Тема «Производственная программа и резервы роста выпуска продукции промышленной организации»
ПЛАН
Введение
1. Содержание производственной программы и ее основные показатели.
1.1. Сущность и значение производственной программы.
1.2. Обоснование производственной программы производственными мощностями.
2. Анализ производственной программы организации.
2.1. Экономическая характеристика деятельности организации.
2.2. Анализ номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции организацией.
2.3. Порядок разработки производственной программы в организации.
3. Резервы роста выпускаемой продукции в целях повышения прибыли и конкурентоспособности организации.
Заключение
Список используемых источников
Приложения
Л.: [1], [2], [3], [11], [33], [34], [35], [36].
Основные приложения к курсовой работе по данной теме:
1. Баланс организации (форма №1);
2. Отчет о прибылях и убытках (форма №2);
3. Статистический отчет формы 1-п (месячная) «Отчет о производстве продукции и выполненных работах, услугах промышленного характера»;
4. Статистический отчет формы 1-п (расшифровка) «Расшифровка количества и стоимости произведенных видов продукции по предназначению, приведенных в разделе 3 формы 1-п (месячная)»;
5. Статистический отчет формы 1-п (квартальная) «Квартальный отчет о производстве продукции и выполненных работах, услугах промышленного характера»;
6. Статистический отчет формы 1-п (годовая) «Годовой отчет о производстве продукции и выполненных работах, услугах промышленного характера»;
7. Статистический отчет формы 1-п (натура) «Отчет о производстве продукции в натуральном выражении»;
8. Статистический отчет формы 1-БМ «Баланс производственных мощностей»;
9. Статистический отчет формы 5-з «Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг)»;
10. Статистический отчет формы 1-труд «Отчет по труду и движению работников»;
11. Прочие документы, отражающие деятельность анализируемой организации и необходимые для написания курсовой работы по теме.
Методические указания по написанию данной темы.
В теоретической части курсовой работы следует пояснить экономическую сущность и значение производственной программы, назвать основные показатели производственной программы. В пораграфе 1.2. следует более конкретно и глубоко раскрыть сущность и показать значение производственной мощности организации и значение эффективного ее использования, а также следует дать характеристику факторов, влияющих на производственную мощность. Обратить внимание следует также и на то, что увеличение объема реализации продукции и своевременное получение выручки от реализации продукции во многом зависит от объема, номенклатуры, качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, что во многом определяется имеющимися производственными мощностями и эффективностью их использования. Это в свою очередь определяет размер получаемой прибыли и конкурентоспособность всей организации.
Материал пораграфа 2.2 целесообразно сопровождать аналитическими таблицами следующих форм:
Таблица 1
Динамика производства продукции организации за 200 __ - 200 __ года
Показатели | Прошлый период | Отчетный период | Отклонение, (+ , -) | Динамика, % |
1. Объем производства продукции, млн. руб. | ||||
- в фактических ценах | ||||
- в сопоставимых ценах | ||||
2. Из общего объема выпуска продукции: | ||||
- новая продукция, освоенная в отчетном году: в сумме в % к общему объему | ||||
- научно-техническая продукция: в сумме в % к общему объему | ||||
- сертифицированная продукция: в сумме в % к общему объему |
Таблица 2
Динамика объема выпуска продукции организации за 200 __ - 200 __ года в разрезе кварталов
Кварталы | Прошлый период | Отчетный период | Отклонение, (+ , -) | Динамика, % |
Объем выпуска продукции за год, млн. руб. | ||||
1 квартал | ||||
2 квартал | ||||
3 квартал | ||||
4 квартал |
Таблица 3
Динамика объема выпуска продукции организации за 200 __ - 200 __ года в разрезе месяцев
Месяцы | Прошлый период | Отчетный период | Отклонение, (+ , -) | Динамика, % |
Объем выпуска продукции за год, млн. руб. | ||||
январь | ||||
февраль | ||||
март | ||||
Таблица 4
Структура и динамика объема выпуска отдельных видов продукции
организации за 200 __ - 200 __ года
Виды выпускаемой продукции | Прошлый период | Отчетный период | Отклонение удельного веса, % | Динамика, % | ||
сумма,млн. руб. | удельный вес, % | сумма,млн. руб. | удельный вес, % | |||
Объем выпуска продукции, всего | х | |||||
Таблица 5
Динамика объема выпуска отдельных видов продукции
в организации за 200 __ - 200 __ года в натуральном выражении
Виды выпускаемой продукции | Прошлый период | Отчетный период | Отклонение, (+ , -) | Динамика, % |
Примечание. Таблицы №№ 1-5 заполняются на основании данных статистических отчетов формы № 1-п.
Таблица 6
Выполнение плана по ассортименту продукции организации за 200 __ год
Виды выпускаемой продукции | План | Факт | Отклонение, (+ , -) | Факт в пределах плана | % выполнения плана |
Объем выпуска продукции за год, млн. руб. |
Примечание. На основании данных этой таблицы следует рассчитать процент выполнения плана выпуска продукции без учета ассортимента и с учетом ассортимента.
