Задержание подозреваемого как мера процессуального принуждения

Уголовно-процессуальное задержание подозреваемого (гл. 12 УПК) является мерой процессуального принуждения, которая применяется органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления, влекущего назначение наказания в виде ли­шения свободы. Уголовно-процессуальное задержание применяется в от­ношении подозреваемого. Подозреваемым признается лицо: 1) в отноше­нии которого возбуждено уголовное дело; 2) которое задержано по подоз­рению в совершении преступления; 3) к которому применена мера пресе­чения до предъявления обвинения.

Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, может быть произведено только по основаниям и в порядке, предусмотренном в законе. Без судебного решения лицо может быть подвергнуто задержанию на срок не более 48 часов.

Задержание допускается в целях выяснения причастности задержанного лица к совершению преступления, а также решения вопроса о применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу. Оно может быть применено только по возбужденному уголовному делу. Если в орган доз­нания доставлено лицо, на которое пало обоснованное подозрение в со­вершении преступления, за которое может быть назначено наказание в ви­де лишения свободы, то вопрос о его процессуальном задержании должен решаться сразу же вслед за вынесением постановления о возбуждении уго-

Раздел I. Общие положения

ловного дела и принятии его к производству. При этом задержание не мо­жет быть использовано как средство получения от подозреваемого призна­ния вины в совершенном преступлении.

Задержать лицо в качестве подозреваемого по уголовному делу можно только в случае подозрения в совершении конкретного преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, и при наличии одного из следующих оснований:

1) когда оно застигнуто при совершении преступления или непосредст­венно после его совершения;

2) когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на этом лице или на его одежде, при нем или в его жилище бу­дут обнаружены явные следы преступления.

Закон наделяет орган дознания, следователя, прокурора правом осуще­ствлять задержание и при наличии иных данных, дающих основания по­дозревать лицо в совершении преступления, за которое может быть назна­чено наказание в виде лишения свободы, но лишь в случаях, когда лицо: 1) пыталось скрыться; 2) не имеет постоянного места жительства; 3) не ус­тановлена его личность. Кроме того, задержание допускается, когда в суд направлено ходатайство об избрании лицу меры пресечения в виде заклю­чения под стражу (ч. 2 ст. 91 УПК).

Мотивы задержания должны быть отражены в постановлении и прото­коле о задержании. По общему правилу, такими мотивами признаются обоснованные сомнения, что подозреваемый может совершить другое пре­ступление, воспрепятствовать предварительному расследованию, уничто­жить следы преступления или иные доказательства.

В каждом случае доставления подозреваемого в орган дознания, к дознавателю, следователю или прокурору в срок не более 3 часов с мо­мента фактического задержания должен быть составлен протокол задер­жания. Моментом фактического задержания считается момент фактиче­ского лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в соверше­нии преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

Протокол задержания составляется с соблюдением установленных в за­коне правил. В нем обязательно указываются: 1) дата, место и время начала и окончания составления протокола с точностью до минуты; 2) должность, фамилия лица, сосгавившего протокол; 3) дата, время, место, основания и мотивы фактического задержания; 4) фамилия, имя, отчество и должность лица, задержавшего подозреваемого; 5) результаты личного обыска; 6) объ­яснения задержанного либо причины, по которым он отказался давать та­ковые. Ему одновременно разъясняются его права, о чем делается соответ­ствующая отметка. Протокол подписывается должностным лицом, его со-

Глава X. Меры процессуального принуждения в уголовном судопроизводстве 221

ставившим, и подозреваемым. Последний вправе получить при этом копию протокола задержания.

В течение 12 часов с момента фактического задержания орган дознания, дознаватель или следователь обязаны в письменной форме сообщить об этом надзирающему прокурору.

Подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента: вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, за исключением случаев, когда место его нахождения не установлено; 2) фактического за­держания. Допрос производится в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 46, ст. 189, 190 УПК.

