Тема 7. цена и ценообразование в рыночной
ЭКОНОМИКЕ
Цена - богиня рынка
Цена относится к числу фундаментальных категорий рыночной экономики. Она - фокус, в котором сходятся экономические, социальные, политические, психологические факторы. В экономике действуют одновременно десятки цен, в совокупности представляющих гибкий и в то же время мощный рычаг управления экономикой.
В централизованной экономике цены используются как внешний инструмент воздействия на производство, обмен и потребление со стороны правительства. В рыночной же экономике цены способствуют саморегулированию экономических процессов, сами становясь результатом такой саморегуляции.
§ 1. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА - ОСНОВА ЦЕНЫ
ИздержкиОсновная цель ценообразования любой фирмы в рыночных производстваусловиях - получение прибыли. Ее величина определяется разницей между выручкой от реализации товара или услуги и затратами на их производство, или издержками производства.
Имея ясное представление об издержках производства, можно найти методы их снижения и тем самым добиться наибольшей отдачи от ресурсов и материалов, оборудования и рабочей силы. Что же следует понимать под издержками производства?
Издержки производства - это выраженная в деньгах совокупность затрат на производство товаров и услуг. В экономической теории существуют разные подходы к определению сущности и процессу формирования издержек. К.Маркс с позиций трудовой теории стоимости рассматривал все затраты, связанные с производством товара, как издержки производства, а с его реализацией - издержки обращения. При этом, всецело сосредоточивая внимание на основном источнике создания стоимости - труде, он не учитывал рыночной ситуации, колебания цен вокруг стоимости и ряда других обстоятельств.
В современных западных теориях, восходящих к трудам представителей неоклассической концепции, таких, как А. Маршалл, А. Пигу, Д. Кларк и др., подход к трактовке издержек совершенно другой. Он основан на редкости используемых ресурсов и возможности их альтернативного применения. Поскольку все виды ресурсов ограничены, любое решение о производстве какого-либо товара предполагает отказ от использования тех же ресурсов для выпуска какого-то иного изделия, то есть предприниматель жертвует ценностью альтернативных возможностей. Так, если фирма решает производить какой-то определенный товар, например, мебель из дерева, то она тем самым отказывается от производства из дерева другого товара, скажем, блоков для дачных домиков, бумагу и т.д. При принятии экономических решений в пользу одного из вариантов использования ресурсов необходимо сопоставить ожидаемые выгоды от таких альтернатив.
Виды издержекРассмотрим основные виды издержек фирмы. Прежде и их структура всего выделяются внешние и внутренние издержки.
Внешние издержки - форма денежных платежей за сырье и материалы, взносы банкам, расчеты за юридические консультации, транспортные услуги, т.е. за все то, что фирма не производит сама для создания данного изделия.
Внутренние издержки - это используемые ресурсы, принадлежащие самой фирме. Они не принимают денежной формы. Например, для увеличения поголовья птицы птицефабрика может использовать собственный ресурс.
В зависимости от величины производства выделяют постоянные и переменные издержки.
Постоянные издержки - это расходы, которые не зависят от объема производства. Они существуют и тогда, когда не выпускается никакой продукции. К ним относятся: плата за аренду помещения, затраты на оборудование, оплата труда управленческого и административного аппарата, проценты по займам и кредитам и т.д.
Переменные издержки - те, что меняются в прямой зависимости от объема производства. К ним относятся затраты на покупку сырья и рабочей силы. Динамика переменных издержек неравномерна: начиная с нуля, они первоначально растут очень быстро. По мере увеличения объема производства начинает складываться фактор экономии на массовом производстве и рост переменных издержек становится более медленным, чем увеличение продукции. Но это до определенного предела, поскольку всякое производство имеет оптимальные размеры, за рамками которых интерес покупателя к данной продукции будет падать и выручка непременно уменьшится. Сумма постоянных и переменных издержек составляет валовые (общие) издержки.
Для определения цены важно знать величину издержек в расчете на единицу продукции, или средние издержки. Имеются три вида средних издержек: общие, постоянные, переменные. Общие средние издержки равны валовым издержкам, деленным на количество произведенной продукции. Таким же образом рассчитываются средние постоянные и переменные издержки, выступая как частное от деления соответственно постоянных и переменных издержек на объем произведенных изделий.
