Основные принципы рыночной экономики
В России (бывшем СССР) попытки осуществления экономической реформы предпринимались на протяжении более тридцати лет. В основу новой концепции преобразования хозяйственного механизма была положена идея его построения по рыночным принципам. В 1989 г. программа перестройки экономического механизма на рыночных принципах была одобрена директивными органами. Именно с этого года можно вести отсчет истории ее создания. Одновременно выявились трудности в определении этапов, способов и путей перехода к экономике рыночного типа.
В сложившихся условиях было разработано несколько вариантов программы, из которых наибольшую известность приобрел вариант, получивший название «Программа 500 дней». Найти компромисс между правительственной программой и «Программой 500 дней» не удалось, поэтому Президенту СССР были предоставлены особые полномочия издавать указы о путях перехода страны к рыночной экономике. Такая ситуация не способствовала решению проблем экономической реформы, но на какой-то период сумела аккумулировать как положения правительственной программы, так и частично «Программы 500 дней». В результате появился половинчатый документ «Основные направления стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике». И все же согласованной с союзными и республиканскими органами концепции и программы перехода к рынку выработать не удалось.
Восприятие рынка как экономической категории очень затруднено в силу ряда обстоятельств. Во-первых, укоренившееся название «рыночная экономика» носит исторический характер и не отражает сути и всей полноты социально-хозяйственной системы. Отсюда множество определений типа «капиталистическая», «социалистическая», «частная», «стихийная» экономика. Все они характеризуют рыночную систему однобоко. Во-вторых, рыночной экономике в России в послеоктябрьский период нигде не обучали. В-третьих, россиянам трудно воспринимать рынок как таковой, а если они и наблюдали его, то только с внешней стороны, не вникая в сущность рыночного механизма. Поэтому и в настоящее время мы имеем лишь контуры формирующегося рынка.
Существующее представление о рыночной экономике не охватывает всего многообразия рыночных отношений. Между тем в развитых странах все формы хозяйственной деятельности пронизаны именно рыночными отношениями. Однако рыночную экономику нельзя считать однотипной, характеризуемой одним каким-то свойством. Следует говорить об экономике как о всеобщей системе рыночных отношений (см. главу 4). Не существует и единственного принципа построения и функционирования рыночной экономики, т.е. принципа «рыночности». Речь идет о многофакторной системе совокупности принципов, которые характеризуют экономику и механизм ее действия. Вместе с тем среди принципов и признаков рыночной экономики нет равнозначности, понимаемой как относительное равенство каждого из них. Можно, однако, выделить главные принципы. Все остальные являются производными, частными, второстепенными.
Любая экономика развивается на основе объективных экономических законов, которые действуют в определенной социально-экономической среде. Среда всегда активна. Ее элементы – человек, социальные группы, общество – в рамках границ и условий обладают широким диапазоном свободы выбора и действуют в соответствии с собственной волей.
Таким образом, всегда есть пространство для экономических действий, содержание которых зависит от людей и обусловливается либо индивидуальным, либо групповым, либо общественным образом. Конкретные экономические показатели зависят от правил поведения участников экономической системы. Каждый участник избирает в пределах пространства, предоставляемого экономическими законами, свои правила игры, отражающие социально-экономическую психологию и идеологию, которыми и руководствуется. Наиболее важные пункты правил, соблюдаемые большинством участников, образуют принципы, т.е. основные исходные положения теории или учения рыночной экономики. Чем более принципы согласованы с действием экономических законов, тем эффективнее экономическая система, тем меньше несбалансированность между экономическими категориями «спрос», «дефицит», «инфляция», «кризисные явления», а также между элементами социальных отношений.
Основные принципы рыночной экономики должны воплощаться в правовых законах государства, но в отличие от экономических объективных законов они не бывают всеобщими, а зависят от вида, типа экономической системы и даже характеризуют ее. Поэтому все анализируемые принципы заметно отличаются от принципов централизованно управляемой плановой экономики.
Признанный во всем мире кодекс рыночных правил, а также нормы экономического поведения отработаны многолетней практикой и достаточно широко известны. Между тем в современной экономической литературе эти правила не систематизированы, изложены не конкретно.
Несмотря на то, что рыночная экономика – явление многофакторное, можно выделить ее главный признак. Это – принцип свободы хозяйственной деятельности, который декларирует право выбора любого субъекта желаемого вида экономической деятельности и осуществление ее в допустимой законом форме. В условиях рыночной экономики снимаются барьеры на производство, продажу, перепродажу, обмен товаров как самими производителями, так и посредниками, стоящими между производителями и потребителями. В определенных условиях открывается доступ всех хозяйствующих субъектов (в основном частников) к государственным работам и услугам, включая науку, образование, медицину и т.п.
