Разработка конвенций и рекомендаций и контроль за их применением
В процессе осуществления своей деятельности по регулированию социально-трудовых отношений МОТ разрабатывает международные трудовые нормы, направленные на улучшение условий труда и жизни трудящихся, повышение возможностей занятости и поддержку основных прав человека, совершенствование общего и профессионального образования.
Международные трудовые нормы охватывают такие области:
• основные права человека в сфере труда (свобода ассоциации, ликви
дация принудительного труда, равенство возможностей и обращения);
• содействие занятости;
• улучшение условий труда и производственной среды;
• инспекция труда и трудовых отношений;
• социальное обеспечение трудящихся;
• особенности труда вотдельных отраслях, труд некоторых категорий
трудящихся.
Устанавливаются международные трудовые нормы конвенциями и рекомендациями МОТ.
406 Раздел 4. Развитие и регулирование социально-трудовых отношений
Порядок разработки норм. Международно-плановые акты двух видов принимаются в рамках процедур, закрепленных в Уставе МОТ и некоторых других ее документах. Традиционной для практики Организации является процедура двухразового обсуждения.
Первое проходит на Конференции в рамках учреждаемого для обсуждения данного вопроса трехстороннего комитета. Трехсторонний комитет вырабатывает с общего согласия его членов окончательный текст заключений и выносит его на пленарное заседание Конференции.
После завершения рассмотрения в первом обсуждении на Конференции МОТ готовит на основе текста предварительный проект конвенции и/или рекомендации (в зависимости от решения, принятого Конференцией). В ходе второго обсуждения вносятся изменения и поправки в проект будущей конвенции и/или рекомендации. Затем проект выносится на пленарное заседание Конференции для голосования. Для того, чтобы быть принятым, будущий международно-правовой акт должен получить две трети голосов присутствующих делегатов.
Кроме этого, может быть применена процедура одноразового обсуждения, в рамках которого соответствующим комитетом Конференции сразу рассматривается проект будущей конвенции и/или рекомендации.
Юридический аспект конвенций и рекомендаций. Конвенции и рекомендации как два вида международно-правовых актов МОТ различаются по своей юридической природе. Конвенции — это международно-правовые договоры, закрепляющие для ратифицировавших их государств-членов обязательства юридического характера. Рекомендации же предназначены лишь для создания ориентиров при выработке государствами-членами МОТ своей политики в той или иной сфере трудовых отношений, при разработке национального законодательства и практических мероприятий.
Конвенции и рекомендации рассматриваются МОТ в качестве минимальных стандартов для государств-членов и не должны использоваться ими для ухудшения положения трудящихся и предпринимателей.
Принятые ранее конвенции и рекомендации могут быть подвергнуты пересмотру — полному или частичному. Пересмотр конвенций происходит в рамках процедуры, аналогичной процедуре второго обсуждения, описанной выше.
Принятые Международной конференцией труда конвенции и рекомендации должны быть представлены на рассмотрение компетентных национальных органов государств-членов в течение двенадцати месяцев со дня закрытия сессий, в ходе которых они были приняты, с целью принятия этими органами мер законодательного или иного характера. Компетентными считаются обычно парламенты или другие законодательные органы государств. Они принимают решение о ратификации конвенций, а также о том, какие изменения для реализации положений ратифицированных конвенций необходимо внести в национальное зако-
Глава 16. Международный опыт использования программ регулирования 407
нодательство. Во всех случаях правительство государства — члена МОТ направляет в МВТ доклад о том, какие мероприятия намечены после рассмотрения международно-правовых актов компетентными органами.
Ратификация конвенций является важнейшим международно-правовым актом, посредством которого государство — член МОТ принимает на себя вытекающие из них международные обязательства.
Новая конвенция вступает в силу для конкретного ратифицировавшего ее государства через 12 месяцев со дня регистрации ратификационной грамоты Генеральным директором МОТ. С момента вступления конвенции в силу данное государство обязано принять все необходимые меры, будь то законодательные акты (законы или подзаконные акты) или практические мероприятия, для того чтобы гарантировать ее применение.