Допрос подозреваемого производится с участием защитника, который допускается к участию в производстве по делу с момента фактического задержания, а в других случаях - с момента начала осуществления иных действий или мер процессуального принуждения, затрагивающих права и свободы лица, подозреваемого в совершении преступления. Участие за­щитника при допросе подозреваемого обязательно в случаях, предусмот­ренных п. 1-5 ст. 51 УПК.

Личный обыск подозреваемого производится в целях обнаружения, изъ­ятия, осмотра, исследования и приобщения к делу предметов и документов, которые могут стать доказательствами его виновности в совершении пре­ступления. Для проведения личного обыска при задержании лица или за­ключении его под стражу не требуется вынесения специального постанов­ления и судебного решения на его производство.

Личный обыск задержанного подозреваемого производится только ли­цом одного с ним пола и в присутствии понятых или специалистов того же пола, если они участвуют в данном процессуальном действии.

При процессуальном задержании и производстве личного обыска по­дозреваемого во всяком случае изымаются предметы и ценности, запре­щенные к обороту (оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, наркотики, яды и т. п.). При производстве личного обыска подозреваемого может при­сутствовать защитник, который вправе знакомиться с протоколом обыска, заявлять ходатайства и приносить жалобы на действия дознавателя, следо­вателя, производившего обыск. Лицо, задержанное в качестве подозревае­мого, подлежит немедленному освобождению по постановлению прокуро­ра, следователя и дознавателя в случаях, если: 1) не подтвердилось подоз­рение в совершении преступления; 2) отсутствуют основания для примене­ния к нему заключения под стражу; 3) задержание было произведено с на­рушением требований закона (ст. 91 УПК); 4) по истечении 48 часов с мо­мента его задержания в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу; 5) судья не отложил окончательное принятие решения по ходатайству стороны на срок до 72 часов для представления ею Дополнительных доказательств обоснованности задержания.

Раздел I Общие положения

Закон наделяет исключительным правом начальника места содержания подозреваемого немедленно освободить его, если постановление судьи о применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу либо о продлении срока содержания под стражей не поступит к указанному долж­ностному лицу.

Дознаватель, следователь или прокурор не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого обязан уведомить об этом кого-либо из членов семьи, а при их отсутствии - других родственников.

О задержании в качестве подозреваемого военнослужащего уведомля­ется командование воинской части. В случаях, когда подозреваемый явля­ется гражданином или подданным другого государства, то в указанный выше срок через МИД России уведомляется посольство или консульство этого государства.

О месте или о перемене места нахождения подозреваемого должен быть уведомлен его защитник. В случаях, когда в интересах предвари­тельного расследования необходимо сохранить тайну задержания или ме­сто его содержания, то с санкции прокурора уведомление может не произ­водиться. Это ограничение не распространяется на несовершеннолетних подозреваемых.

Меры пресечения

Общая характеристика мер пресечения, понятие, цели и пределы применения.Меры пресечения являются наиболее строгим ви­дом yi оловно-процессуального принуждения и имеют своей целью обеспе­чить успешное производство дознания, предварительного следствия и су­дебного разбирательства по уголовным делам. Они предназначены для уре­гулирования правовых отношений, возникающих в сфере уголовного судо­производства, во всех случаях, когда необходимо исключить для подозре­ваемого, обвиняемого любую возможность скрыться от дознания, предва­рительного следствия или суда, продолжить преступную деятельность, уничтожить доказательства или другим путем воспрепятствовать произ­водству по уголовному делу. Мера пресечения может избираться также в целях обеспечения надлежащего исполнения приговора

Наличие в уголовном процессе различных видов мер пресечения позво­ляет по каждому конкретному делу избрать оптимальное принуждение, которое в наибольшей степени гарантирует обеспечение порядка уголовно­го судопроизводства, прав и законных интересов лиц, участвующих в деле.

Избранная мера пресечения не всегда остается неизменной на всем про­тяжении производства по делу. В ходе расследования преступления опасе­ния относительно того, что подозреваемый, обвиняемый будет продолжать преступную деятельность, скроется или воспрепятствует производству по делу, могут уменьшиться или, наоборот, усилиться либо вовсе отпасть.

