Организация системы распределения

Распределительная логистика решает задачи, связанные с вы­бором схемы распределения продукции на пути от производителя к потребителю и способа ее реализации эффективной организа­цией транспортных перевозок между участниками указанного процесса.

После принятия решения об уровне и структуре канала рас­пределения нужно провести фактические расчеты по выбору чис­ла и месторасположения складов, суть которого состоит в умень­шении суммарных издержек на распределение.

При увеличении числа складов область обслуживания кон­кретного потребителя на каждом складе уменьшается во столько же раз. Но запас, рассчитанный на этого же потребителя на каж­дом складе, не уменьшается пропорционально зоне обслужива­ния. На каждом складе необходимо иметь страховой запас, хотя при централизованном складе можно ограничиться одним об­щим запасом.

Увеличение количества складов приводит к росту эксплуата­ционных издержек, к усложнению системы управления распреде­лением и, следовательно, к увеличению затрат на управление. Су­щественным образом сокращаются с ростом числа складов затраты на доставку продукции со складов конечным потребите­лям. Увеличение числа складов означает приближение каждого склада к своему потребителю и снижение пробега транспортных единиц.

Широко применяются три метода решения задач размещения складов-распределителей.

Первый метод заключается в анализе всех вариантов размеще­ния. С увеличением количества возможных вариантов масштаб нужных вычислений растет, этот процесс очень трудоемкий, но дает оптимальный результат.

Второй метод заключается в принятии неожиданных реше­ний. Эксперт-специалист на базе имеющегося у него опыта про­пускает неперспективные варианты, и задача размещения умень­шается до выбора из числа оставшихся. На этой стадии выбор из оставшихся вариантов можно осуществить с помощью компью­тера.

Третий метод называется методом определения центра тя­жести.

клад, обслуживающий определенный круг потребителей, должен размещаться в центре тяжести соответствующей системы материальных точек.

После принятия решений о количестве складов-распредели­телей и об их размещении нужно внести соответствующие изме­нения, связанные с планами местной администрации и с особен­ностями местного законодательства.

Нужно учитывать, что создание и эффективная эксплуатация складского комплекса нуждается в учете и ряде других компонен­тов, таких как организация подъездов и стоянок, удовлетворение требований пожарной охраны и т. д.

После принятия таких важных решений, определяющих структуру канала распределения, нужно перейти к использова­нию определенных исполнителей для тех или иных работ по фак­тической доставке продукции потребителям и организовать до­кументальное оформление процессов транспортировки.

Лучшей формой организации хозяйственных связей по вы­полнению операций распределения считаются договоры купли-продажи.

В них предусматривают количество, ассортимент, сроки и по­рядок поставок, качество и комплектность, а также ответствен­ность сторон, вступающих в договорные отношения.

На основании этих договоров возможно привлечение извест­ных и зарекомендовавших себя фирм, специализирующихся на транспортно-экспедиционных услугах.

Фирмы, занимающиеся полным процессом распределения, называют компаниями физического распределения.

Каналы товародвижения

Совокупность различных организаций и отдельных лиц, свя­занных с передвижением и обменом товаров — это каналы това­родвижения. Независимо от количества уровней каналы распре­деления можно объединить в три группы.

1.Прямые, когда хозяйственные связи между предприятиями- контрагентами непосредственны.

2.Косвенные, когда между ними имеется один или несколько посредников.

3.Смешанные, когда с конкретной группой потребителей воз­никают прямые связи, а с другими — косвенные, или когда по одним типам продуктов контакты с заказчиком непосредственные, а по другим — опосредованные.

В простом канале продвижение товаров создается на базе пря­мых хозяйственных взаимоотношений с потребителями по схеме: производитель — конечный потребитель. Тот, кто использует продукцию непосредственно для удовлетворения собственных потребностей, является конечным потребителем. Этот вариант используется, когда производитель не хочет отдавать часть при­были посредникам или когда товар высокодоходный, а спрос на товар высокий.

Но этот вариант имеет ограничения по времени, пространству и средствам. Это происходит потому, что производитель продук­ции заинтересован в поставке транзитных количеств товара исхо­дя из масштаба загрузки транспортного средства — «транзитной нормы».

Канал, где присутствие независимого участника товародвиже­ния, называется косвенным. При этом производитель лишается части прибыли, но обязательно, несмотря на это, использование посредников позволяет оптимизировать процесс распределения. Благодаря своим контактам и опыту, специализации и спектру деятельности посредники предлагают предприятию больше, чем оно может сделать в одиночку.

Выбор канала товародвижения зависит от финансового со­стояния фирмы, ее имиджа, производственных возможностей.

На выбор канала оказывают влияние количество конкурентов, потребители, их отношение к приобретению товаров, их требова­ния к ассортименту и качеству товара, платежеспособность поку­пателей и характеристика самого товара. Большое значение имеет качественный уровень организации посреднической деятельно­сти в отдельном регионе.

Логистика запасов

Наши рекомендации