Неформальные методы коммуникаций
К числу неформальных методов коммуникаций относятся следующие.
(а) Нормальные случайные разговоры между работниками всех уровней организации. Это двусторонние разнонаправленные и неперманентные коммуникации.
(б) Частные телефонные или личные контакты персонала с представителями других подразделений для обеспечения более быстрого выполнения рабочих заданий или просьб, чем это возможно при использовании официально установленных методов коммуникации. В большинстве организаций эта сеть контактов, основанных на симпатиях или личной дружбе, исключительно интенсивна и активна. Это двусторонние разнонаправленные и неперманентные коммуникации.
(в) Тайные письменные материалы, циркулирующие в кулуарах организации, например, карикатуры на руководителей высшего звена, сатирические стихи. Это односторонние, разнонаправленные и перманентные коммуникации.
(г) Тайные знаки и жесты, например предупреждение соратников о приближении начальства. Это односторонние горизонтальные и неперманентные коммуникации.
(д) Слухи или ложные слухи, распространяемые комбинацией четырех названных методов коммуникаций; они основываются на сведениях из разных источников информации и всевозможных догадках и домыслах. Слухи очень редко бывают совершенно беспочвенными, но, как правило, касаются самых сенсационных или скандальных аспектов ситуации.
Можно вполне обоснованно утверждать, что когда официальные коммуникационные системы организации относительно неэффективны, на первый план выходят неформальные коммуникации, которые в этом случае значительно активизируются.
6. Изменения и коммуникации
Односторонние и двусторонние коммуникации
Отправитель коммуникационного сообщения всегда должен стремиться к тому, чтобы получатель не только мог понять предназначенное ему сообщение, но и начать действовать в соответствии с ним. Тщетная попытка понять сложное коммуникационное сообщение, особенно если оно неожиданно, может легко вызвать у работника чувство раздражения. Когда работники узнают про объявление о решениях, касающихся их жизненно важных интересов и благосостояния или тех проблем, по которым они хотели бы высказать свое мнение, то также могут почувствовать раздражение и разочарование, поскольку эти важные для них решения были приняты без их участия. На основании этого можно сделать следующие заключения.
(а) Односторонние коммуникации, простые и быстрые, являются вполне подходящим способом распространения четких, ожидаемых или срочных сообщений. Используемыми инструментами таких коммуникаций могут быть вывешенные на доске объявления, письма, обращение к сотрудникам по внутренней ретрансляционной сети или обращение к большой аудитории на собраниях.
(б) Двусторонние коммуникации, которые могут отнимать достаточно много времени и требовать терпения и личных навыков, следует использовать для распространения информации по комплексным сложным проблемам, неожиданным, исключительно важным для получателя, или когда отправитель рассчитывает узнать мнение получателя. Это позволяет выработать более правильное решение, которое будет с большей готовностью принято теми, кого оно касается. Самыми подходящими методами двусторонних коммуникаций являются небольшие собрания (не выше уровня подразделения или отдела), интервью и заседания комиссий (комитетов).
ПЕРЕМЕНЫ
Перемены могут быть постоянными и непостоянными. Постоянные перемены, или изменения, являются в целом предсказуемыми, ожидаемыми и постепенными, проходят они достаточно гладко, плавно переходя от одной ситуации к другой. Непостоянные, внезапные перемены обычно совершенно непредсказуемы и являются результатом влияния внешних событий, которые нарушает существующие тенденции и модели действий. Примерами причин внезапных изменений являются новые изобретения, захват или слияние компаний, резкое ужесточение конкуренции в отрасли или внезапная потеря компанией большого числа клиентов.
Основы управления человеческими ресурсами
Последствия изменений
В последние годы во всех сферах промышленности, коммерции и коммунальных услуг произошли кардинальные изменения. Быстрые темпы технических инноваций привели к созданию принципиально новых материалов, новых методов производства, новых видов продукции. Некоторые компании прекратили свое существование, некоторые были поглощены более крупными и более успешными конкурентами, тогда как другие испытали быстрый рост и полностью изменили свой характер и сущность.
Последствия изменений заключаются в следующем:
(а) возросшая сложность производственных методов;
(б) существенное изменение содержания и характера профессии (должностей) и массовые увольнения работников по сокращению штатов;
(в) необходимость для работников обучаться новым навыкам и умениям или модифицировать свою нынешнюю компетенцию до современного уровня;
(г) географическое перераспределение промышленности и рабочей силы;
(д) повсеместное широкое использование компьютеров, информационных технологий, систем поддержки принятия решений.