Механизм ценообразования на сельскохозяйственную продукцию
Ценовой механизм включает ценовые отношения, совокупность цен, ценообразование на основе различных методов, ценовую политику, государственное регулирование цен. Ценообразование начинается с постановки цели и задач. Далее изучаются внешние условия. Затем оцениваются издержки, выбирается соответствующий метод ценообразования и окончательно устанавливается цена. Основные цели ценообразования могут быть различными: обеспечение выживаемости предприятия, завоевание лидерства по показателям качества, укрепление конкурентных позиций, максимизация текущей прибыли.
Механизм ценообразования - совокупность взаимосвязанных процессов формирования и изменения цен под воздействием множества экономических и иных факторов, протекающих с участием различных хозяйствующих субъектов, производителей, потребителей, посредников при регулирующей роли государства (общества). Объектом регулирования в механизме ценообразования выступает система цен и отдельные ее виды, а также система методов, воздействующих на способ их формирования, уровни и соотношения.
МЕХАНИЗМ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Механизм государственно- Рыночный механизм
общественного управления самоуправления и
саморегулирования
планирование цен принципы и правила
установления цен
регулирование
научно-информационное
контроль обеспечение
Рис. 2 Механизм Ценообразования в Республике Беларусь
В механизме ценообразования выделяются механизм государственно-общественного управления ценообразованием и рыночного самоуправления и саморегулирования ценовых процессов.
Государственно-общественное управление ценообразованием предполагает реализацию таких управленческих функций, планирование, регулирование, контроль и организация.
Планирование (прогнозирование) цен включает: разработку фиксированных общегосударственных цен на важнейшие виды продукции (энергоносители); планирование поэтапного ввода цен на конкретные товары с отметкой фиксированных цен; разработку прогноза важнейших параметров социально-экономического развития (изменение индексов цен на товары, тарифов на услуги и т.д.). в республике функционирует система прогнозирования, анализа и контроля за процессами ценообразования [1].
Регулирование ценообразования - воздействие на процессы установления и применения цен со стороны государственных органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики республики [13].
Контроль цен сочетает в себе государственный контроль, статистический контроль и социальный контроль со стороны потребителей. Специальный государственный контроль сводится к выборочным проверкам дисциплины цен и ценообразования.
Существуют следующие принципы ценообразования:
1. определение основ государственной политики в области ценообразования;
2. сочетание свободных и регулируемых цен;
3. разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению цен;
4. установление регулируемых цен на товары (работы и услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли и других мер государственной поддержки;
5. государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен.
Регулирование ценообразования реализуется путем прямого и косвенного регулирования.
Прямое регулирование осуществляется с применением методов установления:
1. фиксированных цен;
2. предельных максимальных уровней цен;
3. предельных минимальных цен;
4. предельных уровней рентабельности на отдельные группы, виды продукции или продукцию отдельных отраслей;
5. фиксированных, предельных надбавок, скидок в оптовом и розничном звеньях;
6. определенных правил или условий определения и применения цен;
7. декларирования цен; [2.]
Решения о выборе конкретного метода регулирования цен принимаются исходя из государственных интересов, отраслевых особенностей, финансового состояния предприятий.
Косвенное регулирование осуществляется через воздействие на ценообразующие факторы путем проведения мероприятий в области кредитно-денежной, налоговой, тарифной политики, разработку стандартов поведения в ценовой рекламе, препятствующих недобросовестной конкуренции.
Таким образом, государственное регулирование цен предполагает: введение или отмену ценовых и других лимитов по различным товарам; непосредственное изменение уровня отдельных цен и нормативов налоговых и кредитных ставок, платежей; фиксирование цен на определенный период и т.п.
Цели государственного регулирования цен заключаются в следующем:
- не допустить инфляционного роста цен в результате монополизма производителей;
- способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на снижение затрат, не допустить разрушительной конкуренции;
- обеспечить относительный паритет цен во всех звеньях экономики; [2.]