Спектр видов логистической деятельности, передаваемых на аутсорсинг

Виды логистической деятельности Северная Америка Западная Европа
Складирование
Международная транспортировка
Услуги таможенного брокера
Таможенная очистка
Кросс-докинг
Внутренняя транспортировка
Фрахтовые расчеты и аудит
Сопровождение грузов
Выполнение заказов и дистрибьюция
Возврат товаров
Маркировка товаров
Возврат продукта и ремонт
Консультирование
IT-решения
Контрактное производство
Управление поставками
Управление запасами
Переговоры о тарифах
Выбор перевозчика/экспедитора
4PL услуги
Управление водным транспортом
Работа с заказами
Содержание запасов

Как видно из данных таблицы 1, первые строчки видов логистической деятельности, передаваемых компаниями на аутсорсинг, представляют складирование, транспортировка, грузопереработка (перевалка грузов), таможенные услуги. Эти виды услуг традиционно оказываются клиентам так называемыми узкофункциональными логистическими посредниками – перевозчиками, экспедиторами, складскими операторами, таможенными брокерами и т.п. Однако сегодня рынок логистического сервиса все больше развивается в направлении повышения количества и комплексности предлагаемых услуг.

Опыт показывает, что у каждого рынка есть свои собственные законы, его развитие происходит в соответствии с общими мировыми экономическими принципами. Данное правило распространяется и на логистическую отрасль. Это дает право полагать, что логистика в России будет проходить через те же стадии роста, что и зарубежная, естественно, с некоторыми особенностями, в частности, территориально-географическими. Можно также предположить, что логистический бизнес в России будет развиваться более динамично и определяться не только необходимостью сокращения затрат отечественных компаний на логистику, но и потребностями оптимизации транспортных издержек западных компаний с использованием российских транзитных коридоров.

При этом одновременно с ростом количества предлагаемых логистических услуг постоянно происходят их качественные изменения.

Многолетняя зарубежная практика показывает, что использование логистического аутсорсинга обеспечивает:

· лучшее отслеживание рынка и запросов потребителей,

· уменьшение операционных логистических издержек,

· более простую оценку эффективности логистики,

· улучшение гибкости и уровня адаптации фирмы к возможным изменениям окружающей внешней среды,

· возможность оптимизации логистических решений в закупках и распределении,

· расширение доступа к технологиям мирового уровня,

· уменьшение времени (длительности) основного логистического цикла,

· уменьшение логистических рисков.

Несмотря на то, что до последнего момента развитие аутсорсинга в нашей стране осуществлялось не традиционным путем, наметившаяся тенденция реструктуризации промышленных предприятий должна изменить ситуацию. Большинство крупных предприятий будет вынуждено отказаться от нестратегических производств и задействовать механизм аутсорсинга. Наиболее успешные смогут успешно конкурировать не только на внутреннем рынке. Одновременно на основе высвобождаемых в процессе реструктуризации ресурсов будет создано значительное количество специализированных, функциональных предприятий, обеспечивающих успешные предприятия.

В результате чего будут формироваться географически локализованные агломерации взаимодополняющих предприятий, работающих в одном направлении, другими словами кластеры. В процесс развития кластера способствует устойчивому развитию экономики региона.

Наиболее распространенный способ формирования кластера через развитие аутсорсинговых услуг, например концентрация основных поставщиков. Использование аутсорсинга позволяет создать взаимодополняющую среду с общим направлением развития и единой системой продвижения, способствующей достижению синергетического эффекта.

Размещение малых предприятий, входящих в кластер, создает условия для использования механизма единых услуг (консалтинговых, бухгалтерский и финансовый учет, складское хозяйство, служба охраны), что позволяет достичь низкого уровня издержек малого предпринимательства. Также размещение малого предпринимательства позволит осуществить кредитование (кредитная кооперация) и предоставить оборудование в лизинг с существенным снижением рисков. Единый механизм рекламно-информационного продвижения в сотрудничестве с маркетинговыми центрами позволяет добиваться большей эффективности участия в выставках ярмарках.

Российские предприятия используют механизм аутсорсинга по следующим причинам:

· доступ к необходимым технологиями;

· минимизация издержек;

· компенсация недостатка собственных производственных ресурсов;

· ускорение освоения выпуска новых видов продукции товаров и услуг;

Анализируя эти данные можно сказать, что аутсорсинг тяготеет к географической локализации, что ведет к формированию кластеров.

Компании, составляющие ядро кластера, формируют сети поставщиков комплектующих и вспомогательных услуг. В основе создания таких сетей используется соглашение о сотрудничестве между предприятиями. При этом сотрудничество идет дальше обычных торговых операций, но не подразумевает слияние. Как правило, проводятся совместные исследования, обмен технологиями, совместное использование производственных мощностей, продвижение на рынок вместе произведенной продукции или объединение усилий в производстве компонентов или сборке конечной продукции.

Итак, можно отметить, что аутсорсинговые технологии являются весьма перспективными для России в области эффективного взаимодействия предпринимательских структур, и в силу этого требует всесторонней поддержки не только со стороны государства, но и всего предпринимательского сообщества.

Вопросы для самоконтроля

1. Как можно контролировать стоимость и качество покупаемых логистических услуг?

2. Отличие логистического провайдера от логистического посредника?

3. Дайте характеристику 4LP провайдера?

4. Основные отличия 4LP от 3PL провайдера?

5. Опишите основные пути появления 4PL провайдера?

6. Какой тип организационной структуры управления логистической компанией наиболее эффективен?

7. Укажите наиболее востребованные функции логистики, передаваемые на аутсорсинг?

Рекомендуемая литература

1. Аникин Б.А., Рудая И.Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: учебное пособие. Гос. ун-т упр.-М.: ИНФРА-М, 2007.

2. Михайлов, Д.М. Аутсорсинг: новая система организации бизнеса: учебное пособие для вузов. - М.: КноРус, 2009.

3. Хейвуд Дж.Б. Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ: Пер. с англ. - М.: Изд. дом “Вильяме”, 2002.

4. Грязнова А.Г., Думная Н.Н. Макроэкономика. Теория и российская практика. - М., 2004.

5.Колесов В.П., Осьмова М.Н. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. - М.: “Флинта”, 2000


Наши рекомендации