На тему: «Естественные монополии в России: история, перспективы развития и реформирования
КУРСОВАЯ РАБОТА
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Теория монополий
1.1 Понятие монополии. Виды монополий и их характеристики
1.2 Понятие и причины возникновения естественных монополий
1.3 Потенциальные сферы существования естественных монополий. Признаки естественной монополии
1.4 Формы и способы регулирования естественных монополий
2 Естественные монополии в России
2.1 История возникновения и развития естественных монополий
2.2 Способы эффективного регулирования и перспективы развития естественных монополий
2.3 Реформирование и перспективы развития электроэнергетики
Заключение
Библиографический список
http://knowledge.allbest.ru/economy/3c0b65625a2bd78a4c53a89521306c27_1.html
ВВЕДЕНИЕ
Естественные монополии - важнейшая часть современной экономики. Они являются частью инфраструктуры, которая обслуживает производство. Каждому грамотному человеку необходимо знать хотя бы основные положения из теории естественных монополий. В Российской экономике естественные монополии занимают важную нишу. Правительство регулярно издает законы и указы, относимые именно к отраслям естественных монополий. Наиболее активно регулируемой отраслью является электроэнергетика, и это бесспорно, так как она обслуживает все отрасли промышленности, а так же удовлетворяет потребности населения.
Объектом исследования работы являются отрасли естественных монополий, в частности электроэнергетика. Целью работы является изучение истории естественных монополий и разработка эффективных методов их регулирования. Наша задача изучить историю развития естественных монополий в России, рассмотреть совершенные раннее реформы и предложить определенные нововведения для более успешного регулирования естественных монополий. Наиболее подробно рассмотрим электроэнергетику, проанализируем плюсы и минусы предыдущих реформ, рассмотрим прогнозы и перспективы развития в будущем. Важной целью является определение того, почему модели энергосистем других стран не могут удовлетворить потребностям российской экономики. Необходимо выделить особенности экономики России для более правильного определения путей реформирования естественных монополий в сфере электроэнергетики.
В целом данная проблема чрезвычайно важна для экономики России, потому что для достижения нового витка экономического развития необходимо учитывать особенности и проблемы всех отраслей производства, и особенно инфраструктуры. Наиболее актуальна проблема реформирования естественных монополий стала в последние годы. Специалисты ищут пути решения проблем, связанных с тарифами на товары и услуги естественных монополий, а так же многих других задач. Разрабатываются способы наиболее эффективного регулирования и методы привлечения инвестиций в отрасли естественных монополий, в частности в электроэнергетику.
В работе использованы материалы периодической печати, нормативно-правовые акты. В литературе эта тема проработана достаточно хорошо, однако по некоторым вопросам достаточно сложно найти материалы.
1
ТЕОРИЯ МОНОПОЛИЙ
1.1 Понятие монополии. Виды монополий и их характеристики
Термин монополия пришел из греческого языка и означает «продаю один». В этом случае вся торговля одним товаром ли услугой находится в одних руках /5, с.579/. Однако, при анализе монополии важно учитывать неоднозначность термина «монополия», так как в реальности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовал бы один - единственный производитель товаров, не имеющих субститутов. В использовании термина «монополия» всегда присутствует известная доля условности /14, с.140/. Монополию можно рассматривать как тип фирмы. Она представляет собой крупную корпорацию, которая занимает ведущее положение в определённой сфере национального хозяйства. Но есть и другая трактовка понятия «монополия» - это экономическое поведение фирмы. На рынке возможна ситуация, когда покупателям противостоит предприниматель - монополист, производящий основную массу продукции определённого вида. В этом случае монополистом может оказаться небольшое по размерам предприятие /20, с.54/.
Отсутствие конкурентов, которое характеризует монополию, в значительной степени объяснимо с точки зрения барьеров для вступления в отрасль. В случае монополии барьеры для вступления в отрасль достаточно высоки, чтобы полностью блокировать всю потенциальную конкуренцию /16, с.93/. К реальным барьерам, препятствующим вступлению в отрасль относятся /20, с.54/:
· эффект масштаба. Высокоэффективное производство с низкими издержками достигается в условиях крупного производства, обусловленного монополизацией рынка. Доминирующая фирма, имея более низкие издержки производства, в состоянии на некоторое время снизить цену продукции, чтобы уничтожить конкурентов;
· исключительные права. В ряде стран мира правительство предоставляет фирмам статус единственного продавца. Но взамен на эти привилегии правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких монополий;
· патенты и лицензии. Правительство гарантирует патентную защиту новых продуктов и производственных технологий, что на определённый промежуток времени обеспечивает фирмам монопольные позиции на рынке и гарантирует их исключительные права;
· собственность на важнейшие виды сырья. Некоторые компании являются монополистами, благодаря безраздельному владению источниками производственного ресурса, необходимого для производства монопольного продукта.
Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: административная, экономическая и естественная.
Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции.
Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов.
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонная связь и т.д.
1.2 Понятие и причины возникновения естественных монополий
естественная монополия реформирование
Существует множество определений естественной монополии. Мы остановимся на двух, чтобы более полно охарактеризовать это экономическое понятие.
Естественная монополия - сфера производства или отрасль народного хозяйства, характер производства в которой обеспечивает столь высокую экономию за счет роста его масштабов, что продукт (услуга) могут быть произведены одним предприятием при более низких затратах, чем если бы его изготовлением занималось множество предприятий /22, с.54/.
Естественная монополия - это такое состояние определённого рынка, при котором определённого рода товар (услуга) или их серия выпускаются только одним продавцом в силу того, что наличие двух или более продавцов на данном рынке, представляющих аналогичный товар, невозможно или экономически (социально) неоправданно по причинам объективного (естественного) характера /17, с.427/.
В данных определениях естественная монополия рассматривается с разных позиций, которые равноправны между собой.
Представление о естественных монополиях, связанное с экономией масштаба, сформировалось в западной экономической науке в 40-е гг. XX в., прочно вошло в фундаментальные учебники по теории естественных монополий и не подвергалось сомнению на протяжении многих десятилетий. При наличии экономии от масштаба производства у фирмы является нисходящей. Источник экономии - постоянные издержки, которые в естественно-монопольных отраслях очень велики. С увеличением объема выпуска они распределяются на большее количество товара и, следовательно, средние издержки снижаются.
Согласно теории, отраслевой рынок можно отнести к сфере естественной монополии только тогда, когда для любых допустимых объемов выпусков, на которые имеется спрос, величина совокупных издержек, рассчитываемая при оптимальных режимах использования ресурсов, минимальна в том случае, когда отрасль состоит из одной - единственной фирмы.
Причинами возникновения и существования естественной монополии могут быть /6, с.3/:
· особенности технологии, обладающей положительным эффектом масштаба при любом объеме выпуска;
· экономия на разнообразии у многопродуктовой фирмы, выпускающей различную продукцию на одних и тех же производственных мощностях;
· недостаточная ёмкость рынка, не обеспечивающая даже минимально эффективный выпуск продукции.
Главной причиной совокупности факторов является то, что размер предприятия может быть оптимальным лишь при очень крупных единовременных вложениях капитала. Ограничения в этом случае создают особенности технологии производства, позволяющие варьировать масштаб производства в соответствии с размерами рынка /6, с.3/.
1.3
Потенциальные сферы существования естественных монополий
Признаки естественной монополии
Попытка сформулировать признаки естественной монополии приводит к необходимости эмпирически установить перечень потенциальных сфер существования естественных монополий. Ориентировочно естественные монополии формируются в следующих сегментах рынка /17, с.426/:
1) крупномасштабные предприятия, монопольное положение которых обусловлено высокими экономическими барьерами;
2) территориально отдаленные локальные рынки товаров (услуг) с неэластичным спросом, на которых конкуренция нерациональна;
3) монополия производителя, основанная на использовании уникального ресурса;
4) монополии, лидирующие на тех или иных направлениях современного научно-технического прогресса;
5) монополия федеральных (региональных, муниципальных) органов власти на те или иные продукты (услуги) с неэластичным спросом, которые составляют неотъемлемую часть любого потребительского набора;
6) монополия, приобретенная на рынке контрактов.
Все приведенные сферы характеризуются определенной, в частности экономической, спецификой.
