Б. локомотивная откатка
§309. Откатка контактными электровозами разрешается:
а) по всем выработкам всех горизонтов шахт, не опасных по газу или пыли;
б) в шахтах I и II категорий по газу или опасных по пыли — по главным откаточным выработкам, омываемым свежей струей воздуха, с разрешения главного инженера рудоуправления (треста, комбината). Во всех остальных выработках этих шахт должны применяться аккумуляторные электровозы в исполнении, допущенном для газовых шахт.
§310. При разработке залежей, опасных по внезапным выбросам полезного ископаемого, газа и суфлярным выделениям, разрешается откатка аккумуляторными электровозами только по выработкам, омываемым свежей струей воздуха при условии подхода к очистным забоям не ближе чем на 50 м; в выработках с исходящей струей воздуха и в подготовительных выработках применение аккумуляторных электровозов запрещается. Разрешается заезд аккумуляторных электровозов в подготовительные выработки, проводимые по породе на шахтах с залежами, опасными по внезапным выбросам полезного ископаемого и газа при условии, что расстояние от выработки до опасной залежи будет не менее 5 м и содержание метана в выработке не более 0,5 %.
§311. Тормозной путь состава на преобладающем уклоне при перевозке грузов не должен превышать 40 м, а при перевозке людей — 20 м.
В отдельных случаях для прямолинейных выработок с выдержанным продольным профилем, по которым запрещено хождение людей, допускается по согласованию с органами госгортехнадзора увеличение тормозного пути при перевозке грузов.
§312. В головной и хвостовой частях идущего поезда должны быть установлены световые сигналы: на локомотиве — светильник с белым светом (фары), а на последней вагонетке — светильник с красным светом. При передвижении локомотива без вагонеток светильник с белым светом должен быть установлен на передней части по ходу локомотива, а светильник с красным светом — на задней.
§313. Для откатки контактными электровозами допускается применение постоянного тока напряжением не выше 600 в. Контактная сеть постоянного тока в подземных выработках должна иметь положительную полярность, а рельсовые пути — отрицательную.
§314. Сечение медного контактного провода должно быть не менее 65 мм2.
Запрещается эксплуатация контактного провода, износ которого превысил 30 % для провода сечением 100 мм2 и более, 20 %для проводов сечением 65 и 85 мм2.
§315. При откатке контактными электровозами рельсы в стыках должны соединяться перемычками или сваркой так, чтобы сопротивление стыка электрическому току не превышало величины сопротивления строительной длины (8 м) одного рельса или
6•10 — 4, 5 •10 — 4 и 4•10 — 4 Ом — 4 соответственно для рельсов типов Р-24, Р-33 и Р-38. Замер сопротивления стыков должен производиться не реже одного раза в 2 года.
Все нитки рельсовых путей откаточной выработки не реже чем через каждые 50 м должны иметь надежное электрическое соединение между собой проводником, сопротивление которого эквивалентно сопротивлению медного провода сечением не менее 50 мм2.
§316. Все элементы стрелочных переводов и крестовин должны иметь такие же электрические соединения между собой, как и стыки рельсовых путей.
§317. Все рельсовые пути, не предназначенные для откатки контактными электровозами, в местах соприкосновения с токоведущими рельсами должны быть электрически изолированы от последних в двух точках, отстоящих одна от другой на расстоянии максимально возможной длины состава.
§318. Высота подвески контактного провода должна быть не менее 1,8 м от головки рельса. На посадочных и погрузочно-разгрузочных площадках, а также в местах пересечения выработок, по которым передвигаются люди с теми выработками, где имеется контактный провод, высота подвески должна быть не менее 2 м.
Расстояние от контактного провода до естественного конуса отсыпки руды или породы в вагоне должно быть не менее 200 мм.
Контактный провод в околоствольном дворе на участке передвижения людей до места посадки в вагонетки должен быть подвешен на высоте не менее 2,2 м, а в остальных выработках околоствольного двора — не менее 2 м от уровня головки рельсов.
