Система платежей за пользование природными ресурсами в РФ
Интересную группировку платежей за пользование природными ресурсами, исчисляемые и уплачиваемые в зарубежных странах, предложили Б. Д. Клюкин и В. Г. Князев, что наглядно представлено на рисунке 1.3.2.
Рис.1.3.2. Основные виды платежей за природные ресурсы в зарубежных странах по классификации Б.Д.Клюкина и В.Г. Князева
Из рисунка 1.3.2 видно, что Б. Д. Клюкин выделяет налог на собственность (собственника), обычно представленную в виде месторождения полезного ископаемого и горное имущество в стоимостном выражении, определяемом в ценах, установленных в соответствии с законодательством или рыночными ценами (ad valorem tax); налог на единицу добытого полезного ископаемого (production tax); подоходный налог (income tax), уплачиваемый в тех случаях, когда недропользователь получает прибыль и оказывает влияние на стоимость добываемого полезного ископаемого. Вместе с тем В.Г. Князев рассматривает платежи, предназначенные для перераспределения (изъятия) ренты и направленные на поддержание существующей системы управления природопользованием.
Во многих зарубежных государствах применяются комбинации различных налоговых платежей. Такая комбинация платежей практически всегда индивидуальна для каждого государства и имеет свои положительные и отрицательные черты, связанные с конкретными налогами. Однако в любом случае система налогообложения, которая состоит из перечисленных платежей, направлена на достижение своей цели. В таблицы 1.3.1 представлены налоговые платежи, которые применяются при налогообложении природных ресурсов в разных государствах.
Таблица 1.3.1
Платежи за пользование природными ресурсами в ряде зарубежных стран
Платежи за пользование природными ресурсами | Франция | Германия | США | Норвегия | Латвия | Украина |
Налог на добычу полезных ископаемых | + | |||||
налог на минеральные ресурсы | + | |||||
Налог на добычную деятельность | + | |||||
Налог на рудное поле | + | |||||
налог на горные разработки, | + | |||||
плата за пользование недрами для добычи углеводородов | + | |||||
Налог на недвижимость (горные предприятия, оцениваемые по рыночной стоимости) | + | |||||
налог на добытую продукцию | + | |||||
подоходный налог | + | |||||
арендная плата за недропользование | + | |||||
роялти | + | |||||
аукционное лицензирование | + | |||||
Сбор за геологоразведывательные работы | + | |||||
сбор за специальное использование природных ресурсов | + | |||||
рентные платежи | + | |||||
налог на землю за недропользование | + | |||||
Специальный отраслевой налог на прибыль | + | |||||
Налог на прибыль | + |
Обобщая материал, представленный в таблице 1.3.1 можно отметить, что при налогообложении природных ресурсов применяются не только чисто ресурсные налоговые платежи, но и общие налоги, используемые во всех отраслях экономики, такие как налог на прибыль, налог на добавленную стоимость. У каждой зарубежной страны имеется своя специфика налогообложения природных ресурсов.
Что касается Российской Федерации, то в отечественной практике применяются 4 налоговых платежа на природные ресурсы (рис.1.3.3.).
Рис.1.3.3. Виды налоговых платежей на природные ресурсы в Российской Федерации
Налог на добычу полезных ископаемых представляет собой плату за пользование недрами, взимаемую при добыче полезных ископаемых в зависимости от их объёма или стоимостной оценки. Положительной чертой данного налога является то, что он позволяет изъять некоторую часть рентного дохода, так как имеет в основе дифференциацию по цене в отношении некоторых полезных ископаемых. С другой стороны дифференциация по цене является и его минусом, потому что предпринимателям становится невыгодно работать на истощающихся месторождениях, рентабельность на которых начинает снижаться, это является предпосылкой к тому, что многие до конца не выработанные месторождения будут подлежать консервации, следовательно, ни о какой эффективности использования природных ресурсов речи быть не может.
Водный налог, исходя из названия, направлен на обложение водопользования. В его основе лежит дифференциация в зависимости от экономического района и конкретного водоёма, объектом сам факт водопользования, а налоговой базой в зависимости от деятельности объём забранной воды, количество выработанной энергии, протяжённость лесосплава.
Земельный налог является первым налогом на природные ресурсы, который был введён в мировой практике. Но его необходимость была обусловлена не попыткой рационализировать её использование, а стремлением пополнить бюджет, то есть выполнялась только фискальная функция, следовательно, налог был ближе к разряду имущественных, а не ресурсных. На данный момент он является налогом на природные ресурсы, объектом является право собственности на землю, а налоговой базой кадастровая стоимость участка, корелирующая с потенциально возможным доходом от её использования.
Сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов является замыкающим цепь ресурсных налоговых платежей, применяемых в Российской Федерации. Его назначение понятно из названия, оно связано с побуждением природопользователей к более эффективному использованию возобновимого ресурса и аккумулированию средств необходимых для создания условий, необходимых для поддержания доступного уровня ресурса.