К основным признакам естественных монополий относятся /1, с.275/:
1) резко выраженная экономия на масштабах производства и сбыта в длительном периоде: снижение затрат на производство и сбыт с увеличением объема производства, а также экономия от разнообразия или экономия от охвата производства;
2) свойство субаддитивности издержек. Функция издержек обладает свойствами естественной монополии, если фирма с этой функцией имеет более низкие издержки, чем, если бы общий выпуск был распределен между двумя или более фирмами (это и именуют субаддитивностью издержек);
3) экономическая эффективность естественной монополии. При этом под эффективностью структуры рынка понимается эффективное число фирм на рынке (в случае монополии оно равно единице);
4) высокие барьеры входа на рынок. Постоянные издержки столь высоки, что создание подобной параллельной системы вряд ли окупится;
5) низкая эластичность спроса. Спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции, поскольку продукция, производимая субъектами естественных монополий, не может быть заменена в потреблении другими товарами;
6) сетевой характер организации рынка. Наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, в том числе организованной сети, требует диспетчирования из единого центра в реальном масштабе времени.
К естественным монополиям обычно относят производство, транспортировку и распределение электрической и тепловой энергии, газа, нефти, железнодорожный транспорт, телефонную связь. Локальные естественные монополии это услуги водопроводно-канализационного хозяйства, почтовой связи, морских, речных и авиапортов, городской пассажирский и электрический транспорт, метрополитен /1, с.275/.
1.4 Формы и способы регулирования естественных монополий
Естественная монополия должна быть однозначно отнесена к разряду регулируемых монополий, поскольку уникальная ситуация естественной монополии не является социально - благоприятной, содержит в себе все опасности присущие в целом монопольной организации рынка (ограничение выпуска продукции и установление более высоких цен, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обуславливает усиление неравенства доходов; снижение жизненного уровня населения; замедление НТП и другие /20, с.56/) и, следовательно, требует государственного вмешательства в целях достижения баланса интересов естественного монополиста и неопределенного множества потребителей его продукции.
Подход самого государства к вопросу о том, требуют ли и оправдывают ли определенные условия введение регулирования, имеет тенденцию меняться не только в результате развития рынка, но и в зависимости от происходящих политических, экономических и технологических сдвигов. Согласно теоретическим разработкам в области экономической теории, регулирование может принимать различные формы. Ключевое различие происходит между прямым и косвенным регулированием. Прямое регулирование включает любую меру или действие, непосредственно направленное на рыночного агента, в то время как косвенное регулирование охватывает все, что влияет на экономические и рыночные условия, общие для всех реальных и потенциальных участников /17, с.427/.
Существует разделение на способы и формы регулирования. Рассмотрим эти два вида классификации регулирования.
Наиболее распространены три формы государственного регулирования /17, с.428/:
· структурное регулирование. Определяет, каким компаниям предоставляется право, или на какие компании накладывается обязательство участвовать в определенных видах деятельности; устанавливает потребности в создании новых инфраструктур; распределяет лицензии на введение распределения и прочие;
· регулирование поведения. Осуществляется напрямую - через установление цен или тарифов или косвенно - через налоговую политику и политику субсидий. В целом данная форма регулирования включает меры, принимаемые государством для контроля за поведением фирмы;
· регулирование через систему стандартов. Используется в таких вопросах, как социальная политика, охрана окружающей среды, безопасность, которые не могут найти прямого разрешения через рынок.
Отрасль естественной монополии требует от государства определенных мер для обеспечения эффективности производства и размещения ресурсов. Центральным и наиболее сложным в экономическом и политическом отношении было и остается регулирование цен. Основные способы регулирования /6, с.7/:
1) эффективное ценообразование. Предполагает установление цены на уровне предельных издержек, должно имитировать условия равновесия при совершенной конкуренции. При этом на рынке складывается парето - эффективное равновесие. Недостаток этого способа состоит в том, что поскольку из-за субаддитивности издержек естественного монополиста цена, равная предельным издержкам, всегда оказывается ниже средних издержек производства. Это приводит к убыткам монополиста и к необходимости его субсидирования со стороны государства;
2) справедливое ценообразование. Принципом установления социально справедливой цены служит максимизация выигрыша потребителей при условии безубыточной деятельности естественной монополии. Этому соответствует установление цены на уровне средних издержек. Естественный монополист не получает прибыли, но и не несет убытков. Недостатки: непрозрачность информации об уровне издержек и невозможность расширения воспроизводства;
3) ценообразование с нормальной прибылью. Государство определяет для естественного монополиста норму рентабельности к издержкам на уровне определенной доли m от затрат. Недостаток: монополист перестает минимизировать издержки, и весь предельный анализ перестает работать, так как предельные и средние издержки, на основе которых строились принципы регулирования, теряют смысл;
4) предельные цены. Установление предельной цены выше средних издержек, теоретически это поможет избежать недостатков предыдущего метода. Этот способ является одним из многообещающих с точки зрения эффективности использования ресурсов;
5) предельная норма отдачи на капитал. Прямое или косвенное регулирование цен на продукцию естественной монополии может быть заменено контролем над нормой отдачи на капитал. Этот метод оказывает существенное побочное воздействие на инвестиционные решения регулируемой естественной монополии.
