось сооружение производства катализаторов на

основании принятого 4 января 1973 года приказа Миннефтехимпрома СССР

«О строительстве на территории Ишимбайского НПЗ комплекса по

производству катализаторов», предполагающий перепрофилирование завода

в другое производство. Мощности Ишимбайского НПЗ постепенно

демонтировались. Ликвидирован цех № 2 на Перегонном. В 1985 году была

введена в строй действующих первая очередь по производству цеолитов, а к

концу 1989 года переработка нефти прекратилась. Ишимбайский НПЗ

полностью прекратил своё существование, став Ишимбайским

специализированным заводом катализаторов (ИСХЗК).

Неоднократно меняя форму собственности от ФГУПдо ГУП и ОАО, в 2005

году Ишимбайским специализированным заводом катализаторов признан

банкротом, в результате чего 65 га территории приобрело ООО «Агидель-

нефтепродуктсервис», планировавшее в ближайшем будущем восстановить

нефтепереработку в городе Ишимбае].

В 2007 году часть территории предприятия арендует салаватское ООО

«Ремстройсервис».

7 октября 2007 года на предприятии произошёл пожар, в результате чего

пострадали трое сотрудников. Авария случилась на экспериментальной

технологической установке по переработке мазута, принадлежащей

компании-арендатору «Ремстройсервис». 14 октября скончался 30-летний

работник ООО «Ремстройсервис», получивший ожоги 95 % тела при взрыве

на технологической установке по обезвоживанию и переработке

нефтепродуктов.

Ни каких опасных происшествий на данном предприятии не происходило.

8. Киришинефтеоргсинтез — нефтеперерабатывающее предприятие в

городе Киширы Ленинградской области.

Предприятие получает сырьё по трубопроводу из центров распределения

в Ярославской области. Комбинат получает западно-сибирскую и волго-

уральскую нефть.

История:

Предприятие введено в эксплуатацию в 1966 году. НПЗ на Волхове был

построен в рекордно короткие сроки: строительство завода началось в 1961

году, а 22 марта 1966 года был подписан акт государственной комиссии о

сдаче в эксплуатацию первой очереди НПЗ. Завод тогда представлял собой

минимально необходимый комплекс установок, задачей которых было

обеспечение Северо-Запада бензином, дизельным топливом и мазутом.

Начиная с 1974 года, КНПЗ приступил к производству сырья для

нефтехимии. В ассортименте продукции завода

появились бензол, толуол, изопентан, нормальные пентан и бутан, нефрас. В

1981 году была пущена установка каталитического риформинга, способная

перерабатывать до миллиона тонн сырья в год, а в 1988-м- гидроочистка

дизельных топлив, мощностью в два миллиона тонн.

В 1993 году была создана вертикально-интегрированная

компания Сургктнефтегаз с Киришским НПЗ в её составе. Деятельность

холдинга «Сургутнефтегаз» охватывает всю технологическую цепь от

геологоразведки и добычи углеводородного сырья до переработки,

распределения и сбыта продукции.

С 1996 года статус завода — ООО "ПО «Киришинефтеоргсинтез».

Перспективы завода связаны с углублением переработки нефти. В связи с

эти, руководство завода приняло решение в 2001 году о строительстве

гидрокрекинга керосино-дизельного варианта, предполагающий полную

конверсию сырья в процессе гидрокрекинга.

Предприятие выпускает неэтилированные автомобильные бензины,

дизельное топливо, топливо для реактивных двигателей, мазуты, нефтяные

битумы, углеводородные сжиженные газы, нефтяная ароматика и

растворители, полиалкилбензол, линейный алкилбензол, нефтяные

парафины, серная кислота, сера, кровельные материалы. Завод производит

около 80 наименований нефтепродуктов и экспортирует около 80 %

процентов своей продукции. Продукция завода реализуется как в России, так

и за рубежом: Северо-западный регион РФ, Западная и Восточная Европа.

В марте 2003 года на предприятии было принято решение о перестройке

системы управления качеством в соответствии с требованиями

международных стандартов ИСО 9001:2000.

С целью выхода на мировой рынок предприятие приступило к реализации

проекта комплекса глубокой переработки нефти керосино-дизельного

варианта.

На предприятии происходит регулярная модернизации технологической

схемы предприятия с целью повышения качества выпускаемой продукции,

сокращения эксплуатационных затрат, повышения безопасности

производства и сохранения среды обитания. В ходе модернизации

реконструировано 8 крупных производственных объектов, в том

числе установка изомеризации Изомалк-2 и установка изомеризации

ксилолов[3]. Благодаря этому стал возможен выпуск автомобильных бензинов

класса Евро-4 марок «Регуляр Евро-92/4» и «Премиум Евро-95/4»,

дизельного топлива с содержанием серы 50 ppm и выпуск дизельного

топлива с содержанием серы 10 ppm .

Происшествия:

Наши рекомендации