Глава X. Меры процессуального принуждения в уголовном судопроизводстве________223

На разных этапах производства по делу следователь получает различную информацию о личности подозреваемого, обвиняемого, а также дополни­тельные данные, позволяющие оценить его поведение и принять законное и обоснованное решение об избрании, отмене или изменении меры пре­сечения.

Таким образом, выполнение задач уголовного судопроизводства, в сфе­ре которого противодействие правосудию зачастую приобретает крайне опасные формы, может быть сопряжено с необходимостью применения мер пресечения, затрагивающих и ограничивающих права и свободы обвиняе­мого Естественно, что такое ограничение не может быть беспредельным. Применение мер пресечения осуществляется в рамках уголовно-процес­суального закона и в пределах, которые установлены в Конституции РФ и в международно-правовых актах.

Так, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы чело­века и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конститу­ционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов дру­гих лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В целях ограничения пределов применения содержания под стражей ч. 3 ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах от 23 марта 1976 г. закрепила правило, согласно которому содержание под стражей лиц, ожидающих судебного разбирательства, не должно быть общим правилом, но освобождение может ставиться в зависимость от предоставления гарантий явки в суд, явки на судебное разбирательство в любой другой стадии и в случае необходимости - явки для исполнения приговора.

Самые жесткие правила и пределы применения содержания под стра­жей установлены для несовершеннолетних в ст. 13 Минимальных стан­дартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправ­ления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские прави­ла) от 29 ноября 1985 г. В ней закреплено требование о том. что содержа­ние под стражей до суда применяется к несовершеннолетним лишь в ка­честве крайней меры и в течение кратчайшего периода времени. Содер­жание под стражей до суда по возможности заменяется другими альтер­нативными мерами.

Незаконное и необоснованное применение меры пресечения грубо на­рушает права и свободы человека и гражданина, причиняет ему физические и нравственные страдания. Но особый ущерб личности и его правам нано­сит необоснованное заключение лица под стражу. Именно поэтому заведо­мо незаконное заключение лица под стражу или содержание под стражей признано преступлением против правосудия и влечет уголовное наказание (ст. 301 УК РФ).

i

Раздел I. Общие положения

Наряду с этим неприменение или несвоевременное применение либо избрание необоснованной меры пресечения нередко влечет наступление негативных последствий: совершение лицом нового, зачастую более тяж­кого преступления; уклонение от явки к дознавателю, следователю или в суд; угрозы свидетелям, потерпевшим и другим участникам уголовного судопроизводства и т. п.

Применение мер пресечения обусловлено основаниями их избрания, об­стоятельствами дела, целями, ради которых они были применены, а также санкцией уголовного закона, по которому лицо привлекается к уголовной ответственности.

Следовательно, меры пресечения - это меры государственного принуж­дения, предусмотренные уголовно-процессуальным законом, применяемые должностными лицами, осуществляющими производство по делу, в отно­шении лиц, подвергаемых уголовному преследованию, и заключающиеся во временном ограничении их прав и свобод.

Основания для избрания мер пресечения. Виды мер пресечения.Конституция РФ и УПК содержат следующие гарантии прав человека и гражданина при применении мер пресечения:

1) применяются только к подозреваемому или обвиняемому по возбуж­денному уголовному делу;

2) ограничивают права и свободы обвиняемого (подозреваемого), в от­ношении которого до постановления приговора действует презумпция не­виновности;

3) применяются на срок, установленный в законе;

4) их избрание должно быть обусловлено только наличием обстоя­тельств, предусмотренных в законе;

5) для избрания необходимо наличие достаточных оснований;

6) при избрании должен быть соблюден установленный процессуальный порядок;

7) применение меры пресечения к подозреваемому или обвиняемому не обязательно;

8) к подозреваемому, обвиняемому может быть применена одновремен­но только одна из мер пресечения.

Материально-правовым основанием является наличие достаточных дока­зательств того, что именно это лицо совершило виновное уголовно-нака­зуемое деяние, предусмотренное УК РФ. При определении этого основания должны быть приняты во внимание все уголовно-правовые характеристики деяния и лица, его совершившего: характер и степень общественной опасно­сти деяния (ст. 15 УК); однократность и неоднократность преступления (ст. 16 УК) либо их совокупность (ст. 17 УК); наличие судимости за ранее совершенные преступления (опасного или особо опасного рецидива - ст. 18 УК); возраст лица, совершившего преступление (ст. 20 УК); форма вины

Глава X. Меры процессуального принуждения в уголовном судопроизводстве

(ст. 24-26 УК); вид соучастия в преступлении (ст. 33); совершение преступ­ления в составе группы, в группе лиц по предварительному сговору, органи­зованной преступной группой или преступным сообществом (ст. 35); послед­ствия преступления, вид и размер причиненного вреда; и) обстоятельства, смягчающие (ст. 61 УК) и отягчающие ответственность (ст. 63 УК).

Для избрания конкретной меры пресечения обвиняемому (подозревае­мому) необходимы процессуально-правовые основания, а именно наличие данных о том, что он может: 1) скрыться от дознания, предварительного следствия или суда; 2) продолжить преступную деятельность; 3) угрожать свидетелю или иным участникам процесса; 4) уничтожить следы преступ­ления и другие доказательства; 5) иным путем воспрепятствовать предва­рительному расследованию или судебному разбирательству дела либо над­лежащему исполнению приговора.

Предположения дознавателя, следователя и прокурора о возможности наступления перечисленных в законе событий носят вероятностный харак­тер. Необходимость делать предположения о том, что может произойти, а может и не произойти, составляет значительную трудность при принятии решения об избрании меры пресечения.

Соответствующее обоснованное предположение можно сделать по крайней мере в случаях, если обвиняемый не имеет постоянного места жи­тельства, если после совершения преступления какое-то время скрывался от органов дознания или предварительного следствия, если он, его родст­венники или друзья пытались оказать давление на свидетелей, потерпев­ших с целью добиться изменения показаний в выгодную для обвиняемого сторону. Принятию обоснованного решения об избрании меры пресечения способствуют сведения, указывающие на общественную опасность и ха­рактер преступления, его изощренность, жестокость, совершение деяний в организованном преступном сообществе, корыстные или низменные побу­ждения, негативное поведение обвиняемого, наличие судимостей за тяжкие или особо тяжкие преступления и т. п.

При решении вопроса об избрании меры пресечения и определении ее вида необходимо учитывать также данные о том, что подозреваемый или обвиняемый нарушил ранее избранную в отношении него меру пресечения, сообщает ложные сведения о своей личности либо не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации.

Избранию меры пресечения и выбору ее вида должна предшество­вать также оценка социально-демографических и личностных свойств и состояний подозреваемого (обвиняемого): род его занятий; профессия; семейное положение; наличие на иждивении несовершеннолетних детей или беспомощных родителей; состояние здоровья; старческий возраст; ограниченная дееспособность; источники существования и другие обстоя­тельства (ст. 99 УПК).

Раздел I. Общие положения

К несовершеннолетним, инвалидам, лицам с физическими или психиче­скими недостатками, престарелым, тяжело больным, беременным женщи­нам, кормящим и одиноким матерям, многодетным родителям (усыновите­лям) заключение под стражу, как правило, не применяется по мотивам гу­манности, сострадания и нецелесообразности изоляции их от семьи и об­щества.

При избрании меры пресечения в отношении депутатов законодатель­ных органов, судей, прокуроров, иностранных граждан, пользующихся им­мунитетами, принимаются во внимание дополнительные гарантии их не­прикосновенности, предусмотренные в законе (ст. 450 УПК).

Поскольку подозреваемым является лицо, в отношении которого возбуж­дено уголовное дело, или лицо, которое задержано по основаниям, указан­ным в законе, либо к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения, то порядок избрания меры пресечения к нему обусловлен его особым процессуальным статусом и тем, что любая мера пресечения может применяться в исключительных случаях на ограниченный законом срок.

Для избрания меры пресечения в отношении подозреваемого необходи­мо наличие оснований, указанных в законе (ст. 97 УПК), а также доказа­тельств, достаточных для подозрения лица в совершении преступления (ст. 140, 146 УПК). В отношении подозреваемого может быть применена любая мера пресечения из числа предусмотренных в законе. Срок действия меры пресечения, избранный в отношении подозреваемого, исчисляется со дня ее применения. При этом обвинение ему должно быть предъявлено не позднее 10 суток с момента применения любой меры пресечения.

В случае, если подозреваемый был задержан, а затем к нему было при­менено в качестве меры пресечения заключение под стражу, то обвинение должно быть предъявлено ему в тот же срок с момента его фактического задержания. Указанный срок продлению не подлежит. Если к моменту ис­течения десятисуточного срока обвинение не будет предъявлено, мера пре­сечения немедленно отменяется.

Система различных видов мер пресечения дает возможность индиви­дуализировать их применение с учетом тяжести совершенного преступле­ния, формы вины и личности обвиняемого, а также других обстоятельств дела.

В УПК (ст. 98) дан исчерпывающий перечень мер пресечения и названы конкретные из них. Таковыми являются: подписка о невыезде и надлежа­щем поведении (ст. 102 УПК); личное поручительство (ст. 103); наблюде­ние командования воинской части (ст. 104); присмотр за несовершеннолет­ним обвиняемым (ст. 105); залог (ст. 106); домашний арест (ст. 107); за­ключение под стражу (ст. 108 УПК).

Процессуальный порядок избрания и применения мер пресечения-В процессуально-правовом смысле необходимо различать содержание по-

Глава X Меры процессуального принуждения в уголовном судопроизводстве________227

нятий «избрание меры пресечения» и «применение меры пресечения». В со­ответствии с законом понятие «избрание меры пресечения» включает в се­бя принятие дознавателем, следователем, прокурором, а также судом ре­шения о мере пресечения в отношении подозреваемого, обвиняемого, в то время как «применение меры пресечения»- процессуальные действия, осуществляемые с момента принятия решения об избрании меры пресече­ния до ее отмены или изменения (п. 13 и 29 ст. 5 УПК).

В каждом случае принятия решения об избрании меры пресечения доз­наватель, следователь, прокурор или судья по находящемуся в их произ­водстве уголовному делу выносят мотивированное постановление, а суд -мотивированное определение. В названных процессуальных актах должно содержаться указание на преступление, в котором подозревается или обви­няется данное лицо (сущность подозрения или обвинения), а также основа­ние для избрания конкретной меры пресечения. В постановлении (опреде­лении) приводятся данные о наличии в деле какого-либо одного или не­скольких оснований, предусмотренных в ст. 97 УПК, излагаются обстоя­тельства, учтенные при избрании той или иной меры пресечения: характер и тяжесть предъявленного обвинения, сведения о личности подозреваемого или обвиняемого, род его занятий, возраст, состояние здоровья, семейное положение и др.

Во вводной части постановления (определения) указываются: дата, ме­сто составления, должность и фамилия дознавателя, следователя, прокуро­ра или судьи, номер уголовного дела, фамилия, имя, отчество обвиняемого (подозреваемого), статья УК РФ, по которой выдвинуто обвинение. В мо­тивировочной части приводятся фактические данные, на которых основано решение об избрании меры пресечения, кратко излагается формулировка обвинения или подозрения со ссылкой на уголовный закон, делается ссыл­ка на исключительные обстоятельства, которые диктуют необходимость избрания меры пресечения к подозреваемому до предъявления обвинения. В резолютивной части указывается, какая именно мера пресечения избира­ется в отношении подозреваемого (обвиняемого), называется его точная фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства, работы, семейное положение, наличие судимостей, а также сведения о паспорте или ином документе, удостоверяющем его личность.

При необходимости избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу прокурор, а также следователь и дознаватель - с согласия про­курора, возбуждают перед судом соответствующее ходатайство, которое излагается в постановлении.

В постановлении об избрании меры пресечения, вынесенном дознавате­лем, должно быть отражено также письменное согласие начальника органа Дознания на применение конкретной меры пресечения к подозреваемому или обвиняемому. Постановление и определение об избрании меры пресс-

Раздел I. Общие положения

чения подписывают дознаватель, следователь, прокурор, судья или состав суда.

Объявление постановления (определения) об избрании меры пресече­нии лицу, в отношении которого оно вынесено, а также разъяснение подоз­реваемому (обвиняемому) порядка обжалования такого решения произво­дится немедленно после вынесения постановления. Ему предоставляется возможность удостоверить этот факт своей подписью и подписью защит­ника. Копия постановления или определения об избрании меры пресечения немедленно вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также его защитнику или законному представителю - по их просьбе.

Факт вручения ему копии постановления (определения) об избрании меры пресечения удостоверяется письменной отметкой в этом процессу­альном документе и подтверждается подписью лица, которому она вруче­на, с указанием места и времени вручения (часа, дня, месяца и года).

Подозреваемому или обвиняемому, отказавшемуся удостоверить под­писью факт объявления ему постановления (определения) и разъяснения порядка обжалования такого решения, а также получения копии, должна быть предоставлена возможность дать письменное объяснение о причинах отказа, которое заносится дословно в оригинал процессуального докумен­та. Отказ подозреваемого (обвиняемого) удостоверить своей подписью ука­занные действия дознавателя, следователя, прокурора, судьи или суда не приостанавливает исполнения принятого решения.

Мотивированное постановление о применении в качестве меры пресе­чения заключения под стражу изготавливается в 5 экземплярах, которые должны находиться: первый - в материалах уголовного дела; второй -в следственном изоляторе; третий- у обвиняемого (подозреваемого); чет-вертый - у прокурора; пятый - в суде.

Подписка о невыезде и надлежащем поведении. В УПК РФ мера пресе­чения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении (ст. 102) заме­нила подписку о невыезде, которая ранее применялась по УПК РСФСР 1960 г. Законодатель изменил не только название, но и содержание данной меры пресечения.

Процессуальное значение и цель указанной меры пресечения заключа­ются во временном ограничении свободы передвижения подозреваемого, обвиняемого путем возложения на него письменного обязательства о над­лежащем поведении: 1) не покидать без разрешения дознавателя, следова­теля, прокурора или суда постоянное или временное место жительства; 2) являться по их вызовам в назначенный срок и в назначенное место; 3) не препятствовать иным путем расследованию и разбирательству уголовного дела в суде.

Подписка о невыезде и надлежащем поведении избирается в отношении подозреваемого, обвиняемого, имеющего определенное место жительства,

Глава X. Меры процессуального принуждения в уголовном судопроизводстве

которое подтверждается постоянной или временной регистрацией. Обви­няемый не обязан неотлучно находиться по месту проживания, но обязан каждый день возвращаться к месту жительства и не вправе без разрешения выезжать за пределы населенного пункта, где он проживает.

Процедура применения этой меры пресечения состоит в отобрании от обвиняемого или подозреваемого письменного обязательства о его надле­жащем поведении.

Мотивированное решение об избрании названной меры пресечения принимается в форме постановления, которое объявляется подозреваемо­му, обвиняемому, его защитнику и законному представителю. Копия по­становления направляется прокурору. В соответствии с вынесенным поста­новлением у обвиняемого отбирается подписка о надлежащем поведении и выполнении возложенных на него обязательств, которая приобщается к делу. При отобрании подписки о невыезде ему должны быть объявлены требования закона о том, что в случае нарушения данного им письменного обязательства к нему может быть применена более строгая мера пресече­ния (ст. 102, 110 УПК).

В подписке о невыезде указываются точные данные о подозреваемом или обвиняемом, адрес его постоянного или временного места жительства, домашний или служебный телефон, номер факса или электронной почты, отражаются возложенные на него обязательства о надлежащем поведении, фиксируется факт разъяснения ему последствий нарушения подписки. При этом обвиняемому, подозреваемому должно быть разъяснено, что в преде­лах постоянного или временного места жительства он вправе свободно пе­ремещаться и на это не требуется разрешения. Вместе с тем он обязан со­общать органу, избравшему данную меру пресечения, о перемене своего почтового адреса.

Личное поручительство. В ходе дознания, предварительного следствия и разбирательства уголовного дела в суде надлежащее поведение и явку подозреваемого или обвиняемого могут обеспечить заслуживающие дове­рия граждане, берущие на себя добровольно такое обязательство. Личное поручительство (ст. 103 УПК) выражается в принятии на себя заслужи­вающим доверия лицом письменного обязательства о том, что оно ручается за надлежащее поведение обвиняемого (подозреваемого), за явку его по вызову в назначенный срок и за то, что он не будет иным путем препятст­вовать расследованию и разбирательству дела в суде. Число поручителей определяет следователь или другое лицо, в производстве которого нахо­дится дело.

Личное поручительство является добровольным актом волеизъявления лица (лиц), основывается исключительно на доверии к личному поручите­лю и вместе с тем предусматривает возможность привлечения его к ответ-ственности в случае неисполнения взятых им на себя обязательств.

Раздел I. Общие положения

При избрании личного поручительства в качестве меры пресечения обя­зательства возлагаются одновременно на подозреваемого и обвиняемого, а также на лиц, выступающих в качестве поручителей. В соответствующем письменном документе подозреваемый или обвиняемый обязуется в назна­ченный срок являться по вызовам дознавателя, следователя, прокурора и в суд, а также иным путем не препятствовать производству по уголовному делу, а поручитель ручается за выполнение подозреваемым или обвиняе­мым взятых на себя обязательств.

УПК не ограничивает максимальное количество поручителей, но уста­навливает, что в качестве поручителя может выступать и одно заслужи­вающее доверия лицо.

Мотивированное решение о том, заслуживает ли конкретное лицо дове­рия, принимает должностное лицо, избирающее меру пресечения, на осно­ве данных о том, что поручитель имеет безупречную репутацию, хорошо знает подозреваемого или обвиняемого и может обеспечить его законопос­лушное поведение.

Названная мера пресечения может быть избрана лишь по письменному ходатайству одного или нескольких поручителей с согласия лица, в отно­шении которого дается поручительство. Вместе с тем подозреваемый, об­виняемый, законный представитель и защитник могут ходатайствовать об избрании этой меры пресечения.

Поручитель ставится в известность о сущности подозрения или обвине­ния, ему разъясняются его обязанности и ответственность, связанные с ис­полнением личного поручительства. Он предупреждается о том, что в слу­чае невыполнения обязательств на него может быть наложено судом де­нежное взыскание в размере до ста минимальных размеров оплаты труда. При отказе поручителя от взятого на себя письменного обязательства лич­ное поручительство заменяется иной мерой пресечения. Решение о приме­нении меры пресечения в виде личного поручительства оформляется в двух процессуальных документах: в постановлении (определении) об ее избра­нии и письменном обязательстве - личном поручительстве за надлежащее поведение подозреваемого, обвиняемого, в котором фиксируются данные о личности поручителя, отражается факт разъяснения ему сущности подоз­рения или обвинения, его обязанностей и ответственности за их невыпол­нение. Копии постановления (определения) и письменного обязательства вручаются немедленно подозреваемому, обвиняемому, его защитнику и поручителю, поручителям.

Наблюдение командования воинской части. В уголовно-процессуальном законе предусмотрена специальная мера пресечения, которая может при­меняться только к подозреваемым и обвиняемым, являющимся военнослу­жащими или военнообязанными гражданами, призванными на военные сборы (ст. 104 УПК).

