Технологическая отсталость и высокий износ основных фондов, предельный уровень загрузки мощностей важнейших видов химической и нефтехимической продукции
В период экономического роста в химическом комплексе достигнут практически предельный уровень загрузки мощностей (рис. 10).
Мощности предприятий по базовым видам химической и нефтехимической продукции загружены более чем на 80-90%. Наблюдается высокая степень физически изношенного и морально устаревшего основного технологического оборудования, специальных транспортных средств и других объектов.
Рис. 10. Загрузка мощностей по отдельным видам химической и нефтехимической продукции в 2006 г., %. (Источник: Росстат; расчеты)
Степень износа основных производственных фондов в 2006 г. по химическому комплексу в целом составила 46,2%, а оборудования – 48,1%, причем по отдельным видам оборудования степень износа составляет свыше 80%, а на некоторых – 100%.
Сроки эксплуатации значительной его части составляют 20 и более лет (для сравнения, на предприятиях химической промышленности США срок службы оборудования в среднем составляет около 6 лет).
Коэффициент обновления основных фондов в 4 раза ниже минимально необходимого.
Используемые технологии отличаются высокой ресурсоемкостью: к примеру, в России на одну тонну аммиака расходуется 1300 куб. м природного газа, а в зарубежных странах - 800 куб. метров.
Более того, технико-технологическое состояние химического комплекса таково, что выпускать полупродукты нередко оказывается рентабельнее, чем конечную продукцию. В частности, разница экспортных цен российских производителей и мировых цен на базовые продукты нередко выше разницы цен на их производные (пример – аммиак и азотные удобрения).
Низкая инновационная активность предприятий химического комплекса.
Доля инновационно-активных предприятий в общем числе крупных и средних предприятий химического комплекса составляет менее 20% (17,8% - в 2004 г., 18,4% – в 2005 г.). Удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции – менее 10% (7,9% - в 2004 г., 7,8% - в 2005 г.), а доля затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженной продукции – менее 3% (1,7% - в 2004 г. и 2,4% - в 2005 г.).
Для сравнения: удельный вес инновационно-активных предприятий в общем числе промышленных предприятий Японии в 2003 г. составил 33,0%, в Великобритании – 39,0% (в 2005 г.), в Республике Корея – 43,2% (в 2003 г.), в Германии – 65,8% (2005 г.). В химической промышленности Японии отношение расходов на исследования и разработки к объемам продаж в 2004 г. составили 2,6%.
Материально-техническая база большинства научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций к настоящему времени разрушена. Произошла значительная утечка научных кадров.
Динамика объема выполненных НИОКР представлена на рис. 11.
Рис. 11. Объемы финансирования НИОКР в химическом комплексе
(в ценах соответствующих лет), млрд. руб.
Этих объемов явно недостаточно для решения проблемы конкурентоспособности химической продукции. Общие расходы компаний США в химической отрасли (без химико-фармацевтических производств) в 2004 г. составили 12,8 млрд. долл., в 2005 г. – 13,5 млрд. долларов.
Российские компании не проявляют интереса к российскому научно-инженерному потенциалу, предпочитая импорт технологий, как более быстрый способ модернизации производства.
В результате деятельность отечественных научных и проектно-конструкторских организаций не оказывает существенного влияния на состояние химического комплекса. Продолжает увеличиваться разрыв между объективными потребностями промышленных предприятий в современных научно-исследовательских разработках и предложениями научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций.
Ситуация усугубляется неразвитостью инновационной инфраструктуры (посреднические, информационные, юридические, банковские и прочие услуги) рынка технологий, а также нерешенностью проблем правового и организационного порядка в вопросах охраны и передачи объектов интеллектуальной собственности, сертификации инновационной продукции.