Размещение судовых запасов, груза и водяного балласта
При составлении грузового плана загрузки судна используются таблицы:
вместимости топливных танков для размещения запасов топлива на рейс;
вместимости запасов смазочного масла для размещения запасов смазочного масла на рейс;
вместимости танков пресной воды для размещения запасов пресной воды на рейс;
вместимости танков водяного балласта для размещения водяного балласта при удифферентовании судна в течении всего рейса, с расчетом, чтобы судно имело:
допустимое значение по крену и дифференту или посадку, близкую к положению на ровный киль без крена;
вместимость грузовых танков для размещения массы груза, назначенного к перевозке в данном рейсе.
Составление грузового плана загрузки судна рекомендуется начинать с размещения судовых запасов в следующей последовательности:
размещаются запасы топлива;
размещаются запасы смазочного масла. При этом некоторые топливные танки могут использоваться для размещения запасов смазочного масла, а избыточное количество запасов топлива может размещаться в грузовых танках.
размещаются запасы пресной воды;
размещается масса груза.
При размещении судовых запасов придерживаются следующих правил, чтобы обеспечить остойчивость судна при погрузке.
1. Запасы топлива размещаются в топливных танках в следующей последовательности:
- заполняются расходные танки;
- заполняются танки, расположенные в МКО (машинно-котельном отделении);
- заполняются танки двойного дна;
- заполняются носовые диптанки;
- заполняются топливно-балластные танки.
2. Запасы смазочного масла заполняются в той же последовательности.
Некоторые топливные танки могут использоваться для размещения смазочного масла, а избыточное количество запасов топлива может размещаться в грузовых танках.
3. Запасы продовольствия размещаются в провизионные помещения поровну.
При заполнении танков судовыми запасами следует выполнять следующие правила:
танки заполняются полностью, для исключения влияния свободной поверхности жидкости на остойчивость судна или - оставлять частично заполненными рекомендуется:
- танки, расположенные по диаметральной плоскости судна или
- два или четыре танка, но расположенные симметрично по левому и правому бортам.
Размещение судовых запасов и груза производится в табличной форме:
отдельными таблицами на каждый вид судового запаса (топлива, смазочного масла, пресной воды, продовольствия, водяного балласта и груза) или одной таблицей, только с соответствующим разделением надписью: «Размещение запасов топлива» и т.д.
По окончании размещения каждого вида судового запаса производится расчёт координат центра тяжести Xg и Zg вида судового запаса, груза и балласта, а по окончании загрузки и удиферентования его для положения близкого к ровному килю и без крена , также производится расчёт координат центра тяжести Xg1 и Zg1 судна после загрузки.
А. Размещение запасов топлива. Размещение запасов топлива, определённого на рейс судна производится в топливные и грузовые танки и оформляется в табличной форме (таблица 2.1) в строгой последовательности для того, чтобы не нарушать остойчивость судна при погрузке и производстве расчетов.
Таблица 2.1 - Вместимости топливных танков
№ | Наименование танка | Шпангоут | Вместимость (м3) | Тоннаж танка (т) | Масса груза, запаса (т) | Плечо | Момент | |||
X (м) | Z (м) | Mx (тм) | Mz (тм) | |||||||
бункер-танк | лб | 46-55 | 206,0 | 191,5 | 191,50 | -48,11 | 5,24 | -9213,07 | 1003,46 | |
бункер-танк | пб | 46-55 | 206,6 | 191,5 | 191,50 | -48,11 | 5,24 | -9213,07 | 1003,46 | |
танк двойного дна | лб | 43-47 | 65,3 | 61,4 | 61,40 | -56,07 | 1,25 | -3442,70 | 76,75 | |
танк двойного дна | пб | 25-47 | 87,8 | 82,5 | 82,50 | -58,05 | 1,31 | -4789,13 | 108,08 | |
расходный танк №1 | лб | 46-55 | 58,1 | 54,1 | -48,43 | 9,26 | ||||
расходный танк №1 | пб | 46-55 | 58,1 | 54,1 | -48,43 | 9,26 | ||||
расходный танк для котла | лб | 13-20 | 55,0 | 51,2 | -76,72 | 10,88 | ||||
расходный танк для котла | пб | 13-20 | 55,0 | 51,2 | -76,72 | 10,88 | ||||
расходный танк №2 | лб | 24-28 | 26,7 | 25,1 | -68,21 | 10,98 | ||||
расходный танк №2 | пб | 24-28 | 26,7 | 25,1 | -68,21 | 10,98 | ||||
отстойный танк | лб | 28-32 | 30,9 | 21,1 | -64,97 | 10,98 | ||||
отстойный танк | пб | 28-32 | 30,9 | 21,1 | -64,97 | 10,98 | ||||
отстойный танк | лб | 46-55 | 78,0 | 72,5 | -48,43 | 9,26 | ||||
отстойный танк | пб | 46-55 | 78,0 | 72,5 | -48,43 | 9,26 | ||||
переливной танк | 47-50 | 24,5 | 22,8 | -64,97 | 10,98 | |||||
сборный танк осадков сепаратора | 47-50 | 10,0 | 9,3 | -49,93 | 0,68 | |||||
грузовой танк №9 | цтр | 56-60 | 1399,8 | 1301,8 | 1301,80 | -36,90 | 6,21 | -48036,42 | 8084,18 | |
грузовой танк №9 | лб | 56-60 | 760,7 | 707,4 | 365,60 | -37,84 | 6,88 | -13834,30 | 2515,33 | |
грузовой танк №9 | пб | 56-60 | 760,7 | 707,4 | 365,60 | -37,84 | 6,88 | -13834,30 | 2515,33 | |
грузовой танк №8 | цтр | 60-64 | 1738,1 | 1616,4 | -26,30 | 6,46 | ||||
грузовой танк №8 | лб | 60-64 | 828,9 | 770,8 | -26,26 | 6,59 | ||||
грузовой танк №8 | пб | 60-64 | 828,9 | 770,8 | -26,26 | 6,59 | ||||
диптанк | лб | 106-128 | 705,3 | 655,9 | +69,25 | 9,73 | ||||
диптанк | пб | 106-128 | 716,8 | 666,6 | +69,15 | 9,71 | ||||
Всего | 2559,90 | -39,99 | 5,98 | -102362,981 | 15306,579 |
По окончании размещения запаса топлива в топливные танки производится:
- нахождение сумм по графам 6, 9, 10, т.е.
§ по графе 6 = 2559,9 т
по графе 9 = -102362,981 т.м. (гр.6 х гр.7)
§ по графе 10 = 15306,579 т.м. (гр.6 х гр.8)
где n - количество заполненных танков
i - номер заполненного танка.
- расчет значений координат центра тяжести размещенного запаса топлива по графам
=-39,99 м (2.1)
=5,98 м (2.2)
(вычисление с точностью до 0.01 м и до 0.001 т.м)