Конституционное право отдельных государств предусматривает, что конвенции в силу самого факта их ратификации становятся источником внутреннего права наряду с национальным законодательством. В этом случае, однако, необходимы дополнительные меры, направленные на ликвидацию возможных противоречий между положениями конвенции и национальным законодательством или практикой. Кроме того, должны быть установлены санкции за невыполнение требований, зафиксированных в конвенции, И обеспечена полная информированность всех без исключения заинтересованных лиц (предприниматели, трудящиеся, службы инспекции труда, судебные органы) о вступлении в силу конвенции для данного государства.
Контроль за применением международных трудовых норм. Система контроля за применением конвенций и рекомендаций МОТ основана на Уставе этой Организации. Она включает в себя, во-первых, регулярный контроль, основанный на докладах правительств государств-членов, и во-вторых, ряд специальных контрольных процедур, основанных на рассмотрении представлений и жалоб. Согласно Уставу МОТ государства-члены должны представлять ежегодные доклады о принятых ими мерах по применению ратифицированных конвенции. На практике согласно ныне действующей системе представления докладов, утвержденной Административным советом, доклады по наиболее важным конвенциям, относящимся к основным правам человека в сфере труда, представляются один раз в два года, а по другим конвенциям — один раз в четыре года.
Органами, рассматривающими правительственные доклады, являются, как уже отмечалось выше, Комитет экспертов по применению конвенций и рекомендаций Административного совета и Комитет Международной конференции труда по применению конвенций и рекомендаций.
Система рассмотрения докладов дополняется процедурой, по которой государства-члены должны представлять Международному бюро труда через определенные периоды времени доклады о состоянии своего законодательства и практики по вопросам, которые являются предметом не-
Раздел 4. Развитие и регулирование социально-трудовых отношений
Глава 16. Международный опыт использования программ регулирования
ратифицированных конвенций, и рекомендаций. Такие доклады представляются либо по какой-либо одной конвенции, либо по группе тесно связанных между собой конвенций и сопутствующих им рекомендаций, определяемых Административным советом в целях объективной оценки законодательства и практики государств — членов МОТ в избранной области. Одной из целей данной процедуры является выявление обстоятельств, препятствующих ратификации или задерживающих ее.
Международное техническое сотрудничество. Для международного технического сотрудничества был создан институт экспертов. Эксперты набираются из разных стран мира и работают в других, главным образом, развивающихся странах по проектам МОТ.
В последнее время деятельность экспертов все больше становится составной частью национальных планов развития. В компетенцию экспертов входит формирование концепций по таким основным вопросам:
содействие полной занятости; развитие человеческих ресурсов; повышение уровня жизни; совершенствование трудового законодательства; оказание помощи в развитии трипартизма; улучшение социально-трудовых отношений; профессионально-техническое образование; внедрение современных методов управления; улучшение условий труда и т. п.
Помимо работы экспертов и советников техническая помощь включает в себя поставки необходимого оборудования, предоставление стипендий для подготовки национальных кадров как на местах, так и путем их командирования в другие страны, организацию различных семинаров, в основном для представителей развивающихся стран.
Масштабы технической помощи МОТ в значительной мере обусловлены возможностями ее финансирования. Средства регулярного бюджета МБТ, выделенные на техническую помощь, сравнительно невелики. Мероприятия по международному техническому сотрудничеству в определенной мере финансируются ПРООН (Программой развития Организации Объединенных Наций).
Исследовательская и издательская деятельность МОТ. Нормотворче-ская деятельность и техническое сотрудничество основываются на систематических исследованиях. Они ведутся непосредственно основными департаментами МБТ, Международным институтом социально-трудовых исследований МОТ в Женеве (МИСТИ), а по вопросам образования — Туринским центром.
МОТпланомерно осуществляет свои исследовательские программы, проводит сбор, обобщение и анализ данных по социально-трудовым вопросам всех стран мира.
