Характерные черты руководителя
В первых попытках осознания природы успеха лидера внимание исследователей было обращено на их личностные особенности, или характерные черты. Характерные черты — это ярко выраженные индивидуальные особенности человека, такие как умственные способности, морально-этические ценности и внешность. В начальных исследованиях на эту тему рассматривались руководители, достигшие самых высоких постов, т. е. они ориентировались на изучение великого человека. Идея была относительно проста: выяснить, благодаря каким индивидуальным качествам некоторым менеджерам удалось достичь «заоблачных» высот, и попытаться наладить «отбор» потенциальных лидеров среди тех, кто уже продемонстрировал сходные черты или может развить их. В целом исследование выявило относительно слабые взаимосвязи между характерными чертами и успехом в руководстве организациями8.
Кроме характерных особенностей ученые анализировали роль физических, социальных и рабочих качеств лидеров (см. табл. 15.1, в которой в обобщенном виде представлены признанные наиболее значимыми для руководителей качества)9. Впрочем, сами по себе они мало что значат. Пригодность какого-либо качества или их набора зависит от ситуации, от особенностей организации. Дальнейшие исследования вышли за рамки рассмотрения характерных черт человека и сконцентрировались на динамике взаимоотношений между лидером и его «войском».
Автократический и демократический
Типы лидеров
Один из ориентированных на анализ характерных черт руководителя подходов состоит в изучении лидеров автократичного и демократичного типов. Автократич-ный руководитель стремится сконцентрировать в своих руках всю власть, полагается на законные полномочия, власть, основанную на вознаграждени и принуждении. Демократичный лидер делегирует властные полномочия сотрудникам, способствует их участию в управлении и при воздействии на подчиненных полагается на референтную и экспертную власть.
Первые исследования в этом направлении были проведены Куртом Леви и его коллегами в Университете штата Айова.10. Сравнивая автократичных и демократичных руководителей, они обнаружили интересные закономерности. Под руководством автократичных лидеров коллективы отлично работают только в присутствии руководителя; сотрудники негативно воспринимают жесткий автократический стиль лидерства, в коллективе возникает атмосфера враждебности, эффективность деятельности групп, возглавляемых «демократами», находится на не менее высоком уровне, но в них формируются позитивные взаимоотношения. Кроме того, в таких группах сотрудники прилагают одинаково интенсивные усилия как
Таблица 15.1.Индивидуальные качества руководителей
физические характеристики | Особенности характера | Социальные характеристики |
Активность Энергетика | Живость Оригинальность, креативность Личная честность, этичное поведение Уверенность в себе | Способность привлекать к сотрудничеству других людей Умение работать в коллективе Популярность, высокая репутация Общительность, навыки межличностного общения Участие в общественной жизни Тактичность, дипломатичность |
Социальные предпосылки | Характеристики, связанные с участием в процессе труда | |
Мобильность | Стремление к достижению цели, к превосходству Готовность к принятию ответственности Ответственность при достижении цели Ориентация на задачи | |
Умственные способности | ||
Рассудительность, решительность Знания Беглость и непринужденность речи |
Источник: BernardM. Bass, Stogdill's Handbook of Leadership, rev., New York: Free Press, 1981,75-76.
в присутствии лидера, так и в его отсутствие, чему способствуют применяемые менеджером демократического типа методы участия в управлении и принятия решений большинством голосов. Именно поэтому в корпоративном мире все большую силу набирает тенденция наделения властью работников нижних организационных уровней.
Данное исследование исходило из предположения, что руководители применяют либо демократический, либо автократический стиль. Но Роберт Танненбаум и Уоррен Шмидт предложили концепцию континуума лидерства, отражающую различные степени участия подчиненных в принятии решений ". В соответствии с ней руководители могут быть автократичными (ориентированным на власть),
Часть 5. Лидерство
Глава 15. Лидерство
демократичными (ориентированным на подчиненных), и сочетающими в себе черты и того и другого (см. рис. 15.2).
В зависимости от ситуации лидер может регулировать свой стиль руководства. Вспомните модель Врума—Джаго (см. гл. 9), помогающую руководителю определить правильный уровень участия сотрудников в процессе принятия решения. Р. Танненбаум и У. Шмидт также предположили, что степень ориентации руководства на «босса» или подчиненных зависит от организационных обстоятельств. Например, если руководителя «поджимают» сроки или обучение подчиненных методикам принятия решения потребует слишком много времени, лидер, что наиболее вероятно, предпочтет автократический стиль. Если сотрудники подготовлены к участию в принятии решений, может быть использован коллегиальный стиль руководства. Другим ситуационным фактором является разница в квалификации подчиненных и лидера. Чем больше такого рода различия, тем более автократич-ным будет подход менеджера (сотрудники не обладают необходимыми для принятия решений знаниями).
Например, Стефан Флеминг, менеджер по маркетингу компании по производству нефтепродуктов, — руководитель автократического типа. Его подразделение постоянно добивалось высоких показателей, менеджера готовили к повышению в должности. Но в связи с подготовкой ему пришлось часто оставлять отдел, вследствие чего показатели деятельности службы маркетинга ухудшились. Дороти Роберте, главный администратор компании Echo Scarves (производство модной одежды), напротив, является приверженцем демокртического стиля лидерства. В приня-
тии решений участвуют специалисты по дизайну, маркетингу, продажам, производству. В традиционно жестких условиях отрасли «вежливый» стиль руководства Д. Роберте распространяется на всю компанию, в ней создалась уникальная атмосфера открытости и честности. Процветание компании базируется на корректном обращении с сотрудниками, которые в свою очередь прилагают все свои усилия для удовлетворения клиентов.
Поведенческие подходы
Автократический и демократический стили показывают, что эффективность руководства определяется скорее «поведением», чем персональными качествами руководителя. Возможно, пройдя соответствующий курс обучения, навыки лидерства может освоить каждый менеджер. В исследованиях последних лет акцент сместился с изучения характерных черт руководителей на поведение добившихся успеха лидеров.