Виды цен и их классификация
Цены, действующие в экономике, взаимосвязаны и образуют систему, состоящую из отдельных блоков цен, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Стоит внести изменения в уровень одной цены, как эти изменения обнаруживаются в уровнях других цен.
Это объясняется тем, что, во-первых, существует единый процесс формирования затрат на производство; во-вторых, все субъекты рынка взаимосвязаны между собой; в-третьих, имеет место тесная взаимосвязь всех элементов рыночного хозяйственного механизма.
В зависимости от того, какой признак взят для классификации, все виды цен можно разделить на различные группы.
I. По характеру обслуживаемого оборота различают следующие виды цен:
1. оптовые цены подразделяются на два вида: оптовую (отпускную) цену предприятия и оптовую (отпускную) цену промышленности:
– оптовая (отпускная) цена предприятия – цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям (рис. 1.2). Реализуя свою продукцию по этой цене, предприятие должно возместить все издержки производства и реализации и получить размер прибыли, позволяющей предприятию выжить;
Рис. 1.2. Составные части оптовой (отпускной) цены предприятия
– оптовая (отпускная) цена промышленности (продажная цена оптового посредника) – цена, по которой предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию снабженческо-сбытовых организаций (рис. 1.3).
Рис. 1.3. Составные части оптовой (отпускной) цены промышленности
(продажной цены оптового посредника)
Оптовая (отпускная) цена промышленности помимо оптовой (отпускной) цены включает в себя снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку или скидку и налоги. Снабженческо-сбытовая (оптовая) наценка или скидка – это цена за услугу по снабжению и сбыту; как любая цена она должна компенсировать издержки снабженческо-сбытовых или оптовых организаций и обеспечивать им прибыль.
Разновидностью оптовых цен являются цена биржевого товара (или биржевых сделок) и закупочные цены:
– биржевая цена – разновидность оптовой цены промышленности. Эта цена формируется на базе биржевой котировки и надбавок или скидок с нее в зависимости от качества товаров, расстояния товара от места поставки, предусмотренного биржевым контрактом;
– закупочные цены – оптовые цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция предприятиями, фермерами и населением.
На практике закупочные цены для отдельных хозяйств трансформируются в средние цены фактической реализации, в которых учтены цены и количество продукции, проданной по различным каналам реализации (заготовительным организациям, по прямым связям с розничной торговлей, на колхозном рынке и др.). Закупочные цены – договорные цены, они устанавливаются в зависимости от соотношения спроса и предложения.
2. Розничные цены – цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям, они являются конечными; по этим ценам товары выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или производстве (рис 1.4).
Рис. 1.4. Составные части розничной цены
3. Тарифы грузового и пассажирского транспорта – плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и населения. Составные элементы тарифа – издержки и прибыль транспортных организаций и НДС.
4. Тарифы на оказываемые населению бытовые услуги – это плата за различного рода услуги, оказываемые населению бытовыми и коммунальными службами. К ним относятся: цены на услуги ЖКХ, парикмахерских, химчисток и т.д.
5. Цены на строительную продукцию. Продукция строительства оценивается по трем видам цен:
– сметная стоимость – предельный размер затрат на строительство каждого объекта;
– прейскурантная цена – усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за квадратный метр жилой и полезной площадей, квадратный метр малярных работ и др.);
– договорная цена устанавливается по договоренности между заказчиками и подрядчиками.
6. Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, используются при экспорте товаров и их импорте, осуществляются, как правило, на базе цен основных мировых товарных рынков.
II. В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке различают следующие виды цен.
1. Свободные цены – свободно складываются на рынке под воздействием спроса и предложения независимо от какого бы то ни было прямого влияния государственных органов. Государство может воздействовать на эти цены (их уровень) лишь косвенно – путем влияния на конъюнктуру рынка доступными ему способами, например, установить «правила игры» на рынке с помощью мер, ограничивающих недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка. С этой целью вводится ряд запретов: на горизонтальное и вертикальное фиксирование цен, на ценовую дискриминацию, на демпинг, недобросовестную ценовую рекламу.