В Международном институте социально-трудовых исследований собираются для совместной работы специалисты из разных стран и различных научных учреждений, представители правительств, профсоюзов, эксперты предпринимательских кругов. Институт осуществляет связи, сотрудничество и обмен исследованиями и разработками со многими национальными научно-исследовательскими учреждениями в области труда.
МОТ является важным международным издательским центром, выпускающим каждый год большое количество литературы на нескольких языках.
Среди публикаций МОТ — доклады, подготавливаемые для ежегодных сессий Международной конференции труда (издаются на всех рабочих языках, включая русский), и доклады для различных других специализированных совещаний и конференций. На трех языках (английском, французском и испанском) издается ежемесячный журнал «Международный обзор труда», в котором публикуются статьи по социально-трудовым вопросам, представляющие общий интерес. Периодическим изданием является «Официальный бюллетень МОТ», публикующий тексты документов МОТ. Информационный журнал «Трудовой мир» выходит пять раз в год на пяти языках, распространяется бесплатно. На русском языке журнал издается в Москве. Большую ценность для исследователей и работников в области труда представляет работа МОТ по сбору, обобщению и публикации данных по широкому кругу вопросов труда, поступающих от стран-членов. Эти данные публикуются в «Ежегоднике статистики труда» и «Бюллетене статистики труда». Следует отметить «Законодательные акты о труде», где публикуются тексты национальных законов, «Сборник по условиям труда», «Сборник документов о мире труда», представляющий собой реферативный информационный бюллетень по вопросам труда и занятости.
В МОТ термин «рабочее образование» равнозначен профсоюзному и периодический журнал «Рабочее образование» предназначен для профсоюзов и их учебных заведений.
Кроме документов и периодических изданий, публикуются международные обзоры — исследования по различным вопросам, подготавливаемые департаментами МОТ, монографии, руководства по технике безопасности и гигиене труда, по курсам рабочего образования, учебники по управлению персоналом, справочники и т. п. Из этих изданий следует отметить четырехтомную «Энциклопедию по технике безопасности и гигиене труда».
В 1981г. начала выходить серия капитальных работ «Труд в мире», в которых рассматриваются важнейшие вопросы труда в различных регионах и странах мира.
Вся изданная литература по вопросам труда собрана и обработана библиотекой МОТ,доступ к которой обеспечивается компьютерной системой информации.
Раздел 4. Развитие и регулирование социально-трудовых отношений
Таким образом, нормотворческая деятельность МОТ — это важнейший метод ее работы, который используется во всех сферах деятельности. Используя все многообразие приемов и методов в своей деятельности, Международная организация труда выполняет благородные общечеловеческие задачи.
16.2. Основные сферы использования различных программ регулирования социально-трудовых отношений в международной практике
Для достижения своих основных целей и задач МОТ разрабатывает международные программы, направленные на улучшение условий труда и жизни трудящихся, повышение возможностей занятости и поддержку основных прав человека, совершенствование общего и профессионального образования и социально-трудовых отношений.
Основными сферами деятельности МОТ являются улучшение условий труда, производственной и окружающей среды; заработная плата; социальное обеспечение; содействие наиболее уязвимым группам трудящихся, оказание помощи в укреплении социальных институтов.
Одна из важнейших сфер деятельности МОТ — содействие обеспечению полной занятости, предупреждение и сокращение безработицы и помощь безработным.
МОТ, естественно, сама не может создавать рабочие места. Это задача национальных властей, а ее роль — наряду с законодательством помогать странам путем создания общественного мнения, поощрения национальных действий и международного сотрудничества.
Руководствуясь международными трудовыми нормами и нередко при практической помощи Организации, многие страны приняли меры по улучшению функционирования рынков труда путем создания системы органов по трудоустройству и развитию возможностей профессиональной подготовки и переподготовки трудящихся, по материальной помощи безработным.