% выполнения плана Фактические показатели * 100
без учета ассортимента = Плановые показатели
% выполнения плана Фактические показатели в пределах плана * 100
с учетом ассортимента = Плановые показатели
Таблица 7
Анализ выпуска отдельных видов продукции организации за ________ месяц 200 __ года
Наименование показателя | Ед. измер. | Прошлый год | Отчетный год | % выполнения плана | Темп роста, % | ||||||
План | Факт | ||||||||||
кол - во | стои-мость | кол - во | стоимость | кол - во | стои-мость | кол - во | стои-мость | кол - во | стои-мость | ||
А | Б | ||||||||||
Потребительские товары | тыс. руб. | х | х | х | х | ||||||
в т. ч. непродтовары | тыс. руб. | х | х | х | х | ||||||
Отдельны виды выпускаемой продукции | т | ||||||||||
т | |||||||||||
т | |||||||||||
т | |||||||||||
т | - | - | |||||||||
т | |||||||||||
т |
Таблица 8
Ритмичность выпуска продукции организации за 200 __ год
Месяцы | План | Факт | Отклонение, (+ , -) | Факт в пределах плана | % выполнения плана |
январь | |||||
февраль | |||||
март | |||||
Объем выпуска продукции за год, млн. руб. |
Примечание. На основании данных этой таблицы, кроме расчета % выполнения плана выпуска продукции по месяцам и в целом за год, следует рассчитать коэффициенты ритмичности и аритмичности выпуска продукции.
Фактический выпуск в пределах плана * 100
Коэффициент ритмичности = Плановое задание по выпуску продукции
å фактического выполнения плана в % по периодам
Коэффициент ритмичности = å плана в % за тот же период
Коэффициент аритмичности = 100 – коэффициент ритмичности в %
В пораграфе 2.3 следует отразить расчеты плана выпуска продукции в объеме и в ассортименте. В учебных целях можно показать порядок планирования выпуска 1-2 видов выпускаемой продукции.
Расчет плана выпуска продукции можно произвести на основании данных об изменении и использовании производственных мощностей.
Таблица 9
Расчет планового выпуска продукции на основании производственной мощности на 200__ год
Производственная мощность | Показатели | Расчетные значения | ||
Количество оборудования,единиц | Годовая производительность единицы оборудования,штук | Срок ввода, выбытия мощностей | ||
1. На начало планируемого года | ||||
2. Средняя вводимая | ||||
3. Средняя выбывающая | ||||
4. Среднегодовая производственная мощность, штук | ||||
5. Коэффициент использования производственной мощности | ||||
6. Плановый выпуск продукции, штук | ||||
7. Средняя цена единицы продукции, руб. | ||||
8. Плановый выпуск продукции, тыс. руб. |
В главе 3 можно сопоставить объем выпуска, реализации и прибыли от реализации продукции. Материал можно отразить на графиках и в таблице приведенной формы:
Таблица 10
Выполнение договорных обязательств в организации в ___ квартале 200 __ года
Месяцы квартала | План поставки продукции покупателям | Фактический выпуск продукции | Недопоставка продукции | |||
за месяц | с начала года | за месяц | с начала года | за месяц | с начала года | |
Итого за квартал |
Примечание. На основании данных этой таблица можно оценить резерв увеличения прибыли за счет выполнения договоров поставки продукции.
Таблица 11
Динамика выпуска, выручки, прибыли, себестоимости и цены на отдельные виды
выпускаемой продукции организации за 200 __ - 200 __ года
Показатели | Прошлый период | Отчетный период | Отклонение, (+ , -) | Динамика, % |
Выпуск продукции, млн. руб. | ||||
Выручка от реализации продукции, млн. руб. | ||||
Себестоимость продукции, руб. | ||||
Прибыль от реализации продукции, млн. руб. | ||||
Прибыль единицы продукции, руб. | ||||
Рентабельность продаж, % | ||||
Цена единицы продукции, руб. |
В данной главе можно просчитать резервы увеличения объема выпуска продукции за счет таких факторов как: изменение численности работников и производительности труда; среднегодовой стоимости основных фондов и фондоотдачи; количества продукции и средней цены за единицу продукции, материальных затрат и эффективности их использования и др. После выявления имеющихся резервов следует наметить конкретные пути увеличения выпуска продукции, а также увеличения прибыли организации.
Для того, чтобы рассчитать влияние на выпуск продукции различных факторов, следует провести следующие расчеты:
1 группа факторов:
1. Изменение объема продукции за счет изменения производительности труда:
∆V продукции ПТ = (ПТ1 - ПТ0) * ;
2. Изменение объема продукции за счет изменения среднесписочной численности работников:
∆V продукции = ( - ) * ПТ0.
2 группа факторов:
1. Изменение объема продукции платы за счет изменения фондоотдачи:
∆V продукции = ( ) *
2. Изменение объема продукции за счет изменения среднесписочной численности работников:
∆V продукции ОФ= ( ) *
3 группа факторов:
1. Изменение объема продукции за счет изменения средней цены на продукцию:
∆V продукции = ( ) *
2. Изменение объема продукции за счет изменения количества продукции:
∆V продукцииq = ( - ) *
4 группа факторов:
1. Изменение объема продукции платы за счет изменения материалоотдачи:
∆V продукции = ( ) *
2. Изменение объема продукции за счет изменения материальных затрат:
∆V продукции МЗ= ( ) *
Влияние третей группы факторов рассчитывается в случае выпуска в организации однородной продукции.
Для расчета влияния факторов исходные данные можно представить в таблице следующей формы:
Таблица 12
Показатели, характеризующие изменение объема реализации продукции
организации за 200__200 __ года
Показатели | Прошлый период | Отчетный период | Отклонение, (+, -) |
Выпуск продукции, млн. руб. | |||
Среднесписочная численность работников, чел. | |||
Производительность труда, млн. руб. | |||
Среднегодовая стоимость основных фондов, млн. руб. | |||
Фондоотдача, руб. | |||
Количество выпущенной продукции, нат. ед. измерения | |||
Средняя цена единицы продукции, руб. | |||
Материальные затраты, млн. руб. | |||
Материалоотдача, руб. |