Рыночные структуры: понятие, классификационные признаки, типология

Рыночная структура это совокупность признаков рыночной организации, определяющих тип конкуренции между фирмами на отраслевом рынке и обуславливающих способ установления рыночного равновесия. Тип зависит от множества факторов, действующих как со стороны спроса и предложения.

Основными признаками, по которым рыночная структура может быть отнесена к тому или иному типу являются:

1.)Концентрация продавцов – показатель удельного веса крупных производителей в отраслевом

предложении.

2Конценрация покупателей – признак рыночной структуры, который отражает численность

покупателей и распределение между ними долей рыночного спроса.

Полипсония: 1. Монопсония- спрос представлен одним покупателем

2.Олигопсония- спрос несколькими крупными представителями

3.)Степень дифференциации продукта – является показателем неоднородности (несходства благ),

предлагаемых разными фирмами, но предназначенных для удовлетворения одной потребности

..4)Полнота рыночной информации

5.)Барьеры входа на отраслевой рынок и выхода из него. – Характеризуются условиями

проникновения на рынок новых фирм и получения на нем экономической прибыли. Нестратегические барьеры относят те, которые формируются под влиянием независящих от фирм факторов.) Стратегичеким барьерам относят те, которые являются следствием поведения действующих на отраслевом рынке фирм

.6.)Тип взаимодействия фирм – не стратегическим, когда фирма принимает решения,без учета реакции конкупентов. стратегического - решения принимаются в соотвестсвии с мнением рынка

7.) Степень контроля производителями над ценами. рыночной власти - способность продавца или покупателя контролировать рыночную цену блага по средством влияния на условия заключения сделки.

Монополия: рыноч. влстью обладает продавец Монопсония: рыноч. влстью обладает покупатель

30. Общее условие максимизации прибыли.

Фирма осуществляет свою деятельность на рынке с целью получения прибыли. Очевидно, фирма

стремится максимизировать разность между общим доходом (TR = P*Q) и общими издержками (TC)

Производство каждой дополнительной единицы продукции увеличивает общие издержки на величину

предельных издержек (MC), но одновременно повышает и общую выручку на величину предельной выручки (MRприрост

совокупной выручки, вызванной увеличением объема продаж на единицу. MR=ΔTR/ΔQ).

Как только предельные издержки превышают предельную выручку, общая прибыль снижается, следовательно, величина прибыли достигает своего максимума при таком выпуске продукции Q, при котором

ПРЕДЕЛЬНАЯ ВЫРУЧКА (MR)= ПРЕДЕЛЬНЫМ ЗАТРАТАМ(MC)

Этот вывод легко доказать более сторого. Найдем значение выпуска продукции Qmax.

Чистая прибыль P, в соответствии с определением прибыли, есть разность между общей выручкой

(TR) и общими издержками P=TRTC

Необходимое условие max функции – это равенство ее первой производной = 0

P’=(TRTC)’= 0 TR’TC’= 0 MRMC= 0 MR=MC

Рынок совершенной конкуренции: основные характеристики. График спроса на продукт

Фирмы совершенного конкурента. Максимизация прибыли фирмой совершенным конкурентом.

Рынок совершенной конкуренции– это тип рыночной структуры, характеризующийся

многочисленностью мелких продавцов продуктов заменителей, которые не способны оказывать

влияние на условия заключения рыночных сделок и конкурируют между собой по цене.

Отличительные характеристики:

1) полное отсутствие у агентов рынка рыночной власти

2) полная свобода действия рыночных сил ( спроса и предложения)

3) полная подчиненность поведения агентов рынка

рыночная цена – это единственный фактор действующий как на спрос отдельной фирмы, так и рынка в целом.

Таким образом, совершенно конкурентная фирма может продать любое количество продукции Q по

равновесной рыночной цене.

Максимизация прибыли фирмой совершенным конкурентом

Т.к. цена на продукт совершенно конкурентной фирмы задается извне, то фирма воспринимает ее в качестве постоянной величины P=const

В этом случае, показатели средней и предельной выручки фирмы будут равны цене AR=MR=P (где ARсредняя выручка)

(AR=TR/Q)

Для совершенно конкурентной фирмы условие максимизации прибыли MR=MC трансформируется в

форму P*=MC, следовательно, совершенно конкурентная фирма максимизирует прибыль при объеме

выпуска для которого придельные издержки производства равны рыночной цене единицы продукции,

для совершенно конкурентной фирмы P*=const, то становится очевидным, что величина общей выручки (TR=P*Q) будет зависеть только от объема реализации Q издержки, выручка и прибыль сов.конкур. фирмы.

Производственный выбор и кривая предложения совершенно конкурентной фирмы в

Краткосрочном периоде (случай максимизации прибыли, случай безубыточного производства, случай

Минимизации убытков и прекращения выпуска).

Наши рекомендации