Всемирная программа занятости была разработана и провозглашена на юбилейной сессии Международной конференции труда в 1969 г. Она стала отправным пунктом усилий Организации в оказании помощи в борьбе с безработицей и неполной занятостью.
Для сокращения безработицы и достижения более полной занятости требуется проведение активной политики на рынке труда, целями которой являются:
• справедливость: равные возможности доступа к занятости и равенство в отношении к трудящимся на рынке труда, содействие занятости наиболее уязвимых групп населения;
Глава 16. Международный опыт использования программ регулирования 411
• экономический рост: поддержка и развитие производительных рабо
чих мест;
• эффективность: отдача от использования трудовых ресурсов; рост
производительности и доходов трудящихся.
Проведение активной политики на рынке труда несмотря на жесткость ее отдельных мер все же способствует росту занятости.
С безработицей неразрывно связана проблема бедности. Стремясь внести свой вклад в борьбу с бедностью, МОТ в 1976 г. выдвинула концепцию основных нужд. Они определялись как «минимальный уровень жизни, который общество должно установить для беднейших групп своего населения» Эта концепция способствовала установлению в странах минимального уровня заработной платы и пенсии.
Проблема занятости неразрывно связана с профессиональной подготовкой и переподготовкой кадров как задачей развития людских ресурсов, включая вопросы развития управления, профессиональной ориентации и профессиональной реабилитации.
Позиция МОТ в отношении подготовки кадров нашла отражение в ряде конвенций и рекомендаций. Конвенции и рекомендации содержат основные согласованные цели, принципы, обязательства правительств, предпринимателей и трудящихся в области политики и программ профессиональной подготовки кадров.
Также одной из важных сфер деятельности МОТ является права человека. Вся деятельность МОТ имеет отношение к правам человека, защите прав на труд и от принудительного труда, борьбе за нормальные условия труда, защиту от дискриминации, за свободу объединения в профсоюзы и т. п.
МОТ проводит значительную работу по упразднению дискриминации трудящихся по каким бы то ни было признакам.
С начала 90-х годов МОТ осуществляет программу «Международные трудовые нормы и права человека».
Условия, безопасность и гигиена труда, производственная окружающая среда — это сфера деятельности МОТ, охватывающая широкий круг проблем. Деятельность МОТ в этой области направлена на улучшение общих условий организации и охраны труда, производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, на гуманизацию труда и повышение удовлетворенности работой, а также на охрану и улучшение окружающей среды. Вся работа МОТ в данной сфере подразделяется на три направления:
1. Нормотворческая деятельность — разработка международных норм, законодательных актов, предусматривающих специальные меры по защите здоровья трудящихся, по улучшению условий труда и производственной среды и предотвращению состояний чрезмерных перегрузок и утомления.
Раздел 4. Развитие и регулирование социально-трудовых отношений
2. Разработка и осуществление программ по гуманизации труда, кото
рые представляют большой интерес не только для трудящихся, но и для
предпринимателей. МОТ исходит из того, что решение этих вопросов
требует качественно нового подхода ко всему комплексу проблем труда
в мире, такого подхода, который смог бы удовлетворить те новые соци
альные требования, которые человек предъявляет к труду.
3. Исследования, публикации и информация. МОТ проводит исследо
вания и делает публикации по самым различным темам. В этом направ
лении своей деятельности МОТ является координатором всех исследо
вательских работ в области охраны, гигиены труда и производственной
сферы, выполняемых в отдельных странах, а также и в других междуна
родных организациях. МОТ разработала десятки типовых инструкций
по данным проблемам. Они относятся либо к отдельным отраслям, либо
к областям особого риска. МОТ был создан Международный информа
ционный центр по технике безопасности и гигиене труда, который зани
мается сбором и анализом информации по данному вопросу.
В сфере решения вопросов заработной платы МОТ провозглашает достижение «гарантии заработной платы, обеспечивающей удовлетворительные условия жизни... признания принципа равной оплаты за равный труд...».
