Рынки факторов производства. Спрос и предложение экономических ресурсов. Равновесие фирмы при покупке факторов производства

Тема 4. Рынки факторов производства и факторные доходы

Рынки факторов производства. Спрос и предложение экономических ресурсов. Равновесие фирмы при покупке факторов производства.

Правило наименьших издержек. Правило максимизации прибыли при использовании экономических ресурсов фирмой.

Рынки труда и заработная плата.

Рынки земли и рентные отношения.

Капитал, его виды и формы. Рынки капитала и процент.

Рынки факторов производства. Спрос и предложение экономических ресурсов. Равновесие фирмы при покупке факторов производства.

Рынки факторов производства (ресурсов) — это рынки, на которых в ре­зультате взаимодействия спроса и предложения формируют­ся цены на труд, капитал и природные ресурсы в форме зара­ботной платы, процентного дохода и ренты. Спрос на факторы производства предъявляют фирмы, предложение – собственники ресурсов.

Рынок производственных ресурсов выступает в двух ос­новных типах: а) в усло­виях совершенной конкуренции и б) в условиях несовершенной конкуренции.

Особенностью рынка ресурсов производства в условиях совершенной конкуренции является то, что ни покупатель, ни продавец не могут влиять на цены ресурсов. В то время как на рынках ресурсов в условиях несовершенной конкуренции или покупатель, или продавец могут влиять на цены ресурсов производства.

Для каждого типа и качества ресурсов име­ются отдельные рынки: рынок труда, рынок капитала, рынок земли (природных ресурсов).На конкурентных рынках ресурсов цены на ресурсы зависят от спроса и предложения.

Совершенно конкурентный рынок ресурсов— это рынок, на котором выполняются следующие ус­ловия:

1)много соперничающих между собой покупателей услуг ресурсов конкурируют в приобретении ресурсов заданно­го качества, которые поставляются с целью реализации соперничающими между собой продавцами;

2)каждый покупатель услуг ресурсов приобретает лишь незначительную долю от наличного количества пред­ложения ресурсов, т. е. каждый покупатель не может изменить рыночный спрос на ресурсы;

3)каждый продавец ресурсов реализует лишь незначи­тельную долю общего количества предложения, тем са­мым не может существенно влиять на рыночное предло­жение;

4)продавцы ресурсов могут беспрепятственно войти на любой рынок, выйти с любого рынка. Владельцы ресур­сов в ответ на изменение цен на ресурсы могут переме­щать свои ресурсы с одного направления использования на другое, из одной местности в другую.

Спрос со стороны фирм на ресурсы (факторы производства)вторичен и определяется спросом на продукцию, производимую при помощи этих фак­торов производства. Он увеличивается или уменьшается в за­висимости от того, увеличивается или уменьшается спрос на готовую продукцию, созданную с помощью этих факторов.

Основными факторами, определяющими спрос фирмы на любой ресурс, выступают:

а) эффективность ресурса при производстве блага, то есть увеличение объёма производства или предельная производительность MP;

б) рыночная стоимость (или цена) бла­га, выпущенного при помощи данного ресурса и увеличение выручки фирмы или предельная факторная доходность.

в) затраты на оплату ресурса, то есть увеличение издержек производства или предельные факторные издержки.

Использование каждой последующей единицы производ­ственного ресурса сопряжено с изменением издержек, отра­жающихся в предельных издержках, и предельного продукта в денежной форме. Конкурентная фирма ставит своей целью использовать ресурсы таким образом, чтобы добиться опти­мального сочетания предельных издержек на ресурс и объема предельного продукта данного ресурса в денежном выраже­нии (предельной доходности). Когда последний больше предельных издержек, то фир­ма заинтересована наращивать спрос на производственный ресурс. Если же прирост издержек на ресурс превышает при­рост предельного продукта в денежной форме, то фирма бу­дет уменьшать свой спрос на ресурс.