2. Регулируемые цены складываются под влиянием спроса и предложения, но испытывают при своем формировании определенное воздействие государственных органов, которое осуществляется методами либо прямого ограничения роста или снижения цен, либо путем регламентации рентабельности, либо путем установления предельных надбавок или коэффициентов к фиксированным ценам прейскуранта, либо путем установления предельных значений элементов цены, либо каким-нибудь аналогичным методом.
3. Предельные цены – цены, выше которых предприятия не могут устанавливать цену своей продукции или услуги.
4. Фиксированные цены – прямо устанавливаются государством в лице органов власти и управления. Существуют такие формы фиксирования цен, как прейскурантные цены, «замораживание» рыночных свободных цен, фиксирование монопольных цен. Такие цены устанавливаются в экстремальных условиях (в случае кризиса в экономике, острого дефицита товаров и т.д.).
III. В зависимости от территории действияцены различают по следующим видам:
1. Единые или поясные цены – устанавливаются и регулируются государственными органами. Речь идет о таких видах продукции и услуг, как, например, газ, электроэнергия, транспорт, квартирная плата и некоторые другие.
2. Региональные и местные цены – регулируются региональными органами власти и управления. В процессе формирования эти цены ориентируются на издержки производства и реализации, складывающиеся в данном регионе. Региональными являются цены и тарифы на подавляющее большинство коммунальных и бытовых услуг, оказываемых населению.
IV. В зависимости от порядка возмещения потребителем транспортных расходов по доставке грузов цены различают по следующим видам:
1. Цена в месте производства продукции – по этой цене товар передается покупателю в том месте, где он был произведен, со всеми правами на него и ответственностью. В этом случае покупатель оплачивает сверх цены все фактические расходы по транспортировке продукции до места назначения.
2. Единая цена с включением расходов по доставке – этот метод установления цены предполагает формирование фирмой единой цены для всех покупателей, независимо от их местоположения, с включением в нее одинаковой суммы транспортных расходов. Эта сумма рассчитывается как средняя стоимость всех перевозок. Единая цена особенно выгодна тем покупателям, которые удалены от места производства товара, и фактические транспортные расходы которых значительно превышают средние.
3. Зональные цены – в соответствии с этим методом определения цен выделяется несколько географических зон и устанавливается единая цена для клиентов, расположенных в границах одной зоны. Для каждой из зон эти цены являются различными, так как устанавливаются они в зависимости от величины транспортных расходов; по мере удаленности зоны цена возрастает.
4. Цены, определяемые на основе базисного пункта – согласно этому методу, предприятие (фирма) устанавливает в нескольких географических пунктах базисные цены на одну и ту же продукцию. Фактические цены продажи рассчитываются путем прибавления к цене, установленной для ближайшего от заказчика базисного пункта, транспортных расходов по доставке товара к месту назначения.
V. В зависимости от продолжительности нахождения товара на рынке могут применяться следующие виды цен:
1. Скользящая или падающая цена – устанавливается почти в прямой зависимости от соотношения спроса и предложения. По мере насыщения рынка она снижается (особенно оптовая цена; розничная цена может быть относительно стабильной). Такой метод установления цены применяется чаще всего по отношению к товарам первой необходимости. В этом случае тесно взаимодействуют цены на товары и объем их производства. Чем больше объем выпуска продукции, тем обширнее у фирмы возможности для снижения издержек и в конечном счете – цены.
Но при таком методе определения цены требуется: затруднить появление на рынке конкурента; постоянно повышать качество товаров; сокращать издержки производства.
2. Долговременная цена – устанавливается на товары массового спроса. Она не подвержена изменениям на протяжении долгого времени.
Однако в зависимости от рыночной конъюнктуры в товары могут вноситься изменения (уменьшаться их размер, незначительно ухудшаться качество) при неизменной цене.
3. Цены потребительского сегмента рынка. Суть этого метода определения цены состоит в следующем: на примерно одни и те же виды товаров и услуг, которые реализуются различным социальным группам населения с разным уровнем доходов, устанавливаются неодинаковые цены – например, на различные модификации легковых автомобилей, на авиабилеты, на билеты в театры и т. д. Основная проблема в этом случае состоит в определении правильных соотношений цен на различные по качеству товары и услуги.