Принцип всеобщности рынка диктует необходимость самостоятельного толкования разных видов и форм хозяйственной деятельности и не исчерпывает сущности экономической свободы, которая дает возможность рынку проникать в самые различные сферы человеческой жизни. Поэтому можно выделить в качестве самостоятельного принцип свободного движения ресурсов и торговли ими, получивший в экономической литературе название «принцип всеобщности труда»[20].
Рыночную экономику нельзя представить без свободного рынка капитала (денег, валюты, ценных бумаг), который лишь формально присутствует в «огосударствленной» системе хозяйства. Одновременно всеобщность рынка проявляется и в том, что в нем представлены рынки труда и рабочей силы, которые становятся товарами, свободно реализуемыми их собственниками на началах купли-продажи.
Таким образом, по сути, принцип всеобщности труда сводится к охвату рыночными отношениями всего многообразия материальных и духовных ценностей, созданных природой и человеком. Однако сформулированный принцип не следует воспринимать идеально. Любая разумная мысль становится бессмысленной, если доводится до неразумного предела. Примером служит рыночная экономика, которая не есть тот экономический мир, где все продается и покупается без ограничений. Наоборот, законы государства разумно стараются ограничить продажу и покупку товарной массы, исходя из национальных интересов. Все это не противоречит трактовке закона о всеобщем характере рынка в рыночной экономике.
Выше подчеркивалось, что в теории и на практике можно выделить несколько конкретных принципов рыночной экономики, на основе которых осуществляются микро- и макросвязи в системе рыночных отношений. Последние требуют признания комплекса главных принципов, без реализации которых развитие современной рыночной экономики невозможно. В настоящее время насчитывается более десятка принципов, из них пять следует причислить к главным: пространство экономических действий; свободный выбор видов и форм деятельности; всеобщность рынка; государственное регулирование экономики; конкуренция.
Указанные пять принципов включаются в эту классификацию далеко не безоговорочно. Особенно это касается последних двух. Попробуем аргументировать данную мысль.
Рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. При отсутствии такового в действие автоматически вступают стихийные регуляторы, т.е. реализуется обратная отрицательная связь: там, где не управляет государство, управляет преступный элемент. Главная функция государственного регулирования в экономическом механизме – найти оптимальное сочетание рыночной свободы с регулированием процессов воспроизводства. Осуществить это очень непросто, и решение данной проблемы ни экономической наукой, ни практикой пока еще не найдено.
Государственное регулирование экономики в условиях рынка представляет собой обширную систему типовых мер правового, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными предприятиями, учреждениями и организациями в целях достижения социально-экономической стабильности. Подобное воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов в условиях рынка будет ведущим, и его можно отнести к главным принципам современной рыночной экономики.
Как говорилось, пятым главным принципом рыночной экономики должна быть конкуренция – неотъемлемая характеристика рыночного хозяйства, порождающая мощную систему стимулов. Конкуренция – один из важнейших факторов, повышающих эффективность системы рыночного типа, специфический способ непрерывного действия экономических субъектов и одновременно цивилизованная форма борьбы за существование.
Конкуренции противоречит монополия. Категория «монополия» означает исключительное право, возможность человека заниматься каким-то видом деятельности, которым обладают личность, группа лиц или государство. Установление монополии подрывает конкуренцию и рыночные механизмы саморегуляции.
Отсутствие конкуренции в советской экономике, обусловленное монополией министерств и чрезвычайной специализацией ряда предприятий, стало одной из причин низкой эффективности производства и невысокого качества продукции. Положение усугублялось тем, что всеобщий дефицит препятствовал расширению конкуренции даже при наличии ряда предприятий, выпускавших однородную продукцию.
К сожалению, принципы рыночной экономики недостаточно глубоко освещаются на страницах учебников по экономическим дисциплинам, что тормозит развитие экономической теории. Необходимо рассмотреть категории теоретической и прикладной экономики через призму высказанных выше предложений. Пока же рыночные принципы монопольно представлены лишь в учебниках по рыночной экономике.
Кроме пяти главных принципов в исследуемую структуру включают следующие: равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности; свободное ценообразование; саморегулирование хозяйственной деятельности; договорные отношения; экономическая ответственность; самофинансирование; децентрализация управления и хозяйственная самостоятельность; реализация механизма социальной защиты.