Рынок. Условия его возникновения. Функции. И тд
Рыночная экономика – это особый тип экономических отношений по производству, распределению, обмену и потреблению благ и услуг. Основной формой связи между субъектами в обществе является купля-продажа. С точки зрения купли-продажи рынок рассматривается как сфера взаимодействия спроса и предложения, производителя и потребителя, продавца и покупателя в определенное время и на определенных условиях. С точки зрения организации экономики рынок называют общественной формой функционирования экономики. С позиции участников рынка его определяют как форму общественной связи между субъектами хозяйствования.
Рынок – это система организационно-экономических отношений, осуществляемая через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводства: в сфере производства, распределения, обмена и потребления в определенный период времени, т. е. это внутренне встроенный механизм связи между производством и потреблением.
Рынок выполняет важные функции:
• через рынок осуществляется регулирование общественного производства, т. е. решаются проблемы, что производить, как производить, для кого производить;
• через рынок устанавливаются связи производителей и потребителей. Каждый участник рынка является одновременно и покупателем, и продавцом. Он покупает необходимые ему товары, необходимые для жизни или организации производства, а продает на рынке либо произведенную продукцию, либо имущество, либо предлагает рабочую силу;
• через рынок происходит учет затрат на производство продукции. Рынок определяет не только то, что нужно произвести, но и то, на какие затраты общество может пойти, чтобы получить данную продукцию. Если затраты очень высоки, то ее не смогут купить и в дальнейшем она не будет производиться. Следовательно, на рынок поступает только та продукция, которая может быть раскуплена по ценам,покрывающим издержки;
• важнейшей функцией рынка является установление цены. Цена колеблется под влиянием спроса и предложения. Если на рынке количество какого-либо товара превышает спрос на него, то снижается цена,
а, следовательно, производство и предложение данного товара. Напротив, высокие цены будут стимулировать производство, рост которого будет продолжаться до тех пор, пока не наступит равновесие между спросом и предложением, и как следствие этого, установится равновесная цена;
• рынок дифференцирует производителей. В процессе конкуренции выживает только та фирма, в которой затраты на производство продукции меньше рыночной цены. В этом случае фирма получает прибыль. Если затраты выше цены, то она понесет убытки. Дифференциация производителей, следовательно, означает развитие эффективных фирм и разорение неэффективных.
Рынок имеет достоинства и недостатки.
Достоинства: гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся условиям; оперативное использование новых технологий для снижения издержек производства и повышения прибыли; независимость производителей и потребителей в принятии решений, заключении сделок и т. д.; способность удовлетворять разнообразные потребности в необходимом количестве и с высоким качеством.
Недостатки рынка касаются, главным образом, социальной сферы: рынок не гарантирует право на труд и доход. Более того, рыночная система воспроизводит существенное неравенство; рынок не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования (спорт, образование, здравоохранение и т. д.); рынок ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги. Рыночная экономика не может поддерживать развитие фундаментальных наук, поскольку не определены
здесь сроки окупаемости затрат, также она не заинтересована в поддержке экологической безопасности.
Рынок, таким образом, является эффективной формой организации экономики, но он не всегда и не во всем способен обеспечить саморегулирование и равновесие экономической системы, а также социальную справедливость. Несовершенство рынка должно компенсироваться соответствующими функциями государства.
Субъектами рынка являются домашнее хозяйство, предприятие и государство.
Домашнее хозяйство (семья) – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, имеющая денежный доход и выступающая на рынке потребителем, которая стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.
Предприятие – экономическая единица, которая использует факторы производства для изготовления продукции для получения прибыли или дохода.
Государство представлено правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей. Домашнее хозяйство, предприятие и государство вступают в экономические отношения по поводу владения, использования, купли и продажи объектов рынка.
Объектами рыночного хозяйства являются:
• товары и услуги;• факторы производства: труд, капитал, земля;• деньги, ценные бумаги, и т. д.
Рынок имеет определенную структуру. Структура рынка – это внутреннее строение отдельных сегментов рынка.
По экономическому назначению выделяют:
• рынок потребительских товаров и услуг;• рынок факторов производства: труда, капитала, природных ресурсов;• финансовый рынок: кредитный, ценных бумаг, валютный. По географическому положению различают:• местный;• региональный;• национальный;• мировой.
По степени ограничения конкуренции:• рынок совершенной свободной конкуренции;• рынок несовершенной конкуренции. В составе последнего выделяют монополистический, олигополистический, монополистической конкуренции.
По отраслям различают автомобильный, зерновой рынок и т. д.
По характеру продаж выделяют оптовый и розничный рынки.
Современный рынок невозможен без развитой инфраструктуры, т. е. вспомогательных отраслей и организаций. Инфраструктура рынка – это совокупность учреждений, государственных и коммерческих фирм, обеспечивающих успешное функционирование рыночных отношений. Принято различать инфраструктуру трех рынков: товарного, финансового и рынка труда. Инфраструктура товарного рынка представлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, аукционами, ярмарками, посредническими фирмами не биржевого характера.
