Инвентаризация материальных ресурсов
Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утв. Пост. Мин. финна РБ от 30.11.2007г. № 180.
В ходе инвентаризации документально подтверждаются наличие, состояние и оценка активов (в том числе неучтенных), путем:
Ø сопоставления с данными бухгалтерского учета;
Ø выявления активов, частично потерявших свое первоначальное назначение (потребительские свойства) и устаревших морально;
Ø выявления сверхнормативных и неиспользуемых активов и обязательств с целью их учета и последующей реализации или списания;
Инвентаризация проводится:
В обязательном порядке (Закон «О бух. учете и отчетности» ст. 12)
Ø при передаче имущества государственного унитарного предприятия в аренду, его купле-продаже;
Ø при реорганизации или ликвидации (упразднении) организации;
Ø перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
Ø при смене руководителя организации и (или) материально ответственных лиц (МОЛ);
Ø при выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества;
Ø в случае возникновения непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств;
Ø в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
а также
· по решению руководителя организации;
· по решению контролирующих органов;
· и в иных случаях, установленных законодательством.
Инвентаризация проводится:
Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности необходимо провести инвентаризацию активов и обязательств в следующие сроки:
-основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства, сырья, материалов, готовой продукции, товаров для реализации (в том числе товары на складах, товары в розничной торговле, тара под товаром и порожняя, покупные изделия, продукция подсобного сельского хозяйства) - не ранее 1 ноября;
-незавершенного производства и полуфабрикатов - не ранее 1 ноября;
-животных на выращивании и откорме (в том числе молодняка животных) - не ранее 1 ноября;
-денежных средств - не ранее 1 декабря;
-обязательств и других активов - не ранее 1 декабря.
Периодичность проведения инвентаризаций:
· основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства, сырья, материалов, готовой продукции, товаров для реализации (в том числе товары на складах, товары в розничной торговле, тара под товаром и порожняя, покупные изделия, продукция подсобного сельского хозяйства) - не менее одного раза в год;
-незавершенного производства и полуфабрикатов - не менее двух раз в год;
-животных на выращивании и откорме (в том числе молодняка животных) - не менее одного раза в год;
По решению руководителя организации число инвентаризаций может быть увеличено.
Перед проведением инвентаризации руководитель организации издает приказ, которым создается инвентаризационная комиссия.
В крупных организациях для проведения инвентаризаций создаются постоянно действующая центральная инвентаризационная комиссия и рабочие инвентаризационные комиссии. Центральные инвентаризационные комиссии создаются в составе: руководителя организации или его заместителя, главного бухгалтера или его заместителя, начальников структурных подразделений.
Рабочие инвентаризационные комиссии создаются в составе: представителя руководителя организации, назначившего инвентаризацию, специалистов: товароведа, инженера, технолога, механика, производителя работ, экономиста, работника бухгалтерской службы и других.
МОЛ не включаются в состав инвентаризационной комиссии для проверки находящихся у них в подотчете товарно-материальных ценностей.
До начала проверки фактического наличия активов приходные и расходные документы должны быть сданы в бухгалтерию (бухгалтеру).
Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием "до инвентаризации на "______" (дата)", что является основанием для определения остатков активов к началу инвентаризации по учетным данным.
МОЛ дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на активы сданы в бухгалтерию или переданы рабочей инвентаризационной комиссии и все активы, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
Фактическое наличие активов при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. Сведения о фактическом наличии активов и учтенных обязательств записываются в инвентаризационные описи, которые составляются не менее чем в двух экземплярах.
На активы, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете за балансом, составляются отдельные описи.
Если инвентаризация активов проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся эти активы, при уходе инвентаризационной комиссии опечатываются.
На каждой странице описи указывается прописью число порядковых номеров активов и общий итог фактического количества в натуральных показателях, записанных на данной странице.
Исправление ошибок (описок) производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления оговариваются и подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.
В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.
На последней странице описи ставится отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.
Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица.
В описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией активов в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.
По окончании инвентаризации все материалы по ней передаются на рассмотрение постоянно действующей центральной инвентаризационной комиссии или руководителю организации.
При выявлении отклонений фактических данных от учетных составляются сличительные ведомости.
По каждому случаю выявленных отклонений комиссия берет объяснения от материально ответственных лиц.
Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия активов и данных бухгалтерского учета оформляются протоколом заседания инвентаризационной комиссии и представляются на рассмотрение руководителю организации, который принимает соответствующее решение.
Сумма излишков активов, выявленных при инвентаризации, отражается в бухгалтерском учете:
Д-т счетов учета активов 10, 07 и К-т счета 92 "Внереализационные доходы и расходы", субсчет 92/1 «Внереализационные доходы»
Сумма недостачи и порчи активов отражается:
Д-т счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" и К-т счетов, на которых учитывались недостающие и испорченные активы. (10, 07).
Сумма недостачи, порчи активов в пределах установленных норм естественной убыли списывается по распоряжению руководителя организации:
Д-т счетов учета затрат на производство 20, 23, 25, 26, 29,44 и др. и К-т счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач. Убыль активов в пределах установленных норм определяется после зачета недостач излишками по пересортице.
При отсутствии норм естественной убыли убыль рассматривается как недостача сверх норм.
Сумма недостач, а также порча активов сверх норм естественной убыли отражается в бухгалтерском учете:
К-т счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"
Д-т счетов:
· 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", если по недостаче или порче определено виновное лицо;
· 92/2 "Внереализационные расходы", если виновное лицо не установлено или судом отказано в возмещении с виновного лица, других случаях выявления невозмещенных недостач, т. е. за счет результатов финансово-хозяйственной деятельности.
На суммы недостач начисляется НДС, кроме в пределах норм естественной убыли, который удерживается с виновных лиц или включается во внереализационные расходы (92/3).
Пересортица возникает в случаях выявления у одного и того же проверяемого лица за один и тот же проверяемый период в отношении активов одного и того же наименования в тождественных количествах излишков или недостач.
О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют объяснения инвентаризационной комиссии.
Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть произведен только по решению руководителя организации.
В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих активов выше стоимости активов, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц.
Если лица, виновные в допущении пересортицы, не установлены, то положительные суммовые разницы относятся на внереализационные доходы и отрицательные суммовые разницы рассматриваются как недостачи сверх норм убыли.
Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором было принято решение руководителем организации по регулированию инвентаризационных разниц, а по годовой инвентаризации - в годовой бухгалтерской отчетности.