В качестве главных факторов спроса на производственные ресурсы со стороны отдельной конкурентной фирмы являет­ся учет предельной доходности и предельных издержек. Под предельной доходностью (МРR) ресурса понимается увеличение до­хода (выручки), получаемого в результате реализации дополнительной продукции, выпущенной при потреблении дополнительной единицы какого-либо ресурса. Предельные факторные издержки (МРС) производствен­ного ресурса — это издержки на покупку каждой дополнительной единицы какого-либо ресурса.

Спрос фирмы на производственные ресурсы в условиях совершенной конкуренции показывает кривая, которая изоб­ражает, как изменяется объем необходимых фирме ресурсов при изменении цен на них и неизменных заданных прочих факторах, влияющих на спрос.

Кривая спроса фирмы на ресурсы в условиях совершен­ной конкуренциисовпадает с кривой убывающей предельной доходности производственного ресурса. Это объясняется тем, что цены на продукт и предельный доход равны. Кривая спроса на ресурс, так же как и кривая спроса на производимую продукцию, имеет нисходящий наклон, который обусловлен действием закона убывающей предельной производительности. Нисходящий на­клон кривой спроса на производственные ресурсы всегда вы­зывает ее пересечение с кривой предельных издержек, а точка их пересечения указывает на оптимальный объем применяемого фирмой ресурсаилифирменное равновесие, когда МРR=МРС (рис. 4.1).

Рынки факторов производства. Спрос и предложение экономических ресурсов. Равновесие фирмы при покупке факторов производства - student2.ru

Q

Количество производственного ресурса

Рис. 4.1.Кривая спроса на ресурсы, кривая предельных факторных издержек и равновесие фирмы на рынке совершенной конкуренции

Основное правило при использовании переменного ре­сурса – это правило максимизации прибыли. Его можно выразить в следующем равенстве: МРR=МРС. То есть валовая прибыль становится максимальной, когда предельная доходность последней единицы ресурса и предельные издержки на его оплату становятся равны друг другу. В этих случаях нельзя увеличить прибыль, изменив потребление ресурса. Достигается равновесие фирмы.

Степень нисходящего наклона спроса на производствен­ные ресурсы зависит от ценовой эластичности спроса на ре­сурсы производства. Под ценовой эластичностью спроса на ресурсыпонимается отношение процентного изменения по­требления ресурса к процентному изменению его цены. На величину ценовой эластичности спроса на ресурсы оказыва­ют влияние следующие основные факторы:

– ценовая эластичность спроса на продукт;

– доля ресурсов в общих производительных издержках;

– взаимозаменяемость ресурсов;

– эластичность предложения других ресурсов.

Основным принципом ценовой эластичности спроса на производственные ресурсы является следующее положение: чем легче замещается ка­кой-либо ресурс производства, тем более эластичен спрос, предъявляемый на него фирмой.

Ценовая эластичность спроса на производственные ресур­сы вызывает изменения в объеме спроса на них. Изменения в цене ресурса при прочих равных условиях приводят к движе­нию вдоль кривой спроса на ресурсы. Кроме цены данного ресурса на спрос ресурсов влияют и другие факторы, которые вызывают сдвиг всей кривой спроса на ресурс вправо или влево.

Изменение в спросе на ресурс, т. е. сдвиг всей кривой спроса на ресурс, определяется следующими факторами:

– спросом на продукцию фирмы. Чем выше спрос на про­дукцию, тем больше спрос на ресурсы;

– ценами и объемами предлагаемых ресурсов-замените­лей и комплементарных ресурсов;

– технологическими изменениями, влияющими на пре­дельный продукт ресурса.

Улучшение в технологии увеличивает предельный продукт данного ресурса, а кривая предельного дохода от продукта этого ресур­са сместится вверх. Сдвиг кривой спроса на производственные ресурсы пока­зан на рис. 35.2.

На рис. 4.2 изображено изменение спроса на трудовые услуги. Здесь показано, что если увеличение спроса на тру­довые услуги произойдет из-за увеличения цены продукта или из-за увеличения предельного продукта труда, то лю­бой из этих факторов увеличит MRPL при любом данном уровне использования труда и сместит кривую спроса на Рынки факторов производства. Спрос и предложение экономических ресурсов. Равновесие фирмы при покупке факторов производства - student2.ru
труд от D, до D2. И наоборот, понижение цены продукции или понижение предельного продукта труда сократит спрос фирмы на труд с D1 до D3.