Средние издержки - это низшая граница цены единицы товара. Предприятие не может продавать свою продукцию ниже средних издержек, ибо оно в таком случае неминуемо обанкротится. Если цена единицы любой продукции подходит близко к уровню средних издержек, то мы имеем дело с так называемой предельной фирмой. Если же средние издержки ниже цены, то фирма получает в среднем прибыль более высокую, чем нормальная прибыль, т.е. получает сверхприбыль.
В одной и той же отрасли действуют не одинаковые, а совершенно разные фирмы с разными масштабами, а значит, и с разным уровнем издержек. Сравнение средних издержек фирмы с уровнем цены дает возможность оценить положение этой фирмы на рынке. Момент равенства рыночной цены средним валовым издержкам называют точкой безубыточности: за этими рамками встает вопрос о прекращении производства или замены его более выгодным товаром.
Основными направлениями снижения издержек выступают:
- использование достижений НТП;
- совершенствование организации труда и производства;
- государственное регулирование экономических процессов.
§ 2. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ И ПРЕДЕЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ В
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМ
Понятие Осуществляя процесс производства важно выбрать наиболее оптимальногооптимальный способ использования имеющихся ресурсов, выбора ибо от этого зависит величина издержек производства. Выбранное направление делает невозможными другие варианты, которые, однако, были возможны. Вот эта несостоявшаяся возможность, а с ней и упущенная выгода постоянно “кровоточит” в сердце производителя, заставляя его бесконечно взвешивать выгоды всех возможных альтернативных затрат.
Сказанное позволяет понять содержание такой важнейшей экономической категории, как альтернативная затрата. Под ней экономическая наука понимает не действительно состоявшийся расход ресурсов (это были бы действительные, реальные затраты производства), а потенциальную потерю тех товаров, которые могли бы быть произведены из примененных ресурсов.
Такое понимание затраты для неэкономистов непривычно. Фактически понесенные затраты - это понятно, но считать потерями то, что не произведено, но что могло бы быть произведено из тех же ресурсов при ином их использовании, такое понимание затрат присуще только экономической теории.
Какое же направление нужно считать предпочтительным и на каком направлении можно ожидать больших результатов?
Экономическая теория отвечает на этот вопрос так: оптимальным вариантом нужно считать тот, который (при прочих равных условиях) обеспечивает максимальную эффективность использования ресурсов. Формула эффективности, как мы помним, есть отношение максимума возможного результата к минимуму необходимых затрат. Поскольку в рыночной экономике под “результатом” имеют в виду величину денежного дохода, а под “затратами” - величину денежных расходов на ресурсы, то привычная формула (результат/затраты) превращается в “рыночную” (доходы/расходы). Следовательно, отношение максимально возможного дохода к минимально необходимым расходам - такова универсальная логика действий каждого участника рыночной экономики.
ПредельныеЛюбому, даже начинающему бизнесмену понятно, что при затраты ипрочих равных условиях дополнительный доход предельныедостигается только дополнительным производством данного доходы товара.Возникает естественное стремление к максимизации объема производства. “Предельность” и есть понятие, с помощью которого экономисты характеризуют объективную границу доходного увеличения объема производства. Здесь находит свое проявление закон относительно убывающей эффективности производства, согласно которому результативность использования ресурсов падает по мере максимизации производства определенного продукта. И происходит это потому, что на каждую дополнительную единицу продукта приходится расходовать все возрастающее количество дополнительных единиц ресурсов. В конце концов наступает момент, когда дополнительный результат (“дополнительный доход”) становится равным необходимым для его достижения дополнительным затратам (“дополнительным расходам”). Это и есть та ситуация, в которой “дополнительное” становится “предельным”, поскольку достигается экономический предел максимизации объема производства ( а с ним - максимизации и затрат ресурсов, и величины общего дохода).
Надо обратить внимание на два момента. Во-первых, на то, что речь идет именно об экономическом пределе: дополнительные ресурсы сами по себе способны произвести дополнительную продукцию, однако она становится экономически невыгодной, так как расходы начинают превышать доходы. Во-вторых, на то, что всякое “предельное” есть “дополнительное”, но не всякое “дополнительное” является “предельным.” Только сопоставление доходов и расходов может обнаружить превращение “дополнительного” в “предельное”.