В конвенции МОТ сформулированы критерии, определяющие уровень минимальной заработной платы. Это:
• Потребности трудящихся и их семей, стоимость жизни, общий уро
вень заработной платы и социальные пособия;
• Экономические соображения, включая требования экономического
развития, уровень производительности и желание достичь и поддер
жать высокий уровень занятости.
В рекомендации особенно важным является положение о том, что минимальная заработная плата должна время от времени пересматриваться с учетом стоимости жизни и других экономических условий.
Одной из важных областей деятельности МОТ является социальное обеспечение. Конвенция о минимальных нормах социального обеспечения утверждает принцип универсальности социального обеспечения, охватывающего все слои населения и все виды социального страхования и обеспечения, и определяет минимальные нормы различных пособий в процентах от общей суммы прежних доходов или заработной платы.
Значительное внимание МОТ уделяет социальному обеспечению трудящихся-мигрантов.
В области социального обеспечения сотрудничает со Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и Международной ассоциацией социального обеспечения (МАСО).
Осуществление основных целей и задач МОТ возможно только при наличии надлежащих механизмов — социальных институтов. Через со-
Глава 16. Международный опыт использования программ регулирования 413
циальные институты МОТ оказывает странам помощь и содействие в таких областях, как трудовое законодательство, трудовые отношения, администрация труда, деятельность организаций трудящихся и предпринимателей.
Содействие странам в развитии трудового законодательства и трудовых отношений осуществляется через разработку и принятие международных трудовых норм, которые являются правовой основой для национальных законодательных актов и совершенствования коллективных переговоров или других форм взаимодействия между трудящимися и предпринимателями.
Таким образом, за годы деятельности МОТ созданы конвенции и рекомендации практически по всем основным социально-трудовым проблемам. На юбилейной сессии МОТ 1994 г. была сделана попытка определить новые задачи и новые аспекты традиционных сфер деятельности МОТ. Они приобретают в современном быстро меняющемся мире важное значение для дальнейшей деятельности Организации и даже для ее существования.
В процессе развития и регулирования социально-трудовых отношений в мировом сообществе используются различные программы, направленные на повышение благосостояния трудящихся и улучшение качества трудовой жизни. В ряде восточноевропейских стран была применена программа ESOP (Employee's Stock Ownership Plan), которая предполагает следующее:
1. Фирма основывает траст фонд, привлекая внешние займы, для по
купки акций у держателей или для выпуска дополнительных акций и
распространения их среди персонала;
2. Дополнительная прибыль направляется частью на погашение внеш
него долга, частью — на дивиденды;
3. Владельцы внутренних акций имеют ограниченное право владения:
они не могут продать акции до выхода на пенсию, а в случае ухода с
работы получают за акции компенсацию в 20—30% их стоимости;
4. Владельцы внутренних акций обладают частичным или полным
правом голоса на собраниях акционеров;
5. Участниками программы могут быть все лица наемного труда, дос
тигшие возраста двадцати одного года, и проработавшие на фирме не
менее года. Средний доход наемного работника от участия в такой про
грамме — до 10% ежегодного заработка. За 20 лет накопления за владе
ния внутренними акциями достигают 120 тыс. дол.
Всего на данные цели может расходоваться до 30% капитала владельцев фирмы, если же этого мало, то необходимый остаток покрывает специально созданная корпорация.
Применение подобного опыта в Украине может преследовать целью объединение в одном лице собственника и труженика, повышение заин-
Раздел 4. Развитие и регулирование социально-трудовых отношений
Глава 16. Международный опыт использования программ регулирования
тересованности в результатах общего труда, снижение социальной напряженности. Трудящиеся становятся собственниками, объектами коллективной собственности, овладевают механизмом рыночных отношений. Их доход формируется по труду, по коллективной собственности, по «общественному капиталу» государства. Данный вариант не требует поиска денег для покупки основных фондов. Впрочем, этот вариант имеет и отрицательные нюансы. Нет необходимого привлечения средств со стороны для структурной перестройки. Не учитываются затраты труда предшествующих поколений, все присваивается наличным составом (администрация может уволить к данному моменту 4/5 персонала, стать владельцем, затем нанять остальных). Трудно учесть качество работы, встают проблемы редукции разных видов деятельности. Не фиксируется разница в износе оборудования, что вызывает сложности с перевооружением. В процессе дальнейшего функционирования приватизированное подобным образом предприятие все равно сталкивается с закономерностью сосредоточения капитала, его концентрацией. А малый удельный вес в собственности на свое предприятие не создает стереотипов поведения хозяина. Если же поддерживать властные полномочия всех тружеников искусственно, то, как правило, принимаются неэффективные решения, недооценивается умственный труд, прибыль «проедается».