Отраслевой спрос на ресурс – это сумма объемов спроса на производственные ресурсы со стороны отдельных фирм в отрасли при каждой возможной цене на них.

Рыночный спрос на ресурсы – это сумма объемов спроса на данный ресурс со стороны всех отраслей при любой данной цене на него.

Рыночное предложение ресурсовопределяется це­лым рядом экономических и неэкономических факторов.

Ос­новными факторами предложения труда являются:

– цена на труд, т. е. заработная плата;

– демографические факторы (семейное положение, воз­раст, пол, образование).

Предложение труда — это количество часов, которое на­селение желает работать для получения дохода. В анализе пред­ложения труда выделяют три ключевых компонента:

– рабочее время;

– норму участия (доля рабочей силы в общей численнос­ти населения);

– иммиграцию.

Величина предложения труда от цены труда – заработной платы, как правило, находится в положительной зависимости.

Предложение землии других природных ресурсов. Коли­чество земли и других природных ресурсов определяется гео­логическими условиями и не может существенно измениться, хотя на качество земли влияют севооборот, заселение и т. п. Величина предложения земли, как правило, задана природными условиями и институциональными ограничениями. Земля – это самый ограниченный ресурс. Поэтому предложение земли абсолютно неэластично по цене, не зависит от цены, и кривая предложения земли является вертикальной линией.

Предложение капитала обусловлено инвестициями пре­дыдущего времени, осуществляемыми фирмами, домашними хозяйствами и правительствами. В коротком периоде запас капитала, как и земли, фиксирован, однако в долгом периоде предложение капитала эластично к доходам и процентным ставкам и находится от процентных ставок в положительной зависимости.

Отраслевое предложение ресурсов. Любая фирма, функционирующая на конкурентном рынке ресурсов, имеет возможность закупить любой объем ресурсов по ры­ночной цене. Отрасль с постоянными издержками производства может приобрести все необходимые ресурсы по данной цене. Поэтому кривые предложения ресурсов для такой от­расли всегда совершенно эластичны при рыночной их цене. При этом эти отрасли закупают лишь незначительную часть общего рыночного предложения ресурсов, а рост их спроса па ресурсы слабо влияет на цены ресурсов. Отрасли с увеличи­вающимися при росте масштабов производства издержками производства приобретают крупные объемы соответствую­щих ресурсов, и расширение этих отраслей вызывает повыше­ние цен на ресурсы. Кривые предложения ресурсов в таких отраслях имеют восходящий наклон.

Предложение производственных ресурсов (факторов производства) на отраслевом рынке зависит от решений собственников. Если цена ресурса выше альтернативных издержек, то ресурсы продаются на дан­ном рынке. Превышение извлекаемых доходов над альтерна­тивными издержками образует экономическую ренту владель­цев ресурсов.

Альтернативные издержки продавцов ресурса определяют минимальную цену, по которой ресурс может быть предложен на данном отраслевом рынке. Если цена ресурса ниже мини­мальной цены предложения, то собственник ресурса или пред­ложит его на других рынках, или откажется от продажи.

Для большинства ресурсов в долгом периоде предложе­ние находится в прямой зависимости от цен на ресурсы, а кри­вая предложения имеет положительный наклон (кроме рынка земли).

Вывод:равновесие фирмыдостигается в точке, гдеМРR=МРС, то есть в тот момент, когда валовая прибыль фирмы становится максимальнойНа рынке совершенной конкуренцииравновесие фирмыдостигается в точке Е (рис. 4.1).

Рыночное равновесиена рынках факторов производства устанавливается в результате взаимодействия рыночного спроса на ресурсы и их рыночного предложения. В итоге формируются рыночные цены на ресурсы.Для домохозяйств они являются доходами, для фирм – издержками производства.

Наши рекомендации