Инфраструктура финансового рынка включает в себя фондовые и валютные биржи, банки, страховые компании и фонды. Инфраструктура рынка труда – это биржи труда, служба занятости и переподготовки кадров, регулирование миграции рабочей силы и т. д. Успешное функционирование рынка невозможно без рекламы, информационных и консультативных служб, без учреждений контроля
и ревизии, правовых институтов.
Реклама– это распространение информации о товарах или услугах для увеличения спроса на них. Она
возникла на заре развития товарного производства. Так, в Древней Греции и Риме сообщения коммерческого характера писались на деревянных, медных или костяных досках и громко зачитывались городскими
глашатаями. В начале ХХ в. реклама становится одним из основных средств конкурентной борьбы. С середины 1970-х гг. утверждается индустрия рекламного бизнеса с широкой сетью рекламных агентов,
а сама реклама рассматривается как элемент новой системы управления, как составная часть маркетинга и бизнеса в широком смысле слова. Информация (от лат. information – разъяснение) – это сведения, используемые для анализа и прогноза состояния рынка. Любая фирма нуждается в информации о спросе и предложении, о норме прибыли, о том, где можно дороже продать и дешевле купить. На базе полученных данных фирма вырабатывает стратегию своего поведения.
Основным механизмом реализации рыночных отношений является конкуренция.
Конкуренция – это борьба между субъектами рыночной экономики за лучшие условия функционирования бизнеса, за обеспечение наивысшей прибыли.
На микроуровне – состязательность, направленная, в конечном счете, на совершенствование технологии производства, его организации, повышение качества продукции, повышение уровня производительных сил страны.
На макроуровне – конкуренция обеспечивает гибкость, адаптивность экономической системы в целом к изменяющимся условиям, что, в конечном счете, направлено на повышение уровня жизни населения
страны, упрочение позиций страны на мировом уровне.
Основная задача конкуренции – повышение конкурентоспособности национальных товаров и услуг, национальной экономики в целом. Субъектами конкуренции являются предприятия, отрасли, регионы, страны.
Виды конкуренции:
• борьба между продавцами за рынки сбыта, за ресурсы, за покупателя, особенно когда имеет место «рынок покупателя»;
• борьба между покупателями за товары и услуги, особенно при дефиците товаров и услуг, когда лидирует в экономике или отрасли «рынок продавца»;
• борьба между продавцами и покупателями. Продавцы стремятся навязать покупателям в потреблении определенный стиль, имидж, статус, стереотип, стандарт поведения.
Типы конкурентного поведения:
• креативный (творческий), направленный на повышение качества продукции, создание более совершенных образцов продукции, технологии. Это затратный тип, связанный с риском, но в случае успеха обеспечивает конкурентные преимущества ее инициатору;
• приспособленческий тип, предусматривающий использование уже известных модификаций продукции, технологии, тем самым позволяет упреждать действия соперников. Это также затратный тип поведения, но с меньшей долей риска;
• гарантирующий тип (обеспечивающий), который предусматривает определенную стабильность бизнеса за счет оказания дополнительных услуг, расширения ассортимента. Этот тип направлен на продление жизненного цикла товара.
Методы конкуренции:
• ценовая конкуренция, которая предполагает изменения цены, являющейся привлекательной для покупателя и увеличивающей прибыль продавца. Такие изменения могут достигаться путем снижения издержек производства, снижения цен без изменения качества и ассортимента и т. п.;
• неценовая конкуренция предполагает повышение качества продукции, создание новой продукции, расширение ассортимента, гарантийного обслуживания и т. п.;
• недобросовестная конкуренция. Она юридически запрещена,но широко используется на практике. Методами такой конкуренции являются использование чужого товарного знака, использование коммерческой тайны, переманивание квалифицированных специалистов, распространение ложной информации, наносящей вред коммерческой деятельности конкурента и т. п.
Методы оценки конкурентной ситуации:
• оценка конкурентоспособности продукции предприятия самим
предприятием;
• оценка конкурентных преимуществ, в качестве которых выступают: уровень издержек; качество продукции; степень диверсификации производства.
Функции конкуренции:
• регулирующая – обеспечивает совершенствование пропорций
общественного производства;
• аллокационная – стимулирует эффективное размещение производств с учетом рынков сбыта;
• контролирующая – стимулирует самоконтроль субъектов бизнеса за результатами производства;
• распределительная – стимулирует наиболее эффективное распределение затрат и выгод между участниками рыночных отношений;
• инновационная – стимулирует внедрение инновационных продуктов, технологий.
В целом конкуренция – важный фактор жизнедеятельности рыночной экономики.
Рыночные отношения реализуются на основе взаимодействия продавцов и покупателей, соотношения спроса и предложения.