Очевидно, что любого участника рыночной экономики интересует величина его максимально возможного (“предельного”) дохода. Экономическая теория дает общее решение этой универсальной задачи.
Построим график, по вертикали которого отложим величины дополнительного дохода и величины дополнительных расходов (денежных затрат на производственные ресурсы). По горизонтали же представим величины объема производства. Все три показателя находятся в жесткой зависимости: величина дополнительных расходов предопределяет объем дополнительного производства, который, в свою очередь, влияет на величину дополнительного дохода. Именно это и представлено на графике предельных затрат (рис.1), на котором сопоставляются дополнительные доходы и расходы (каждая последующая единица дополнительного дохода сравнивается с величиной требуемых для этого дополнительных расходов).
Затраты
Доходы
Объем производства
0
Предельный объем
дополнительного
производства
Рис. 1. Модель предельного дохода
В определенной точке линия затрат и доходов пересекается, причем кривая расходов с увеличением объема производства будет стремиться вверх, а кривая доходов пойдет вниз. Далее наращивать объем производства бессмысленно, т.к. величина дополнительных расходов превысит величину дополнительных доходов.
Если мы расчленим “издержки” и “доходы” на составляющие их “единицы”, то можно сформулировать следующий принцип: общий объем производства достигает максимума тогда, когда величина дохода от новой дополнительной единицы используемого ресурса становится равной величине расхода на эту единицу.
Отсюда следуют два вывода:
1) если производитель использует различные ресурсы, то максимальная эффективность их использования достигается только тогда, когда обеспечена предельная доходность от каждой “единицы” каждого ресурса (“микроэкономическая предельная эффективность”);
2) если все экономические субъекты добьются предельной доходности по всем “единицам” применяемых ресурсов, то общество войдет в точку наивысшей экономической эффективности производства(“макроэкономическая предельная эффективность”).
Ограниченность (“редкость”) ресурсов накладывает печать “предельности” практически на все стороны производства (его объем, структуру, динамику, эффективность), а тем самым и на все стороны экономики (величину инвестиций, доходов, рентабельности, прибыли, уровень цен, платежеспособность, спрос и т.д.).
СущностьОграниченность (“редкость”) ресурсов – фундаментальное
концепциипонятие современной экономической теории. Сочетаясь
маржинализмас явлением убывающей эффективности производства, это
обстоятельство накладывает печать “предельности” практически на все стороны производства - объем, структуру, динамику и т.д.
Объективная ограниченность экономических параметров производства исследована специальным направлением экономической теории, получившим название “маржинализм” (от франц. «marjinal» - предельный). Конкретным проявлением данной теории является концепция предельной полезности вещи. Суть ее состоит в том, что между количеством блага и его полезностью существует обратная связь: чем больше наличного блага, тем меньше его полезность.
Потребитель исходит при этом из доступности (редкости) для него того или иного блага. Действительно, если чистая питьевая вода находится в ограниченном количестве, то он готов платить за нее достаточно высокую цену. По мере же увеличения ее количества (уменьшения редкости), потребитель меньше ее ценит и не будет оплачивать так же высоко, как прежде.
В своей книге «Богатство народов» А. Смит сформулировал так называемый парадокс ценности, согласно которому польза от воды огромна, но ценность ничтожна, и в то же время бриллиант, который имеет ограниченную практическую ценность, имеет высокую цену. Объяснить этот парадокс можно только тем, что воды в мире много и потому ее ценность мала. У бриллиантов же, которые очень редки, предельная полезность несравненно велика.
Следовательно, каждая новая дополнительная (или убывающая) единица блага изменяет величину полезности. Вот эта полезность “последней” единицы блага и определяет полезность всех единиц блага. Поэтому полезность последней единицы получила название в экономической теории “предельной полезности”. А так как полезность блага формирует его рыночную цену, то предельная полезность образует предельную рыночную цену данного блага (рис.2).
A
B
Количества блага
Рис.2. График предельной полезности
Маржинализм превратился сегодня в общепризнанную концепцию анализа производства как системы рационального использования ограниченных ресурсов. Основные положения маржинализма следующие:
- экономическая логика действия производителя - получить максимум прибыли при наиболее рациональном использовании ограниченного объема находящихся в его распоряжении ресурсов;
- рациональное (“прибыльное”) использование достигается максимизацией наименее затратных в данной ситуации факторов производств;
- эта максимизация имеет объективно заданные пределы, приближаясь к которым наращивание ресурсов сопровождается падением доходности.