Кроме того, проведение приватизации на подобной основе на деле означает денационализацию, т. е. лишение без всякой компенсации даже формального права собственника значительной части нации (которым она владела номинально в общенародном государстве): имущество идет лишь трудовым коллективам. Но при более взвешенном подходе идея «программы» ESOP достаточно плодотворна ибо основана на необходимости поиска путей согласования интересов противостоящих на рынке труда сил, тем самым открывая возможности развития их социальной защищенности. Ориентация на приоритет социально-трудовых отношений в форме социального партнерства предусматривает равное представительство основных профессионально-квалификационных групп. Это объективно повышает роль контроля с помощью независимых экспертов.
Состояние общества в той или иной стране влияет на то, как рабочие и администрация относятся друг к другу и как работающие пытаются улучшить свое положение.
Существуют поразительные различия в международном масштабе во взглядах на взаимоотношения рабочих и администрации. Социально-трудовые отношения на фирмах и в компаниях зависят от социально-политической среды данной страны, а также традиций и законодательства о коллективных трудовых договорах.
В некоторых странах практикуется привлечение посредников, которые пытаются вовлечь обе стороны в переговоры. Далеко не все разногласия между работодателем, администрацией и работниками устраня-
ются путем внесения изменений в законодательство или переговоров между профсоюзами и администрацией. Еще один способ разрешения конфликтов — это рассмотрения споров в трудовом арбитраже или арбитром, назначенным правительством. В Австрии, например, во многих отраслях промышленности заработная плата определяется на полугодовой период на переговорах сторон при участии арбитра. Окончательное решение может быть весьма односторонним, если назначение людей арбитрами в конкретной стране происходит под влиянием политических партий, которые являются про- или, наоборот, антирабочими.
К привлечению посредников в разрешении конфликтов в Израиле обязывает действующее законодательство, а в США и в Великобритании это делается по желанию сторон.
Компании или предприятия в какой-то конкретной стране могут иметь дело с одним или несколькими различными профсоюзами для урегулирования социально-трудовых отношений. Сам профсоюз может представлять рабочих многих отраслей, многих компаний одной и той же отрасли или просто тех, кто работает в одной компании.
Хотя и внутри страны отношения с профсоюзами могут быть неодинаковыми, различия все же в основном наблюдаются между странами. В США, например, профсоюзы, как правило, создаются в общенациональном масштабе и представляют определенные категории рабочих (пилоты авиалиний, шахтеры, водители грузового транспорта или преподаватели университета), так что компания может иметь дело с несколькими различными национальными союзами. При заключении коллективного договора одна из сторон обычно представлена только одной фирмой (а не группой различных фирм), а другая — одним профсоюзом, представляющими конкретные категории рабочих данной компании и имеющими не очень тесные связи в других компаниях. Этим, по-видимому, объясняется то, почему японские профсоюзы менее боевиты, чем профсоюзы других промышленно развитых стран. Ввиду традиционно более тесной причастности к своей компании лидеры японских профсоюзов неохотно рискуют конкурентоспособностью своей фирмы на мировых рынках. В Швеции процесс обсуждения коллективного договора в высшей степени централизован и строится так, что сотрудники многочисленных компаний различных отраслей выступают вместе на переговорах с федерацией профсоюзов. В Германии сотрудники группы компаний одной и той же отрасли объединяются для переговоров с федерацией профсоюзов.
