Анализ качества произведенной продукции
Качество продукции – это совокупность свойств продукции, способных удовлетворять определенные потребности потребителей в соответствии с ее назначением.
Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции составляющих ее качество называется показателем качества.
В процессе анализа качества продукции решаются следующие задачи:
1.оценивается технический уровень продукции;
2.выявляется отклонение этого уровня в разрезе отдельных изделий по сравнению с базовым и теоретически возможным уровнем, с зарубежными аналогами.
3 анализируются показатели, характеризующие качество изготовления продукции, факторы влияющие на качество анализируемой продукции.
4. разрабатываются рекомендации и мероприятия по улучшению показателей.
Различают обобщающие (удельный вес продукции, соответствующий мировым стандартам; удельный вес экспортируемой продукции; удельный вес аттестованной продукции; удельный вес продукции по сортам) индивидуальные (характеризуют полезность (жирность молока, содержание белка в продукте и т.д), надежность (долговечность, безотказность в работе), технологичность (трудоемкость и энергоемкость)) и косвенные показатели качества (штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака)
Для анализа качества продукции и технического уровня используются сведения о конструкции технологических процессов изготовления, применяемых средствах и предметах труда (патенты, нормативно техническая документация, акты испытаний) такие как:
- удельный вес продукции соответствующей стандартам и не соответствующей;
- удельный вес продукции по сортам;
- удельный вес экспортируемой продукции в общем объеме реализованной продукции;
-экспорт в высокоразвитые страны;
- объем забракованной продукции;
- количество рекламаций и стоимость зарекламированной продукции;
- сдача продукции с первого предъявления;
-коэффициент обновления модели продукции.
Анализ качества ВП осуществляется по итогам месяца и по более длительным промежуткам времени, но в настоящее время предпочтение отдается оперативному анализу. Можно определять величину влияния изменения качества выпускаемой продукции на ее стоимость, для этого используются следующие показатели:
- удельный вес продукции первого сорта в объеме выпущенной продукции;
- коэффициент сортности;
- средневзвешенная цена единицы продукции.
Качество продукции является параметром, оказывающим влияние на такие стоимостные показатели работы предприятия, как (ВП), (В), (П). Изменение качества затрагивает прежде всего изменение цены и себестоимости продукции, поэтому формулы для расчета будут иметь вид
ВП = (Ц1- Цо) * VВПК ;
В = (Ц1- Цо) *РПК
П = [ (Ц1- Цо) * VВПК] – [ (C1- Cо) * РПК],
где Цо, Ц1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества;
Со, С1 – себестоимость изделия до и после изменения качества;
VВПК - количество произведенной продукции повышенного качества;
РПК - количество реализованной продукции повышенного качества.
Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный у потребителя). Выпуск брака ведет к росту себестоимости продукции и снижению объема ТП, снижению П и Re. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и по удельному весу в общем объеме выпущенной продукции, определяют потери от брака и потери продукции.
Анализ качества продукции осуществляется путем сравнения фактических данных с плановыми или базовыми, и с данными за предыдущие периоды.
По результатам анализа исследуются причины изменения качества:
- технический уровень производства;
- изменение качества исходного сырья;
- уровень квалификации работников;
- стимулирование работников;
- организация труда и производства и др.
Выпуск продукции = Кол-во*Цену среднюю, т.е. ВП=К*Цср.
→ВПц=Кф* Цср.
Коэффициент сортности (Кс)– определяется отношением стоимости ВП с учетом сортности к стоимости этой же продукции по цене первого сорта.
Для того, чтобы определить влияние изменения качества на ее стоимость необходимо фактическую стоимость выпущенной продукции сопоставить со стоимостью этой же продукции при плановой сортности: