Научная революция в Европе XVII столетия

XVII столетие – важнейший этап в развитие научного познания. С этого века начинается процесс утверждения науки в качестве доминирующей формы постижения бытия. В умах людей утверждается представление о познаваемости мира, о возможности постичь законы, которые им управляют. Наука предстаёт в виде главной производительной силы общества.

«Научная революция» XVII века представлена именами Г. Галилея (1564-1642), И. Кеплера (1571-1630), Р. Декарта (1596-1650), И. Ньютона (1643-1727). В XVII веке были созданы первые научные сообщества нового типа: Лондонское королевское сообщество (1662) и Французская королевская академия наук (1666), функционирующие и по настоящее время.

Стремительность (по сравнению с прошлым периодом) развития научной мысли в XVII столетии, сложность и глубина исследований, были обусловлены развитием научной и технической мысли предшествующего периода, особенно эпохи Возрождения, обмирщением духовной жизни, политикой секуляризации (церковь подчинялась государству, а государству были нужны образованные люди, к тому же развитие науки в целом двигало и военную науку), утверждением рационального мировоззрения.

Значительный вклад в развитие естествознания этого и последующего периодов внесли труды Г. Галилея (1564-1642). Он установил законы инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, сложения движений; открыл изохронность колебаний маятника; первым исследовал прочность балок, заложив основы сопротивления материалов. Велика роль Галилея в становлении и развитии экспериментального метода в науке, которым он уже владел в полной мере. В «Диалоге о двух главнейших системах мира ─ Птоломеевой и Коперниковой» (1632) Галилей опроверг Аристотелевское представление о неизменности небесного мира (возникают новые звезда, на Луне есть горы, а на Солнце пятна), выдвинул два базовых принципа механики (принцип инерции и принцип относительности), доказал гелиоцентричность устройства мира. Создание Галилеем перспективы (так первоначально называли телескоп) стало настоящей революцией в оптике. Он понял и доказал, что очковые стекла для изготовления зрительных труб не подходят, так как технология их обработки кустарна. Линзы для телескопа должны проходить более точную обработку. Его усовершенствованный инструмент увеличивал в 32 раза (прежние приборы давали увеличение всего в 3—6 раз). Телескопическая система состояла из двух линз: одна выпуклая и одна плосковогнутая (окуляр). С помощью своего телескопа Галилей открыл спутники Юпитера, горы на Луне, сложность структуры Млечного Пути.

Весьма действенную методологию научных исследований, определившую возникновение и развитие новых научных направлений, дифференцировавших естествознание в XVIII в., создал выдающийся английский математик XVII-XVIII вв. И. Ньютон (1643-1727). Его «многопрофильная» научно-исследовательская деятельность привела к потрясающим результатам: обоснование законов движения материальных тел и воздействия центробежной силы на предметы, движущиеся по круговой орбите; открытие закона всемирного тяготения и объяснение мироустройства с помощью законов механики; систематизация и обобщение известных на тот момент знаний по физике в работе «Математические начала натурфилософии»(1687г.). Независимо от Г. Лейбница И. Ньютоном были разработаны дифференциальное и интегральное исчисления. Одним из интересовавших И. Ньютона направлений естествознания была оптика. Ученый пытался понять природу света, проводил опыты по дисперсии (разложению на цвета) солнечного света. Был сторонником и основоположником корпускулярной природы света, главным доводом в пользу которой он считал несовместимость прямолинейности распространения света с волновым характером (трактат «Оптика», 1704). Оптические эксперименты И. Ньютона привели его, в частности, к изобретению в 1668 г. зеркального телескопа-рефлектора, позволявшего увидеть спутники Юпитера.

Несомненный вклад в развитие научной мысли, становление классического естествознания внесли труды французского математика и исследователя природы Р. Декарта (1596-1650), который сформулировал закон отражения и преломления (отношения синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная), помощью эффекта преломления объяснил явления радуги, ирландца Роберта Бойля (1627-1691), открывшего газовый закон, английского физика Роберта Гука, проводившего исследования, которые приблизили открытие закона всемирного тяготения, а также открывшего фундаментальный закон, устанавливающий зависимость между механическими напряжениями в упругом теле и вызываемыми ими деформациями. Голландским ученым Христианом Гюйгенсом (1629-1695) была создана волновая теория света, усовершенствован телескоп и изобретены маятниковые часы.

Научное наследие оставили также Франческо Гримальди (открыл явление дифракции и ввел этот термин), Пьер Ферма (принцип Ферма), Олаф Ремер (доказал конечность скорости света). Проблемами оптики занимался известный астроном И. Кеплер. Им были разработаны основы современной геометрической оптики, но ему не удалось найти закон преломления.

В астрономии окончательно утверждается гелиоцентрическая система. Этому способствовали исследования и открытия Г. Галилея (исследование пятен на Солнце, фаз обращения Венеры, открытие спутников Юпитера и вращения Земли) и немецкого астронома Иоганна Кеплера (1571-1630), установившего законы движения планет по их орбитам (исходным материалом для описания этих законов стали наблюдения датского астронома Т. Браге, учителя и друга И. Кеплера).

В математике происходит выделение тригонометрии и аналитической геометрии, становление дифференциального и интегрального исчисления, разрабатываются теории бесконечно малых величин. Замечательным изобретением шотландского математика Д. Непера (1550-1617) стали логарифмы (1614). Математики очень быстро приспособили изобретение Непера для ускорения вычислений. Так, И. Кеплер с помощью логарифмов рассчитал орбиту Марса и открыл три закона небесной механики. В 1622 г. англиканский священник У. Отред создал первую в мире логарифмическую линейку.

Сфера гуманитарных наук развивается в контексте утверждения рационалистического мировоззрения и того, что конец XVI-XVII вв. ─ это время первых буржуазных революций в Европе в Голландии (1566-1609) и в Англии (1640-1660). Безусловно, революции повлияли на развитие политической мысли. В частности, зарождается и формируется теория «естественного права», сущность которой в том, что государственная власть и право даны не свыше, а созданы людьми в соответствии с законами человеческого разума. Требования человеческого разума исходят из природы людей и составляют основу «естественного права». Естественному праву должно соответствовать «положительное право», то есть законы, устанавливаемые государством. Теория естественного права получила развитие в трудах Бенедикта Спинозы, Томаса Гоббса и Джона Локка.

В философии господство рационализма вызвало особый интерес к вопросам гносеологии (теория познания). Сформировались два основных метода познания окружающего мира: эмпирический (Ф. Бэкон) и рационалистический (Лейбниц (1646-1716), Декарт).

Юридические науки рассматриваемого периода отмечены началом формирования концепции общественного договора и правового государства (Т. Гоббс, Дж. Локк), принципов международного права (Г. Гроций).

Таким образом, в XVII столетия произошел настоящий прорыв в развитии естествознания: новые научные открытия; усложнилась методология и методика научных исследований; неотъемлемой частью исследований стал опыт, эксперимент; начало дифференциации наук, объединение научных представлений с практическими знаниями. Происходит формирование науки как таковой, ее окончательное отделение от других форм познания окружающего мира. Очевидно, что ускоренное развитие естественных наук связанно с потребностями формирующихся буржуазных отношений в экономике.

Наши рекомендации