Как мы видим, ни один из рассмотренных методов регулирования не может считаться однозначно приводящим к росту общественного благосостояния. Это побуждает к пересмотру традиционных подходов и поиску новых схем функционирования естественных монополий /6, с.7/.
Способы регулирования естественных монополий изменяются и с течением времени. Меняется экономическая и политическая политика, изменяются и методы регулирования. Так же хотелось бы отметить, что способы регулирования естественных монополий в разных странах несколько разнятся, что объясняется различным уровнем экономического развития и разными социально-экономическими курсами стран.
2. ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ В РОССИИ
2.1 История возникновения, развития и реформирования естественных монополий
Монополии появились в России давно, но их развитие было своеобразным. Первые монополии образовались в 80-х гг. XIX века (Союз рельсовых фабрикантов и др.). Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций. В 80 - 90-х гг. XX в. действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте. Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле. Ускоряющее воздействие на процесс монополизации оказал иностранный капитал. До начала XX в. роль монополий в экономике была не велика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900 - 1903 гг. Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Возникали и объединения трестовского типа (Товарищество “Бр. Нобель”, ниточный трест и др.). Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок оформления и деятельности монополий, делало возможным использование против них государством законодательства формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не регистрируемых монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства (“Продпаравоз”, военно-промышленные монополии). Нелегальное положение создавало неудобства (ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты - “Продамет”, “Продуголь”, “Продвагон”, “Кровля”, “Медь”, “Проволока”, РОСТ и др. - по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласными контрагентскими договорами. Нередко одни и те же предприятия участвовали одновременно в нескольких соглашениях. В период промышленного подъема (1910 - 1914 гг.) происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150 - 200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрации и комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п. (Русская нефтяная генеральная корпорация, “Треугольник”, “Коломна-Сормово”, “Россуд - Новаль”, военно-промышленная группа Русско-Азиатского банка и др.). Уровень концентрации сбыта и производства монополий был очень неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства (металлургия, транспорт, машиностроение, нефте- и угледобыча, сахарное производство) монополии концентрировали основную часть производства и сбыта и почти безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая и пищевая промышленность) - уровень монополизации был невысок /8, с.82/.
В годы первой мировой войны 1914 - 1918 гг. прекратилась деятельность ряда локальных монополий, но в целом война увеличила число монополий и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова - Стахеева, Батолина, братьев Рябушинских. Особенно развивались монополии связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами (металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме “принудительных объединений” по инициативе и при участии правительства (организации Ванкова, Ипатьева, Киевская организация производства колючей проволоки и др.). Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством. При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы связанные с ними. В российской промышленности, в данный момент, существуют четыре тысячи предприятий - монополистов и их продукция составляет 7 % от общего числа. Из них естественных монополий - 500. Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне - коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д.; такие отрасли либо регулируют, либо они находятся в государственной собственности. Но следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились как в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков /8, с.80/.
Само понятие естественной монополии считается известным и легальным в нашей стране с момента выхода федерального закона «О естественных монополиях». Согласно статье 3 этого закона «естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем, на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров» /18, с.6400/.
К 1995 г. была сформирована только одна система регулирующих органов, действующая вне рамок отраслевых министерств. Это Федеральная и региональные энергетические комиссии, созданные в 1992 г. для регулирования цен на электроэнергию. Регулирование других естественных монополий осуществлялось соответствующими министерствами. Однако, даже в электроэнергетике до1995 г. не были зафиксированы правовые основы регулирования. В 1994 г. стала вполне очевидной необходимость особого регулирования естественных монополий, особый подход к их регулированию был закреплен специальным законом. Уже этим законом предусматривалась разработка обоснованных тарифов на услуги естественных монополий и подготовка к переводу их на работу в условиях рынка /6, с.8/. В августе 1995 г. вступил в действие Закон РФ «О естественных монополиях», начата работа по созданию органов регулирования на федеральном уровне /8, с.80/.
