Индексы Ласпейреса, Пааше и Фишера
. Основным назначением индекса цен является оценка динамики цен на товары производственного и непроизводственного потребления.
Индекс цен, исчисленный по формуле Пааше показывает, насколько товары в отчетном периоде стали дороже (дешевле), чем в базисном.
Индекс цен Ласпейреса показывает, во сколько бы раз товары базисного периода подрожали (подешевели) из-за изменения цен на них в отчетном. Согласно практике индекс цен Пааше имеет тенденцию некоторого занижения, а индекс цен Ласпейреса — тенденцию некоторого завышения.
Индекс Паше преобразуется в средний гармонический индекс цен, а индекс Ласпейреса — в средний арифметический индекс цен. Индекс Пааше численно должен быть меньше индекса Ласпейреса. Разница в результатах расчета по этим формулам называется эффектом Геншенкрона.
Для определения более реального изменения цен можно использовать формулу идеального индекса Фишера, который представляет собой среднюю геометрическую из индексов Пааше и Ласпейреса:
Геометрическая форма индекса имеет один недостаток — она лишена конкретного экономического содержания. В отличие от агрегатного индекса Ласпейреса или Пааше, разность между числителем и знаменателем не покажет никакой реальной экономии (или потерь) из-за изменения цен. Идеальность формулы Фишера состоит в том, что при перестановке базисного и отчетного периодов полученный «обратный» индекс — это обратная величина значения первоначального индекса.
Аналогичным образом, формула Фишера используется и при анализе физического объема.
В силу сложности экономической интерпретации, индекс Фишера на практике используется крайне редко. Чаще всего он применяется при исчислении индексов цен за длительный период времени, для сглаживания тенденций в структуре и составе объема продукции, в которых происходят значительные изменения.
Формулы Ласпейреса и Пааше являются расчетными для исчисления индекса потребительских цен и индекса-дефлятора.
28Издержки производства(C – cost) — это стоимость использованных факторов производства или затраты на производство продукта, товара, услуги в денежном выражении.
► производственные — на производство товаров и услуг;
► обращения — связанные с реализацией произведенной продукции:
► дополнительные — на доведение продукции до потребителя (хранение, упаковка, транспортировка, маркетинг, реклама);
► внешние (явные) — ресурсы, покупаемые фирмой (бухгалтерские издержки);
► внутренние (неявные) - собственные ресурсы фирмы (не отражаются в бухгалтерской отчетности).
Внутренние (неявные) издержки — это денежные доходы, которыми жертвует фирма, самостоятельно используя принадлежащие ей ресурсы, т.е. это доходы, которые могли бы быть получены фирмой за самостоятельно используемые ресурсы (денежные средства, помещения, оборудование и т.п.) при наилучшем из возможных способов их применения. Например, если фирма располагается в помещении, принадлежащем владельцу фирмы, то тем самым упускается возможность сдать это помещение в аренду и получать арендную плату. Внутренние издержки включают в себя также так называемую нормальную прибыль.
Нормальная (нулевая) прибыль – минимальный доход, который должен получать предприниматель, чтобы оставаться в данном бизнесе (прибыль от вложенного капитала, которая могла бы быть получена, если бы капитал был использован простейшим, обычным способом, т.е. представлен в виде ссуды, аренды).
Бухгалтерские издержки — только внешние. Внешние издержки включают: амортизацию основных фондов, стоимость сырья и материалов, заработную плату, накладные расходы (управление, реклама, упаковка, хранение и др.). Внутренние (включая нормальную прибыль) и внешние издержки составляютэкономические издержки фирмы.
Классификация издержекзависит так же от периода производства (краткосрочного и долгосрочного). Краткосрочный период — это период, когда большая часть производства остается постоянной, фиксированной, и для увеличения (или сокращения) объема производства фирма может изменять только один фактор производства. В долгосрочном периоде фирма может внести изменения во все факторы производства. Она может не только нанять дополнительных работников, но и построить или приобрести дополнительные помещения и оборудование, соответствующие новым рыночным условиям. Издержки в краткосрочном периоде подразделяются на:
► постоянные (FС – fixed) — не изменяются от изменения объема производства и должны быть оплачены даже в том случае, если фирма ничего не производит. Включают: оплату обязательств по облигационным займам, рентные платежи, амортизационные отчисления, налог на имущество, страховые взносы, жалование управленческому персоналу предприятия (фирмы), затраты на рекламу (рис. 8);
► переменные (VС - variable) — изменяются в зависимости от изменения объема производства. Включают: затраты на сырье, топливо, энергию, транспортные услуги, большую часть трудовых ресурсов и т.д. Равны нулю, когда продукция не выпускается, по мере роста выпуска - возрастают (рис.8);
► совокупные (ТC–total) — сумма постоянных и переменных издержек: при каждом данном объеме производства: Tс=Fс+ Vс(рис.8).
В долгосрочном периоде все издержки являются переменными.