На время спуска и подъема смены рабочих контактный провод в околоствольном дворе должен отключаться на протяжении не менее 50 м от ствола; при механизированной перевозке людей контактный провод должен отключаться на всем протяжении от ствола до места посадки людей в вагонетки и над местом посадки; отключение провода может не производиться, если контактный провод на указанном участке будет огражден от случайного прикосновения.
§319. Для контактных электровозов с напряжением в сети до 50 в разрешается подвеска контактного провода в неосновных выработках на высоте не менее 1,6 м.
§320. На территории промышленной площадки шахты или штольни высота подвески контактного провода допускается не менее 2,2 м от уровня головки рельса при условии, что откаточные пути не пересекают проезжих и пешеходных дорог. В местах пересечения дорог высота подвески должна соответствовать правилам устройства наземных электрических железных дорог.
§321. Подвеска контактного провода в подземных выработках должна производиться эластично (на оттяжках). Расстояние между точками подвески контактного провода не должно превышать 5 м на прямолинейных и 3 м на криволинейных участках пути.
§322. В местах, где требуется сохранение высоты подвески контактного провода (пересечение с уклонами и бремсбергами, переход через вентиляционные двери), он должен подвешиваться жестко.
§323. Оттяжки контактного провода с обеих сторон его должны быть изолированы от держателя; при этом расстояние от держателя до каждого из изоляторов должно быть не более 0,3 м.
§324. Контактная сеть должна быть секционирована выключателями, расстояние между которыми не должно превышать 500 м. Секционные выключатели должны устанавливаться также на всех ответвлениях контактного провода.
В контактных сетях двухколейных и многоколейных участков допускается параллельное соединение контактных проводов при помощи выключателей.
До разработки секционных выключателей допускается применение секционных разъединителей и автоматических выключателей.
При питании контактной сети от нескольких подстанций сети должны быть изолированы одна от другой.
§325. Контактная сеть должна быть оборудована устройствами или аппаратурой защиты от поражения людей электрическим током.
Контактные электровозы должны иметь устройства для уменьшения искрообразования на токоприемнике, а в контактных сетях электровозной откатки, кроме того, должно применяться ограждение контактного провода в местах особо опасных по условиям поражения током. Срок ввода в действие указанных средств защиты людей от поражения электрическим током устанавливается главным инженером треста (комбината, рудоуправления) по согласованию с органами госгортехнадзора.
§326. При одновременной работе на горизонте двух и более локомотивов должна быть оборудована двухсветовая сигнализация.
§327. В выработках, в которых подвешен контактный провод, через каждые 200 м и на пересечениях их с другими выработками и закруглениями должны находиться светящиеся надписи «Берегись провода». Такие надписи должны быть вывешены также в районе противопожарных кладовых, инструментальных, электроподстанций и других машинных камер.
На закруглениях выработок должны устанавливаться автоматически опережающие локомотив сигналы в виде надписей «Берегись локомотива».
В откаточных выработках с автоматическими вентиляционными дверями на расстоянии тормозного пути от них должен быть установлен разрешающий сигнал для машиниста локомотива, срабатывающий при полностью открытых дверях.
§328. Контактный провод в местах погрузки из люков, полков и разгрузки материалов из вагонов или с платформы на период разгрузки или погрузки должен быть отключен или огражден таким образом, чтобы исключалась возможность прикосновения к нему людей в период погрузки или разгрузки, а также при подъеме на погрузочный полок.
§329. При эксплуатации опрокидывателей с механическим приводом контактная сеть должна иметь блокировку с двигателем опрокидывателя, исключающую возможность опрокидывания вагонетки при наличии напряжения в контактной сети. Контактная сеть должна отключаться при каждом повороте опрокидывателя на длину, равную максимальной длине состава.
§330. В шахтах, опасных по газу или пыли, ремонт аккумуляторных электровозов, связанных с вскрытием электрооборудования, за исключением замены плавких вставок, разрешается производить только в электровозном депо.