Традиции пожизненного найма в Японии являются полной противоположностью практике, существующей в Северной Америке и Западной Европе. Пожизненный найм в Японии является двойной системой и помогает вырабатывать специфические критерии эффективности социально-трудовых отношений на предприятиях. Когда происходит спад деловой активности или внедряется автоматизация, сокращающая долю
Раздел 4. Развитие и регулирование социально-трудовых отношений
ручного труда, компании сохраняют сотрудников с пожизненным наймом, снижая дополнительные премиальные выплаты и увольняют временных работников или переводят их в отделения компаний с другим производственным профилем. До сих пор эта система давала возможность японским фирмам внедрять робототехнику более эффективно, чем другим фирмам, потому, что состоящие в профсоюзах работники не беспокоились по поводу сохранения рабочих мест. Это также помогло японским фирмам ассигновать большие средства на профессиональную подготовку сотрудников с пожизненным наймом, чувствующих себя должниками работодателей.
Некоторым фирмам удается наладить сотрудничество между работниками и администрацией путем их привлечения к управлению. Самый популярный способ привлечения трудящихся к управлению — участие представителей трудового коллектива в заседаниях совета директоров с правом вето или без него.
В Германии, например, рабочие выбирают представителей, которые входят в состав Совета фирмы. Этот Совет принимает решения по социальным вопросам (таким, как поведение сотрудников, часы работы, техника безопасности), с тем чтобы при возникновении разногласий между рабочим Советом и дирекцией по вопросам труда они решались бы посредством арбитража. Рабочий Совет получает информацию по экономическим и финансовым вопросам, и с ним консультируются перед принятием решений. Но у Совета нет тех полномочий, какие есть у акционеров, потому что, несмотря на равное представительство сотрудников и акционеров, председатель (выбираемый акционерами) имеет решающий голос.
Рабочий Совет и профсоюз имеют разные функции. Например, обсуждение и заключение коллективного договора происходит между ассоциациями работодателей и профсоюзами и распространяется на всех рабочих в Германии. Поскольку компании, входящие в эту ассоциацию, различаются по размеру и способности выплачивать различные ставки заработной платы, обсуждаются только минимальные тарифные ставки, а более высокие могут обсуждаться только на уровне компании. Но на уровне компании или завода закон уже запрещает профсоюзам участвовать в переговорах — это функции рабочего Совета.
В некоторых странах, особенно в Японии и на ее предприятиях за границей, все более делается упор на работу в командах для:
1) сплочения коллектива,
2) вовлечения рабочих в выполнение расширенного, а не ограничен
ного числа заданий.
Что касается сплочения коллектива, то нередко оплата труда частично базируется на групповом, а не индивидуальном его результате, так что среди коллег идет активная борьба с прогулами и возникает стремление
Глава 16. Международный опыт использования программ регулирования 417
к повышению производительности труда. Участие рабочих в выполнении разнообразных заданий обеспечивается с помощью ротации внутри группы, что делает труд интереснее и повышает степень взаимозаменяемости. Внедряется также практика контроля качества продукции и ремонта оборудования рабочими.
Благодаря деятельности Международной организации труда и других подобных организаций и улучшению коммуникаций по всему миру люди все больше осознают различия в условиях труда в разных странах. Под давлением экономических и политических санкций этих организаций в странах с неблагополучным положением в условиях труда и социально-трудовых отношениях происходят значительные (существенные) перемены (изменения).
Вопросы для обсуждения и контроля
1. Почему МОТ поддерживает активную политику на рынке труда? В чем
ее сущность?
2. По каким направлениям МОТ осуществляет свою деятельность?
3. Каково основное содержание работы МОТ в разных сферах деятельности?
4. Каким профессиональным группам уделяет МОТ особое внимание и по
чему?
5. Какие программы развития и регулирования социально-трудовых отно
шений используются в мировом сообществе?
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложения
Таблица 1