Экономическая роль рекламы

Реклама – способ закрепления рыночной власти фирмы, по средствам снижения эластичности

спроса и повышения барьеров проникновения на рынок.

В условиях несовершенной конкуренции, снижение цен не является прибыльной стратегией, поэтому

фирмы концентрируют свое внимание на применении не ценовых методов конкуренции.

Среди не ценовых факторов конкуренции одно из основных мест отводится рекламе. Она может

осуществляется самыми разнообразными способами и через самые разные каналы (печатные издания, радио).

Цель рекламы – сформировать приверженность потребителя данной торговой марки. В этом смысле реклама решает двойственную задачу. С одной стороны она позволяет снизить чувствительность потребителя к цене, а с другой затрудняет проникновение на рынок потенциальных конкурентов. Проведение рекламной компании всегда требует дополнительных затрат, что приводит к росту общего уровня издержек. Поэтому эффективность рекламы обусловлена не только увеличением объема продаж, но характером изменения средних издержек.

Олигополия: признаки, особенности. Кооперативное и некооперативное поведение.

Олигополия это тип рынка, который характеризуется наличием нескольких очень крупных фирм , реализующих как стратегирующих и дифференцируемых продукцию.

.Отличительные признаки олигополии:

1) Ограниченное колво фирм, поделивших между собой отраслевой рынок.

2)Высокая степень концентрации рынка,которая отражает контроль долей рыночного предложения

3)Отраслевые барьеры.- не стратегических (эффект масштаба), вертикальная интеграция, патенты и лицензии и стратегических факторов (согласованное поведение фирм)

4)Наличие стратегического поведения продавцов , которая является отличительной особенностью

олигополистического рынка и выражает взаимодействие фирм в особом способе принятия рыночных решений

Целью такой координации является достижение равновесного состояния, на отраслевом рынке фирм. Результат координации поведения фирм максимизация отраслевой прибыли. олигополистических взаимодействия – это

координировать поведения в соответствии с решениями принимаемыми конкурентами.

Стратегий координации деятельности, кооперативную и не кооперативную.

Кооперативная – это способ организаций олигополистического взаимодействия, при котором

координация поведения продавцов осуществляется по средством достижения фирмами соглашения

в отношении цены и объема отраслевого выпуска.

Не кооперативная – это способ реализации олигополистического взаимодействия, при котором

координация осуществляется с использованием конкурентных способов, в рамках которой фирма

производит независимую направленную на укрепление собственного положения стратегию.

Модели кооперативного поведения.(сговор и лидерство).

Картельпредставляет собой соглашение об объеме отраслевого выпуска и цене товара.

Организационно картель может иметь разные формы:

Заключение соглашения о цене ,установление производственных квод ,дополняемых контролем за всеми видами конкурентной активности; создание сбытовой организации, которая скупая продукцию у отдельных производителей по

договорной цене затем будет реализовывать эту продукцию с учетом координации

В случае картеля фирмы ограничивают объем рыночного предложения и продают продукт по более

высокой цене. Картельная цена выше цены при совершенной конкуренции. Осуществляя картелем

объемом выпуска меньше конкурентного что свидетельствует об экономической не эффективности

картеля. Завышенная цена указывает на перераспределения потребительского излишка в пользу

картеля, участники которого присваивают его в виде монопольной прибыли. Сокращение объема выпуска говорит о чистых потерях благосостояния, которые проявляются и принимают форму того количества продукта, который часть потребителя купить не сможет в следствии того что цена его завышена.Картель преследуется антимонопольном законодательством в России в плоть до заключения

Модель картеля

Наиболее ярко выраженной формой реализации кооперативного поведения является картель.

Картель представляет собой соглашение об объеме отраслевого выпуска и цене товара.

Организационно картель может иметь разные формы:

Заключение соглашения о цене установление производственных квод ,дополняемых контролем за всеми видами конкурентной активности ,создание сбытовой организации, которая скупая продукцию у отдельных производителей по

договорной цене затем будет реализовывать эту продукцию с учетом координации

В случае картеля фирмы ограничивают объем рыночного предложения и продают продукт по более

высокой цене. Картельная цена выше цены при совершенной конкуренции. Картель преследуется антимонопольном законодательством в России в плоть до заключения

суммирования предельных издержек фирм МСа+Мсб. Если фирмы будут действовать в условиях чистой конкуренции, то отрасль окажется в условиях чистой конкуренции в положении равновесия при цене Рк и объеме

выпуска Qk . При такой цене фирма А будет действовать на принципе безубыточности осуществляя

выпуск в объеме Qa конкурентная, а фирма Б осуществляя выпуск qбk будет получать небольшую

прибыль = площади темноокрашенного прямоугольника. Фирмы могут улучшить свое положение

если сократят совокупный выпуск до объема максимизирующего отраслевую прибыль т.е. для

которого выполняется равенство МR=МСа+МСб. Qkr и соответствующей ему цене Ркр отраслевая

прибыль будет максимальной. Однако такой исход возможен только в том случае если фирмы

достигнут соглашения о поддержании отраслевого выпуска в объему Qkr следовательно главная

задача состоит в распределении производственных квот между фирмами таким образом, что бы их

суммарный объем выпуска = Qkr. Такие квоты определяются на основе пересечения горизонтальной

линии полученной в свою очередь из пересечения МЯ=МСа+МСб. С кривой предельных издержек

каждой фирмы. В результате производственная квота фирмы А составит qakr а фирмы Б qбkr.

Продавая продукт по единой цене Ркр обе фирмы улучшат свое положение. Фирма А будет получать

экономическую прибыль, а фирма Б увеличит свою прибыль, о чем свидетельствует повышение

площади светлоокрашенного прямоугольника над площадью темноокрашенного. В случае достижения картельного соглашения фирмы ограничат объем рыночного предложения до Qkr будут продавать товар по цене Ркр.

Экономические последствия картелизации рынка. Совершенно очевидно, что картельная цена Ркр

превышает цену совершенной конкуренции, осуществляемый объем выпуска Qkr меньше

конкурентного Qk. Часть потребительского излишка, которую присваивает картель в виде

монопольной прибыли, соответствует площади светлоокрашенного прямоугольника, сокращение

объема выпуска о чистых потерях благосостояния, величина которых соответствует темноокрашенному треугольнику.

Наши рекомендации