Благодаря теории предельной полезности удалось и качественно, и количественно измерить то, что казалось бы не поддается измерению.
Конечно, в жизни все сложнее. На практике для измерения динамики предельной полезности необходимо ранжирование потребностей, учет величины доходов, наличие товаров-заменителей и цен на них. И тем не менее концепция предельной полезности относится к фундаментальным основам современной экономической теории, т.к. именно с ней связано формирование цены на продукцию фирм.
§ 3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ.
Сущность Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что цена должна цены реализовывать издержки производства и принести производителю товара или услуги определенную прибыль.
Однако, как ни странно, но определить однозначно, что такое цена, совсем не просто. Под общим названием понимается целый комплекс экономических понятий, входящих в единую синтетическую категорию. Наиболее распространенное ранее определение цены как денежного выражения стоимости товара не дает ключа к ее установлению, т.к. переносит акцент на категорию “стоимость”, которую, как будет сказано ниже, сложно и выяснить, и вычислить.
Часть экономистов утверждает, что денежная цена товара - это его общественная ценность, выраженная в определенном количестве платежных знаков. Свободное движение цен и есть, по сути, “рыночная экономика”.
На бытовом уровне под ценой подразумевают количество денег, уплачиваемых и получаемых за товар или услугу. Уже это определение означает, что купля-продажа возможна, лишь когда цена покупателя совпадает с ценой продавца. Это происходит далеко не всегда.
Продавец, представляющий интересы производителя товаров и свои собственные, стремится повысить цену, отправляясь от желаний возместить свои расходы и получить определенную прибыль. Покупатель, исходя из полезности, нужности данного товара и своих доходов, стремится к снижению цены. На практике даже определяют два вида цен. В старину люди говорили:” У купца своя цена, у покупателя - своя”. Вполне вероятно, что товар не будет реализован, если первый и второй вид цен не сблизятся.
И потребителю, и продавцу помогает конкуренция между участниками рынка. В этой сложной многофакторной ситуации купля-продажа может состояться лишь в том случае, когда цена устанавливается при выравнивании спроса и предложения на базе соглашения между двумя сторонами, интересы которых столкнулись на свободном рынке. Именно так рождается рыночная цена.
Рыночная цена - это фактическая цена, которая определяется в соответствии со спросом и предложением. Это результат согласования цены продавца и цены покупателя. Как утверждает большинство экономистов и подтверждает жизненный опыт, нет никакой другой цены, кроме свободной рыночной, которая наиболее объективно выражает истинную ценность товара. Свободный рынок, если, конечно, он существует - величайший оценщик блага в ее денежном выражении. Нет рынка - нет и объективной цены. Применительно к рыночному ценообразованию приемлемо следующее определение: “Цена - это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена”. В такой формулировке очевидны два основных акцента: во-первых, это непосредственная связь цены товара с ценностью, которой он обладает как объект потребления. Во-вторых, цена товара проявляется только в условиях обмена товара. Так что вне рынка без купли-продажи о цене говорить не приходится вовсе. Родившись в процессе взаимодействия спроса и предложения, сама цена активным образом влияет на оба эти фактора. Повышение цены, как известно, вызывает снижение спроса, уменьшение объема продаж, и наоборот. Если рыночная цена устанавливается при таком соотношении спроса и предложения, когда количество товаров, которое покупатели хотят приобрести, соответствует тому их количеству, которое производители предлагают на рынке, то эта цена, как известно из предыдущих тем, называется равновесной.
Нормальное развитие экономики невозможно без рыночных цен. Они способствуют поддержанию основных народнохозяйственных пропорций, задают критерии эффективности производства, стимулируют производителей, санируют экономику, вымывая неэффективные звенья, значительно повышают ее гибкость, развивают инициативу, хозяйственную предприимчивость.
Для функционирования свободных рыночных цен нужна определенная экономическая среда - представление режима наибольшего благоприятствования предпринимательству, создание отлаженной рыночной инфраструктуры, принятие действенных антимонопольных мер.