§331. Для приготовления раствора электролита и заливки им аккумуляторов должны применяться специальные приспособления, предохраняющие от разбрызгивания и разливания электролита. Рабочие должны снабжаться защитными очками, резиновыми перчатками и фартуками. В зарядной камере должны быть нейтрализирующие растворы или порошки на случай ожога тела электролитом.
§332. Зарядные камеры должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими механизированный съем и постановку батарейных ящиков электровозов.
Срок внедрения механизированного съема и постановки батарейных ящиков электровозов устанавливается главным инженером треста (комбината, рудоуправления) по согласованию с органами госгортехнадзора.
Запрещается зарядка аккумуляторных батарей непосредственно на электровозе.
§333. Во время зарядки аккумуляторных батарей крышка батарейного ящика должна быть снята, а крышки горловин аккумуляторов открыты. Аккумуляторы и батарейный ящик разрешается закрывать только после прекращения газовыделения из аккумуляторов, но не раньше чем через 1 ч после окончания зарядки.
Перед выпуском аккумуляторной батареи из зарядной должна быть проверена изоляция ее от корпуса батарейного ящика. Сопротивление изоляции одной батареи должно быть не менее 10 000 Ом. Запрещается ставить под зарядку неисправные или загрязненные аккумуляторные батареи.
§334. Запрещается входить в помещение зарядных камер с пламенными лампами, в том числе с бензиновыми предохранительными лампами.
§335. Электрооборудование в зарядной камере должно быть во взрывобезопасном или повышенной надежности исполнении.
Допускается применение аккумуляторных пробников в нормальном исполнении, но измерение напряжения ими разрешается производить не ранее чем через 10 мин после снятия крышки с батарейного ящика.
§336. Локомотив во время движения должен находиться в голове состава. Нахождение локомотива в хвосте состава допускается только при выполнении маневровых и сборочных операций на участке протяжением не более 300 м при скорости движения до 2 м/с.
Запрещается на одних и тех же участках пути совмещение локомотивной откатки с другими видами откатки, а также совмещать откатку аккумуляторными и контактными электровозами.
§337. Запрещается работа на неисправных локомотивах, в том числе при:
а) отсутствии или неисправности буферов;
б) неисправности сцепных устройств;
в) неисправных или неотрегулированных тормозах;
г) неисправности песочниц или отсутствии песка в них (кроме локомотивов со сцепным весом до 2 тс);
д) несветящихся или неисправных фарах;
е) неисправности сигнальных устройств;
ж) нарушении взрывобезопасности оборудования;
з) изношенных более чем на 2/3 толщины колодках и прокате бандажей более 10 мм;
и) отсутствии на локомотиве домкрата или самостава;
к) снятой крышке батарейного ящика аккумуляторного локомотива или неисправном ее блокировочном устройстве;
л) неисправности электрооборудования, блокировочных устройств и средств защиты.
§338. Перевод ручных стрелок персоналом, сопровождающим поезд, разрешается производить только при остановленном составе.
§339. Запрещается машинисту во время движения управлять стоя локомотивом и сходить с него, а также самовольно передавать управление локомотивом другому лицу.
Машинист не должен отлучаться от локомотива.
При вынужденных отлучках машинист обязан выключить двигатель, затормозить локомотив и снять рукоятку с контроллера, оставив фары светящимися.
Запрещается перевозка на локомотиве материалов и оборудования.
§340. К управлению локомотивом должны допускаться только лица, получившие соответствующую квалификацию и имеющие удостоверение на право управления локомотивом. Удостоверение должно иметь три отрывных талона, изымаемых за нарушение правил безопасности. С изъятием последнего талона удостоверение должно отбираться, а его владелец отстраняться от управления локомотивом до сдачи соответствующих экзаменов в комиссии под председательством главного инженера шахты или его заместителя (помощника).
§341. При перерывах в работе откатки контактными электровозами длительностью свыше смены контактный провод на участке, где работы прекращены, должен быть отключен.
§342. Все ремонты контактной сети должны производиться после отключения тока и заземления контактного провода на данном участке сети.