Характерные черты руководителя

В первых попытках осознания природы успеха лидера внимание исследователей было обращено на их личностные особенности, или характерные черты. Характерные чер­ты — это ярко выраженные индивидуальные особенности человека, такие как ум­ственные способности, морально-этические ценности и внешность. В начальных ис­следованиях на эту тему рассматривались руководители, достигшие самых высоких постов, т. е. они ориентировались на изучение великого человека. Идея была относи­тельно проста: выяснить, благодаря каким индивидуальным качествам некоторым менеджерам удалось достичь «заоблачных» высот, и попытаться наладить «отбор» потенциальных лидеров среди тех, кто уже продемонстрировал сходные черты или может развить их. В целом исследование выявило относительно слабые взаимосвязи между характерными чертами и успехом в руководстве организациями8.

Кроме характерных особенностей ученые анализировали роль физических, со­циальных и рабочих качеств лидеров (см. табл. 15.1, в которой в обобщенном виде представлены признанные наиболее значимыми для руководителей качества)9. Впрочем, сами по себе они мало что значат. Пригодность какого-либо качества или их набора зависит от ситуации, от особенностей организации. Дальнейшие иссле­дования вышли за рамки рассмотрения характерных черт человека и сконцентри­ровались на динамике взаимоотношений между лидером и его «войском».

Автократический и демократический

Типы лидеров

Один из ориентированных на анализ характерных черт руководителя подходов со­стоит в изучении лидеров автократичного и демократичного типов. Автократич-ный руководитель стремится сконцентрировать в своих руках всю власть, полагается на законные полномочия, власть, основанную на вознаграждени и принуждении. Демократичный лидер делегирует властные полномочия сотруд­никам, способствует их участию в управлении и при воздействии на подчиненных полагается на референтную и экспертную власть.

Первые исследования в этом направлении были проведены Куртом Леви и его коллегами в Университете штата Айова.10. Сравнивая автократичных и демократичных руководителей, они обнаружили интересные закономерности. Под руководством автократичных лидеров коллективы отлично работают только в присутствии руководителя; сотрудники негативно воспринимают жесткий автократический стиль лидерства, в коллективе возникает атмосфера враждебности, эффективность деятельности групп, возглавляемых «демократами», находится на не менее высоком уровне, но в них формируются позитивные взаимоотношения. Кроме того, в таких группах сотрудники прилагают одинаково интенсивные усилия как




Таблица 15.1.Индивидуальные качества руководителей

физические характеристики Особенности характера Социальные характеристики
Активность Энергетика Живость Оригинальность, креатив­ность Личная честность, этичное поведение Уверенность в себе Способность привлекать к сотрудничеству других людей Умение работать в коллективе Популярность, высокая репута­ция Общительность, навыки межличностного общения Участие в общественной жизни Тактичность, дипломатичность
Социальные предпосылки Характеристики, связанные с участием в процессе труда  
Мобильность Стремление к достижению цели, к превосходству Готовность к принятию ответственности Ответственность при дости­жении цели Ориентация на задачи  
Умственные спо­собности    
Рассудительность, решительность Знания Беглость и непри­нужденность речи    

Источник: BernardM. Bass, Stogdill's Handbook of Leadership, rev., New York: Free Press, 1981,75-76.

в присутствии лидера, так и в его отсутствие, чему способствуют применяемые менеджером демократического типа методы участия в управлении и принятия ре­шений большинством голосов. Именно поэтому в корпоративном мире все боль­шую силу набирает тенденция наделения властью работников нижних организаци­онных уровней.

Данное исследование исходило из предположения, что руководители применя­ют либо демократический, либо автократический стиль. Но Роберт Танненбаум и Уоррен Шмидт предложили концепцию континуума лидерства, отражающую раз­личные степени участия подчиненных в принятии решений ". В соответствии с ней руководители могут быть автократичными (ориентированным на власть),



Часть 5. Лидерство

Глава 15. Лидерство




Характерные черты руководителя - student2.ru

демократичными (ориентированным на подчиненных), и сочетающими в себе чер­ты и того и другого (см. рис. 15.2).

В зависимости от ситуации лидер может регулировать свой стиль руководства. Вспомните модель Врума—Джаго (см. гл. 9), помогающую руководителю опреде­лить правильный уровень участия сотрудников в процессе принятия решения. Р. Танненбаум и У. Шмидт также предположили, что степень ориентации руковод­ства на «босса» или подчиненных зависит от организационных обстоятельств. На­пример, если руководителя «поджимают» сроки или обучение подчиненных мето­дикам принятия решения потребует слишком много времени, лидер, что наиболее вероятно, предпочтет автократический стиль. Если сотрудники подготовлены к участию в принятии решений, может быть использован коллегиальный стиль ру­ководства. Другим ситуационным фактором является разница в квалификации подчиненных и лидера. Чем больше такого рода различия, тем более автократич-ным будет подход менеджера (сотрудники не обладают необходимыми для приня­тия решений знаниями).

Например, Стефан Флеминг, менеджер по маркетингу компании по производ­ству нефтепродуктов, — руководитель автократического типа. Его подразделение постоянно добивалось высоких показателей, менеджера готовили к повышению в должности. Но в связи с подготовкой ему пришлось часто оставлять отдел, вследствие чего показатели деятельности службы маркетинга ухудшились. Дороти Ро­берте, главный администратор компании Echo Scarves (производство модной одеж­ды), напротив, является приверженцем демокртического стиля лидерства. В приня-

тии решений участвуют специалисты по дизайну, маркетингу, продажам, производ­ству. В традиционно жестких условиях отрасли «вежливый» стиль руководства Д. Роберте распространяется на всю компанию, в ней создалась уникальная атмос­фера открытости и честности. Процветание компании базируется на корректном обращении с сотрудниками, которые в свою очередь прилагают все свои усилия для удовлетворения клиентов.

Поведенческие подходы

Автократический и демократический стили показывают, что эффективность ру­ководства определяется скорее «поведением», чем персональными качествами ру­ководителя. Возможно, пройдя соответствующий курс обучения, навыки лидер­ства может освоить каждый менеджер. В исследованиях последних лет акцент сместился с изучения характерных черт руководителей на поведение добившихся успеха лидеров.

Наши рекомендации