Не отрицая необходимости государственного регулирования цен в определенных формах, следует признать, что при сохранении жесткого централизованного планирования, диктата министерств и ведомств, приниженного положения предприятия, монополизма и дефицита свободные цены превращаются в источник инфляции, развала экономики.
Цена, как и деньги - историческая категория, возникшая в процессе обмена. Уже в ходе простейшего натурального обмена цены существовали в виде товарных пропорций. Когда каменотес обменивал каменный топор на два горшка, то цена топора и составляла два горшка.
Основные Ценообразование, как в теоретическом, так и в практиче-
теорииском плане выступает активной задающей частью всего
ценообразования ценового механизма. Оно, собственно, и предопределяет величину цены. В экономической науке практически сформировались два основных подхода к ценообразованию: основанный на теории трудовой стоимости (трудовых затрат) и основанный на теории предельной полезности. Согласно теории трудовой стоимости, у истоков которой стоят экономисты классической школы А.Смит, Д.Рикардо, Т.Мальтус, К.Маркс, цена - есть денежное выражение стоимости товара. Стоимость же - это затраты труда на его производство. Иными словами, стоимость товара, переходящая на рынке в цену, определена уже в процессе производства, до выхода товара на рынок. Она носит объективный характер, создается в производстве, а проявляется на рынке. Непосредственным измерителем трудовых затрат, согласно этой теории, является рабочее время, но не индивидуальное, а так называемое общественно необходимое рабочее время. Это время, которое требуется для изготовления товара при общественно нормальных условиях производства, среднем уровне умелости и интенсивности труда.
При несомненно глубоком, научном подходе к обоснованию процесса ценообразования, внятного ответа на его сущность трудовая теория стоимости не дает. Самая сложная проблема - это практическое исчисление общественно необходимых трудовых затрат (ОНТЗ). Чтобы реально вычислить ОНТЗ, надо решить ряд сложных проблем. Так, следует еще до процесса производства сопоставить объемы производства и затраты с потребностями и потенциальной платежеспособностью покупателей (что почти не реально). Необходимо также учесть возможные варианты удовлетворения потребностей покупателей аналогичными или взаимозаменяемыми товарами. Большую сложность представляет учет квалифицированного труда. К.Маркс при утверждении, что сложный труд выступает как умноженный или возведенный в степень простой труд, не дает четкого ответа на вопросы - каковы эти коэффициенты, чем (или кем) они определяются.
Противоречия в теории трудовой стоимости при определении природы цены возникают и в том случае, когда продукты покидают производство и попадают в сферу обращения. Здесь под влиянием рыночных факторов как объективного, так и субъективного характера происходят значительные отклонения цены от стоимости.
Существуют и другие концепции природы цены и стоимости. Преобладающее значение имеет так называемая субъективно-психологическая трактовка рыночной цены, выдвинутая неоклассическим направлением экономической теории. В последней трети XIX века оно объединило ряд теоретических школ.
Вся система неоклассиков базируется на теории предельной полезности, о которой сказано выше. Товар приобретается не потому, что кто-то расценил затраты труда, а потому, что данный товар обладает для покупателя определенным полезным эффектом; именно покупатель оценивает этот товар и готов за него заплатить определенную сумму денег. Недаром в трудах русских экономистов до конца 20-х годов XX века преобладало понятие “ценность”, а не “стоимость”. И это был более точный перевод с немецкого, так как “стоимость” не включает учета полезности товара.
Родоначальником нового направления в теории ценности и цен является английский экономист А.Маршалл. Он попытался соединить теорию предельной полезности с теорией спроса и предложения и с теорией издержек производства. В теории А.Маршалла определение стоимости и цены сводится к выяснению взаимодействия рыночных сил, лежащих как на стороне спроса (предельная полезность), так и предложения (издержек производства товаров). По мнению А.Маршалла, ценность товара определяется и его полезностью, и издержками его производства.
§ 4. ФУНКЦИИ ЦЕН
Свободная цена является основным координирующим механизмом рыночной экономики. Недаром цену называют богиней рынка. Несмотря на различные подходы к определению функций цен, значительное большинство экономистов выделяют три основные функции цены: во-первых, она дает информацию, ориентирующую действия покупателей и продавцов; во-вторых, стимулирует наиболее рациональный и экономический способ производства; в-третьих, цена участвует в распределении доходов.