4. Гибкая цена меняется в зависимости от соотношения спроса и предложения на рынке. Использование такой цены возможно при сильных колебаниях спроса и предложения в относительно короткие сроки, например, в течение дня при продаже отдельных скоропортящихся продуктов (овощей, свежей рыбы, молочных продуктов, цветов и т. д.).
Применение этой цены дает эффект тогда, когда право по принятию решения по ценам дано самому нижнему уровню управления (непосредственно продавцу).
5. Преимущественная цена устанавливается фирмой, занимающей доминирующее положение на рынке (доля рынка 70–80 %) на рынке, определенное снижение цен на свои товары. Такие фирмы могут обеспечить значительное снижение издержек производства за счет роста объемов выпуска и сокращения расходов по реализации товаров.
Главные цели, которые при этом ставятся фирмой: предотвратить внедрение на рынок новых конкурентов; заставить конкурентов платить большую цену за право внедрения на рынок.
6. Цены на изделия, выпуск которых прекращен. Речь идет не о распродаже по сниженным ценам, а о продаже снятых с производства товаров ограниченному кругу потребителей, нуждающихся именно в них. Цены на такие товары (например, запасные части к легковым автомобилям и грузовикам самых разных марок и моделей, выпуск которых завершен) выше, чем на обычные.
7. Цена, установленная ниже, чем у большинства предприятий – определяется на товары, дополняющие другой товар, который реализуется по обычной цене. Эта цена используется как реклама.
8. Договорная цена – состоит в том, что покупателю предлагаются какие-либо льготы и скидки по сравнению с обычной ценой. Например, при покупке двух видеокассет третья дается бесплатно. У покупателя создается впечатление, что он получил значительную выгоду, приобретая данный товар в большем количестве, чем ему необходимо. Фактически же выгоду получает продавец, так как у него увеличивается товарооборот и повышается прибыль.
VI. В зависимости от способа получения информации об уровне цены, могут применяться следующие виды цен.
1. Публикуемые – цены, сообщаемые в специальных источниках информации. К публикуемым ценам относятся: справочные и прейскурантные цены, биржевые котировки, цены аукционов, торгов.
2. Справочные – это цены, публикуемые в различных печатных изданиях. Источниками этих цен являются экономические газеты и журналы, специальные бюллетени, каталоги, прейскуранты.
3. Расчетные цены – применяются в договорах на нестандартное оборудование, производимое по индивидуальным заказам.
Все вышеперечисленные виды цен, действующих в экономике, взаимосвязаны, взаимозависимы и образуют единую систему, которая состоит из отдельных блоков цен. При этом наиболее важными и основными блоками единой системы цен являются:
– оптовые цены;
– закупочные цены;
– розничные цены;
– тарифы на услуги транспорта.
Вместе с тем взаимосвязь и взаимозависимость цен в единой системе не исключает и самостоятельного движения отдельных блоков цен и цен на конкретные товары внутри этих блоков, а, наоборот, предполагает такое движение.
Система цен характеризуется такими показателями, как уровень цен, структура цен, динамика цен.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение цены и ценообразования.
2. В чем заключается сущность теорий ценообразования?
3. Назовите основные типы рынков.
4. Дайте характеристику совершенной конкуренции.
5. Каковы характерные черты рынка монополистической конкуренции?
6. В чем проявляется олигополия?
7. Охарактеризуйте рынок чистой монополии.
8. На чем основана стратегия множественности цен?
9. В чем состоит экономический смысл установления дискриминационных цен?
10. Что такое ценовая эластичность?
11. Возможные состояния эластичности спроса по цене?
12. Назовите факторы, воздействующие на цены.
13. Дайте определение функции цены.
14. Перечислите функции цены.
15. Дайте характеристику основных видов цен.
16. Перечислите элементы оптовой (отпускной) цены предприятия, оптовой цены промышленности, закупочной и розничной цены.
17. Дайте определение состава и структуры цены.