С общим сокращением производства в России спрос на продукцию и услуги отраслей - естественных монополий -, за исключением отраслей связи, постоянно снижался. Эти отрасли являются чрезвычайно капиталоемкими, значительная часть их издержек носит постоянный характер. В результате быстро увеличивалась доля постоянных издержек в цене единицы продукции. В 1994 - 1995 гг. отраслевые цены российских естественных монополий росли более быстрыми темпами, чем в других отраслях экономики. Потребители начали оказывать давление на правительство с требованием замораживания цен.
Разница в тарифах отраслей естественных монополий в 1995 - 1994 гг. показана на рисунке 1 /8, с.81/.
Рисунок 1 - Тарифы в отраслях естественных монополий
При проверках естественных монополий были выявлены многочисленные случаи тарифов, отказа от обслуживания отдельных групп потребителей, включения в договоры дополнительных условий /8, с.81/.
Прошедшие несколько лет при действующем законе не позволили достичь необходимой степени регулирования сферы деятельности естественных монополий. Несмотря на постепенное изменение институциональной структуры энергетики, связи и газовой промышленности, на множество разрозненных решений, посвященных регулированию тарифов монополистов, естественные монополии все в большей мере становились субъектами, тормозящими нормальное развитие российской экономики, наносящими ей (и косвенно себе же) прямой ущерб. Так же отражалась специфика Российской Федерации: из-за большой площади страны тарифы на услуги естественных монополий разнились очень сильно.
Стало необходимо создание новых законодательных актов для регулирования деятельности естественных монополий. Меры, предусмотренные Указом Президента РФ от 28.04.1997 г. № 426 «Об Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий», давно назрели, их осуществление являлось важным шагом вперед по обеспечению перехода российской экономики на рациональные методы хозяйствования, по развитию конкуренции и рыночных отношений. Параллельно должны быть устранены связанные с деятельностью естественных монополий факторы, сдерживающие экономическое развитие предприятий, создающие почву для необоснованного пользования социальными льготами /19, с.3451/.
Избранные для первоочередного реформирования отрасли отнюдь не равнозначны. Железнодорожный транспорт по-прежнему является единой государственной отраслью. Газовая промышленность преимущественно представлена одним акционерным обществом Российским акционерным обществом (РАО) «Газпром», 35 % акций которого сохранены за государством, но находятся в доверительном управлении руководства РАО. Дочерние общества РАО полностью им контролируются и осуществляют отдельные функции, обеспечивающие стабильность газодобычи, транспортировки и потребления газа (геологоразведка, комплектация и снабжение, машиностроение и др.).
Наиболее сложна структура электроэнергетической отрасли. Доминирующее положение в ней занимает РАО «ЕЭС России» - акционерное общество холдингового типа, контролирующее значительную часть электростанций, межсистемные линии электропередачи, региональные электроснабжающие компании и акционерное общество (АО) «Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы России». В «Основных положениях…» указывается, что статус этой компании неизбежно создает внутренние противоречия ее интересам при переходе к конкурентным отношениям в электроэнергетике. Тем более что преобразование институциональной структуры отрасли осуществлялось далеко не бесконфликтно.
Для первоочередного регулирования были избраны железнодорожный транспорт, газовая промышленность, связь и электроэнергетика. Для каждой из затрагиваемых четырех отраслей цели конкретизируются в зависимости от степени их приближения к внутренней структуре, позволяющей развивать конкурентные отношения, и от степени значимости конкретной отрасли для экономики РФ /19, с.3452/.
Программа конкретных действий намечена также для каждой из отраслей в расчете на три этапа: 1997 г., 1998 г. и 1999 -- 2000 гг. Естественно, наиболее полно прописан первый этап. Третий везде намечен лишь в общих чертах, исходя из предположения о том, что до 2000 г. удастся реформировать монополии по плану и обеспечить в сфере их деятельности свободную конкуренцию ряда независимых хозяйствующих субъектов. Для электросвязи предполагается достижение указанной главной цели всего лишь в два этапа.
На первом этапе для всех отраслей предусматривалось проведение значительной работы по совершенствованию тарифной политики каждой из естественных монополий. Соответственно подлежат пересмотру все тарифы в сторону устранения искажений ценообразования, вызванных перекрестным субсидированием /3, с.99/.
