Основные направления и задачи транспортного хозяйства

Планирование доставки материалов предусматривает движение материалов от поставщика к потребителю. При этом могут быть рас­смотрены два направления: каналы снабжения и логистика снабжения.

Каналы снабженияхарактеризуют движение товаров от по­ставщика к потребителю с выполнением юридических обязательств сторон, используя при этом различные формы организации транспортной деятельности. В качестве основных форм организации транспортной деятельности следует рассматривать прямые закупки у производителя, закупки у оптовых и розничных торговцев, с использованием агентов и брокеров или создание собственной закупочной организации на предприятии.

Логистика снабжениярассматривает проблемы физической транспортировки и хранения материалов. Как правило, маршруты доставки материалов совпадают с юридически оформленной дос­тавкой, но в ряде случаев юридически оформленная доставка не совпадает с маршрутом следования грузов, например, при по­ставках скоропортящихся или трудно перевозимых грузов. В этом случае следует перевозить по кратчайшему пути следования, что­бы обеспечить сохранную доставку.

Для эффективной организации приобретения, доставки и транспортировки по территории промышленного предприятия сырья и материалов используется система транспортного хозяйства,представляющая собойкомплекс технических средств предприятия, предназначенных для перевозки материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, отходов и других грузов на территории предприятия и на ее подъездных путях.

Транс­портные операции являются важной составной частью производственного процесса, причем транспортные средства нередко используются в целях регулирования его хода и обеспечения за­данного ритма производства. Рациональная организация внутриза­водского транспорта, оптимизация грузопотоков и грузооборота способствуют сокращению длительности производственных цик­лов изготовления продукции, ускорению оборачиваемости обо­ротных средств, унижению себестоимости продукции, росту про­изводительности труда.

На предприятиях используют различные виды транспортных средств, классифицируемые по различным признакам.

По сфере обслуживания: средства межцехового и внутри­цехового транспорта;

В зависимости от режима работы предприятия: транспортные средства непрерывного (конвейерные системы) и периодического действия (автомашины, тележки).

По направлению движения: транспортные средства для горизонтального, вертикального (лифты, элеваторы) и смешанного перемещения (краны) грузов.

По уровню механизации и автоматизации:автоматические, механические, ручные.

По виду перемещаемых грузов:транспортные средства для перемещения сыпучих, наливных и штучных грузов.

В условиях массового и крупносерийного производства широкое применение находят различные виды непрерывного транспорта – конвейеры и конвейерные системы, элеваторы, канатные и монорельсовые дороги, пневматический транспорт.

Основной задачей транспортного хозяйства является перемещение грузов в соответствии с требованиями производственного процесса при условии достижения минимальной стоимости погрузочно-разгрузочных работ.

Организация транспортного хозяйства предприятия включает выполнение следующих работ:

- стратегическое планирование обновления транспортных средств;

- анализ производственной структуры предприятия, разра­ботка и внедрение мероприятий по ее совершенствованию (с точки зрения рациональности транспортных схем, обес­печения прямоточности, пропорциональности, непрерыв­ности и ритмичности производственных процессов);

- анализ прогрессивности, уровня загрузки и эффективнос­ти использования транспортных средств во времени и по производительности;

- выбор и обоснование использования транспортных средств;

- расчет норм и нормативов расхода (потребности) в материальных ресурсах на ремонтно-эксплуатационные нужды транспортного хозяйства;

- составление балансов грузооборота (по горизонтали ука­зываются отправители грузов, а по вертикали – их получа­тели);

- проектирование схем грузопотоков;

- оперативно-календарное планирование транспортных опе­раций;

- диспетчирование работы транспорта предприятия;

- учет, контроль, мотивация повышения качества и эффек­тивности работы транспортного хозяйства.

Основные направления совершенствования транспортного хозяйства:

- внедрение в производство современного подъемно-транспортного оборудования и повышение уровня механизации и автоматизации транспортных и погрузочных работ;

- проектирование технологии транспортных и погрузочно-разгрузочных работ и ее оформление в единой технической документации;

- организация анализа грузооборота и грузопотоков с целью максимального выпрямления грузопотоков и сокращения количества перевалок грузов;

- использование стандартной сборно-разборной тары сквозного применения;

- улучшение системы планирования перевозок и диспетчерского руководства;

- применение математических методов в управлении внутризаводским транспортом;

- организация объективного учета затрат на транспортные и погрузочно - разгрузочные работы;

- создание современных отделов системного надзора за состоянием трасс и их ремонтом.

Для определения максимальной эффективности транспортного хозяйства используют понятия грузооборота и грузопотоков.

Грузооборотявляется основным показателем, характеризующим объем транспортных работ предприятия и отражает общее количество грузов, перемещаемых на территории завода в единицу времени. Таким образом, грузооборотпредставляет собой сумму грузопотоков. Грузопотокомназывается количество грузов, перемещаемых между заданными пунктами в единицу времени.

На промышленном предприятии разрабатываются схемы грузопотоков, которые характеризуют перемещения грузов на предприятии и являются основой рациональной организации транспортного хозяйства. При этом, выбор транспортных средств основывается на общепринятой методике оценки экономической эффективности новой техники и капиталовложений.

Первая группа исходных данных, необходимых для выбора наиболее экономичных средств включает:

§ характеристику перевозимых грузов, расстояния между пунктами отправки и получения грузов, объем перевозок и требования, предъявляемые к режиму перевозок грузов со стороны потребителя, а также характеристику транспортных и погрузочно-разгрузочных работ.

§ характеристику грузов, которая основывается на их общей классификации.

Вторая группа исходных данных уточняет маршрут перевозок: расстояние между пунктами отправления и получения, особенности трассы.

Третья группа исходных данных характеризует грузооборот (годовой и суточный) и требования, предъявляемые к режиму перевозок.

Четвертая группа исходных данных представляет собой эксплуатационную характеристику транспортных средств (паспорт, каталоги).

Наши рекомендации