Регулирование внешних эффектов: корректирующие налоги и субсидии
Задача регулирования отрицательных внешних эффектов состоит в корректировке рыночного предложения, т.е. в его снижении до уровня оптимального выпуска. Ее решение возможно путем использования государством корректирующего налога — платежа, уплачиваемого фирмой за наносимый ею ущерб окружающей среде.
Налог, соответствующий величине внешних предельных издержек (Т = МЕС), повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных издержек. В результате произойдет сокращение объема производства, прямой выигрыш от этого будет равен площади треугольника Е1Е2А (рис.3).
Рис. 11.3. Отрицательный внешний эффект и корректирующий налог. Анализ графика 11.3 позволяет сделать следующие выводы: 1) В результате сокращения фирмами объема производства ущерб населения полностью не устраняется, он только уменьшается. До введения налога он был равен площади Р1Р3АЕ1, после введения — площади Р0Р2Е2В. 2) Снижение предложения продукции в результате введения налога сопровождается ростом рыночной цены и распределением потребительского излишка. Это значит, что при введении налога надо учитывать степень эластичности спроса на продукцию, производимую фирмами, наносящими ущерб окружающей среде, и наличие у них возможностей для сокращения издержек производства. При эластичном спросе введение высокого налога может существенно сократить прибыль фирм и объемы их производства. В таком случае фирма оказывается перед выбором: либо платить высокий налог, либо сократить выбросы путем совершенствования технологии. Преимущество налогов, как отмечает американский экономист У. Баумоль, заключается в том, что они срабатывают путем приглашения фирм-загрязнителей к тому, чтобы избежать налоговых платежей, используя специально оставленную для этого лазейку — сокращение выбросов». Регулирование положительного внешнего эффекта заключается в стимулировании спроса на благо и увеличении его выпуска. Наиболее распространенным способом решения этих проблем являются субсидии, предоставляемые либо потребителям, либо производителям блага, с потреблением которого связано существование положительного внешнего эффекта. Субсидия потребителям (государственные стипендии на образование, государственные расходы на медицинские услуги), соответствующая величине предельной внешней полезности, увеличивает спрос на благо до уровня D2, а объем производства — до Q2 (рис. 11.4)
Рис. 11. 5. Регулирование положительного внешнего эффекта посредством стимулирования предложения
В обоих случаях субсидирование способствует достижению эффективного объема производства.