ИнформационнаяВ рыночном хозяйстве, основанном на системе сво- функция ценыбодной конкуренции, цены почти мгновенно отражают все изменения, происходящие в экономике. Так, повышение спроса на какой-то товар вызывает определенную реакцию со стороны производителя. Первое: при отсутствии конкуренции увеличить цену на эту продукцию. Второе: организовать дополнительное производство этого товара. Даже при непопулярности действий в первом примере в обоих случаях достигается уравновешивание спроса и предложения, увязывание затрат производителя или продавца с платежной способностью потребителя, покупателя.
Но организация дополнительного производства в одной из отраслей вызовет активизацию производства сначала в смежных с первой, а затем и в самых разных секторах экономики, повышая экономический “тонус” региона, снижая уровень безработицы. В более общем виде сказанное можно выразить так. Если на рынке количество какого-либо товара превышает спрос на него, то цена снижается, формируя предложение. Высокие цены служат сигналом недостаточного предложения, и производство недостающих товаров увеличивается до того момента, когда наступит равновесие спроса и предложения. Излишек тех или иных товаров на рынке вынуждает снизить цены, чтобы продать товары, а снижение цен на товары заставляет производство сократить их выпуск.
Равновесная цена - главный координатор на рынке. Она информирует о том, при какой цене будет иметь смысл обеспечить данный объем предложения и предъявить данный объем спроса. Все, что будет произведено сверх данного объема, станет бессмысленной потерей ограниченных ресурсов общества. Все, что будет недопроизведено, станет социальным ущербом для потенциальных потребителей. Т.о., информация о равновесной рыночной цене становится инструментом эффективного размещения ограниченных ресурсов. Равновесная цена стимулирует рост предложения при дефиците товаров и разгружает рынок от излишков, сдерживая предложение.
Информационную функцию цены нередко называют регулирующей, ориентирующей.
Реализация ценой информационной функции зависит от ряда факторов. Во-первых, отсутствие внеэкономического давления на цены. Цена должна быть реальным итогом свободного взаимодействия спроса и предложения. Там, где действует монополия, олигополистическая конкуренция, ценовая информация может не соответствовать реальному положению. Во-вторых, отсутствие инфляции, т.к. ее развитие не дает возможности производителю понять истинную причину роста или падения цен на тот или иной продукт.
СтимулирующаяСтимулирующую функцию цены выполняют, влияя функция цены на заинтересованность производителей в повышении объемов производства во имя увеличения суммы, вырученной от продажи. Механизм этого влияния пролегает через желание производителя увеличить доход и прибыль, которые непосредственно связаны с ценами на продукцию, услуги. Поскольку цена - это издержки предпринимателя плюс прибыль, то основной путь увеличения последней - снижение собственных затрат на производство товара. Так цены стимулируют применение и развитие экономичных, ресурсо- и энергосберегающих технологий, снижение издержек, связанных с управлением производством.
Стимулирующую функцию свободные цены могут выполнять лишь при определенных условиях. К ним, в первую очередь, относится возможность беспрепятственного перелива капиталов и сбережений населения в наиболее перспективные, эффективные области производства. А это предполагает многообразие равноправных форм собственности и обеспечение подлинной свободы предпринимательства.
РаспределительнаяСпособы и источники формирования рыночных дохо- функция ценыдов (различные формы предпринимательской деятельности, спекуляция, неодинаковые уровни зарплаты на предприятиях разных форм собственности, операции с ценными бумагами, значительный сектор теневой экономики), да и сам принцип неравенства распределения доходов в экономике рыночного типа приводят к несправедливому, с точки зрения обыденного сознания, имущественному положению отдельных групп населения. Ведь чаще более высокий уровень жизни не у того, кто упорно трудится, а у того, кто лучше уловил конъюнктуру рынка. Вследствие этого в странах с рыночным типом экономики всегда существует неудовлетворенность такой “социальной несправедливостью”.
В этой ситуации во многих странах проводятся различные мероприятия, сводящиеся в основном к изменению структуры потребления, к перераспределению и уравнению. В подобных случаях распределительная функция цены сочетается с социальной функцией.