По планам, структурные преобразования на первом этапе носят предварительный характер. В электроэнергетике создаются независимые генерирующие компании; в газовой промышленности осуществляется подготовка к созданию торговых компаний, привлечению иностранных инвесторов, а также проводятся конкурсы на предоставление права на разработку наиболее доступных месторождений; на железнодорожном транспорте осуществляется приватизация неиспользуемых имущественных комплексов и подготовка к реструктуризации системы управления отраслью. Рассчитывалось, что перечисленные меры в полном объеме смогут проявиться в 1998 и последующих годах. «Основные направления» предусматривают на первом этапе и ряд назревших специфических мер регулирования /19, с.3454/.
Второй этап преобразований (1998 г.) предусматривал действие отраслей в условиях обоснованных тарифов, что позволит их только совершенствовать (проводить унификацию, уточнение и другие аналогичные меры). Зато в полной мере должны быть осуществлены мероприятия по расширению числа действующих на рынке субъектов /19, с.3456/.
«Основные положения...» уточнялись и перерабатывались соответствующей государственной программой, необходимость разработки и принятия которой подчеркивается в указе. Но этот документ определяет направленность преобразований, позволяет выявить аргументы сторонников и противников продолжения реформ в России /19, с.3451/.
В действительности главное, что правительство уже тогда поняло проблему, существующую в отраслях естественных монополий и начало принимать меры для создания более эффективных возможностей существования и функционирования естественных монополий, снижения отрицательных последствий их деятельности и увеличения потребительской выгоды. Однако не все ситуации можно учесть в законе и указах, поэтому для каждого отдельного случая определяется своё решение. Так же существует проблема в финансировании, поэтому законы и указы используется не в полную силу.
2.2 Способы эффективного регулирования и перспективы развития естественных монополий
Естественные монополии в России не однородны с точки зрения финансового положения их отраслевых подсистем, которые обладают различными возможностями формирования инвестиционных ресурсов и фондов. Следовательно, при реформировании необходимо предусмотреть и выявить дополнительные, альтернативные государственным источники финансирования инвестиционной и инновационной деятельности в отрасли. В обобщенном виде можно назвать следующие важнейшие факторы, определяющие ход российских реформ естественно-монопольных отраслевых структурах /4, с.21/:
· проявление ряда тенденций, определяющих долгосрочные и устойчивые диспропорции в развитии производственной инфраструктуры;
· наличие общего макроэкономического фона российских реформ;
· генезис российского монополизма;
· «запаздывающий» характер реформ в инфраструктурных отраслях в общем пакете мер по реформированию отраслей народного хозяйства;
· магистральный характер транспортных энергетических сетей страны, особенности формирования их структуры и топологии, влияющие на возможности развития конкурентных сред;
· многообразие форм и способов проведения через отраслевые министерства комплекса мероприятий отраслевого характера, направленных на выживание отрасли в новых хозяйственных условиях;
· особенности мероприятий по государственному регулированию инфраструктурных отраслей в сфере естественной монополии.
Эти факторы во многом объясняют невозможность применения реформ, проводимых в других странах, в отраслях естественных монополий и, естественно, обуславливаются площадью России.
Постановка проблемы реформирования естественных монополий в России определяется их особой ролью и высокой значимостью не только в экономике, но и в политической плоскости - естественные монополии служат основой не только для сохранения единого экономического пространства, но и единой России как государства /21, с.20/.
Законом регулируются естественные монополии в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи /1, с.277/.
В Указе Президента РФ от 28.04.1997 г. № 426 «Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий», о котором говорилось выше, заложены правовые основы реформирования естественных монополий. В обобщенном виде, в качестве главных задач реформирования естественных монополий можно выделить /19, с.3457/:
· совершенствование системы регулирования естественных монополий;
· повышение транспарентности естественных монополий, прозрачности финансовых потоков субъектов естественных монополий;
· поэтапное прекращение практики перекрестного субсидирования групп потребителей при одновременной адресной поддержке социально не защищенных групп населения;
· углубление правовой регламентации взаимоотношений между участниками естественно-монопольных рынков, публичности тарифов, введения единых правил доступа к сети на недискриминационной основе.
Однако мы понимаем, что эти задачи хороши лишь в теории, на практике очень сложно воплотить их в жизнь.
Для эффективного регулирования и достижения ожидаемых благоприятных результатов подходы к реформированию естественных монополий должны быть обоснованы. На языке теории естественной монополии разработка стратегии эффективного реформирования предполагает решение следующих ключевых проблем /3, с.94/:
1) определение сферы естественной монополии в рассматриваемой отрасли, выделение естественно монопольного сектора многопродуктового отраслевого рынка;