Глава X Меры процессуального принуждения в уголовном судопроизводстве 231

Наблюдение командования воинской части за подозреваемым или об­виняемым из числа перечисленных лиц состоит в принятии мер, преду­смотренных законами Российской Федерации «О военной обязанности и воинской службе» от 11 февраля 1993 г. № 4455, «О статусе военнослужа­щих» от 22 января 1993 г. № 4338-1 и уставами Вооруженных Сил Россий­ской Федерации, для того чтобы обеспечить его надлежащее поведение и явку в назначенный срок по вызовам дознавателя, следователя, прокурора и суда, а также исключить возможность воспрепятствовать иным путем рас­следованию и разбирательству дела.

Наблюдение командования, как правило, не применяется в мирное вре­мя к офицерам, прапорщикам, мичманам и курсантам военных образова­тельных учреждений, старшинам, солдатам и матросам, проходящим воен­ную службу по контракту. В период проведения боевых действий данная мера пресечения может применяться ко всем без исключения военнослу­жащим, поскольку они находятся непосредственно на казарменном поло­жении в воинских подразделениях (частях).

Применение меры пресечения в виде наблюдения командования воин­ской части допускается законом только с согласия подозреваемого или об­виняемого, являющегося военнослужащим. В ст. 104 УПК не указано, в каком документе необходимо фиксировать согласие подозреваемого (обви­няемого) на применение данной меры пресечения. По обыкновению прак­тики такое согласие отражается в постановлении об избрании этой меры пресечения.

Для избрания данной меры пресечения в отношении подозреваемого (обвиняемого) не требуется согласия командования воинской части, в ко­торой он проходит воинскую службу или находится на военных сборах. Однако командованию воинской части обязательно направляется поста­новление об избрании этой меры пресечения, а также письменное сообще­ние, в котором разъясняются существо выдвинутого подозрения или предъявленного обвинения, обязанности по исполнению избранной меры пресечения.

В случае, если по делу проводит дознание командир части, то он на­правляет постановление об избрании названной меры пресечения соответ­ствующему вышестоящему начальнику. Решение органа следствия и ра­порт об установлении наблюдения за военнослужащим командованием воинской части приобщаются к уголовному делу, а их содержание объяв­ляется подозреваемому или обвиняемому иод расписку.

В свою очередь, командование воинской части обязано письменно (ра­портом) уведомить орган, избравший эту меру пресечения, об установле­нии наблюдения за подозреваемым или обвиняемым, о начальниках (ко­мандирах), ответственных за его надлежащее поведение, о мерах, обеспе­чивающих его явку в назначенный срок по вызовам дознавателя, следова-

Раздел I. Общие положения

теля, прокурора и в суд, а также исключающих его воспрепятствование производству по уголовному делу.

Военнослужащий на время действия этой меры пресечения лишается права ношения оружия, постоянно пребывает под наблюдением своих на­чальников или суточного наряда, не направляется на работу вне части в одиночном порядке, не назначается в караул и другие ответственные наря­ды, которые предусмотрены нормативными актами, действующими в Воо­руженных Силах.

Присмотр за несовершеннолетним обвиняемым. При решении вопроса об избрании меры пресечения в отношении несовершеннолетнего обвиняе­мого, подозреваемого дознаватель, следователь, прокурор и суд в каждом случае должны обсуждать возможность отдачи его под присмотр (ч. 2 ст. 423 УПК). С учетом характера и тяжести совершенного преступления, оснований для избрания меры пресечения, возрастных особенностей, усло­вий жизни и воспитания несовершеннолетнего обвиняемого к нему может быть применена специальная мера пресечения - отдача под присмотр роди­телей, опекунов, попечителей или иных заслуживающих доверия лиц, а также должностных лиц специализированного детского учреждения, в ко­тором он находится (ст. 105 УПК).

В соответствии с требованиями закона отдача под присмотр может применяться только в отношении несовершеннолетнего обвиняемого, по­дозреваемого, совершившего преступление в возрасте до 18 лет.

Наши рекомендации