Однако при всей важности продуманной социальной политики не следует возлагать непосредственно на рыночные цены значительную социальную роль. Иначе возникает риск разрушения рыночного ценового механизма. Цена есть объективная категория, ее величина обусловлена действием законов спроса и предложения. И пока мы не освободим цену от несвойственных ей функций, попытки создать эффективный ценовой механизм будут бесплодными. Поэтому не стоит слишком доверчиво относиться к заявлениям некоторых политических деятелей (особенно в предвыборные периоды) о возможности резкого снижения цен.
§ 5. СИСТЕМА ЦЕН, ИХ СТРУКТУРА
Виды Система цен в современной экономике очень сложна. И классифи-
цен цируются цены по разным признакам. Мы приводим наиболее распространенные из них. По отраслям экономики они делятся на оптовые (в промышленности), закупочные (в сельском хозяйстве), сметные (в строительстве), тарифы (на транспорте), таксы (в сфере обслуживания), розничные (в сфере торговли с населением).
Оптовые цены - те цены, по которым реализуется продукция крупными партиями.
Розничные цены - те, по которым товары продаются индивидуальным покупателям в относительно небольших объемах.
По способу формирования или по признаку степени свободы цены делятся на следующие группы.
Свободные рыночные цены - формируются в зависимости от состояния рынка, под воздействием спроса и предложения. Они абсолютно свободны от непосредственного вмешательства государственных органов. Переход от фиксированных государственных к свободным рыночным ценам называется либерализацией цен. Некоторые экономисты к этой категории цен причисляют и договорные цены. Другая часть ассоциирует договорные цены с контрактными.
Государственные цены в рыночной экономике устанавливаются на :
- продукцию предприятий-монополистов;
- базовые (для экономики данной страны) ресурсы;
- социально значимые товары.
Система государственных цен состоит из двух элементов:
а) фиксированные или твердые цены, жестко устанавливаемые
государственными органами;
б) регулируемые цены.
Фиксированные цены устанавливаются на местах органами исполнительной власти (администрациями). Как правило, они распространяются на некоторые товары первой необходимости (хлеб, молочные продукты, сахар и т.д.) При этом товаропроизводители получают дотации из бюджета для возмещения затрат, которые не покрываются за счет фиксированных цен. Изменение такой цены в какую-либо сторону производителем или продавцом товара преследуется по закону.
Регулируемые цены - их величина определяется госорганами с учетом изменения экономической конъюнктуры, но это воздействие ограничено и чаще всего состоит в установлении предельного уровня цены на определенные группы товаров. Применяются и другие методы регулирования.
Контрактные цены - величина этих цен устанавливается предваряющим акт купли-продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцами и покупателями. В ряде случаев в контракте фиксируется не абсолютная величина цен, а их верхний или нижний уровень, либо их соотношение с государственными, рыночными, мировыми. Оговаривается также допустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие возникновения каких-либо особых обстоятельств. Некоторые экономисты именно к этому типу цен относят и договорные.
Различный уровень цен на однотипные товары вызывает необходимость использования мировых цен - денежного выражения интернациональной стоимости (ценности) блага. Мировые цены - это те, по которым совершаются наиболее крупные экспортно-импортные сделки. Они всегда рассчитываются в свободно конвертируемой валюте и без ограничений административного характера. По мере развития международной специализации труда роль мировых цен возрастает, поскольку они оказывают активное влияние на внутренние цены в качестве оптимальных ориентиров. В мировой цене могут найти отражение такие факторы, как условия транспортировки данного товара, объем покупки (оптовая или розничная) и т.д.
Особую разновидность мировых цен представляют трансфертные цены - внутрифирменные цены, применяемые транснациональными корпорациями в сделках между собственными подразделениями, находящимися в разных странах. Данные об этих ценах составляют, как правило, коммерческую тайну.
Наряду с описанными видами цен в экономической практике применяется ряд других их характеристик, основанных на самых разнообразных признаках. Важное значение имеет базисная цена - цена, которая принимается за основу сторонниками торговой сделки при установлении окончательной цены, зависящей от конкретных показателей качества товаров или определенных временных факторов с учетом инфляции.
Демпинговые цены - это искусственно заниженные цены. Цели их применения могут быть самые разные: ради выживания фирмы, ради вытеснения с рынка конкурента и т.д.