Железнодорожный транспорт

МОТОР-ВАГОННОЕ ДЕПО «ЛОБНЯ»

История нашего депо началась задолго до 50-х годов и не в Лобне, а в Москве. В 1902 году открылось регулярное движение поездов на новой железной дороге Москва-Савёлово. Паровозы, обслуживавшие эту дорогу, были приписаны к паровозному депо «Москва-Бутырская».

В 1910 году в депо была создана подпольная парторганизация, которую возглавил И.Филин. Первый опыт её работы – нелегальные сходки и марксистские кружки. В 1915-1916 годах рабочие депо принимали активное участие в революционной борьбе, выдвигая политические и экономические требования. После Февральской революции 1917 года в депо был образован военно-революционный комитет во главе с большевиком Филиным. В дни октябрьских боёв с юнкерами был создан отряд железнодорожного узла Москва-Бутырская.

В 1919 году рабочие депо по приказу ВРК поддержали почин депо «Москва-Сортировочная» и в нерабочее время отремонтировали дополнительно паровоз. По инициативе рабочих депо в том же году был сформирован поезд в Тамбовскую губернию за хлебом для рабочих узла. Привезённый хлеб был распределён всем железнодорожникам Савёловского направления.

В 1920 году рабочие стали осваивать подъёмочный ремонт паровозов. Большинство работ проводилось вручную. Паровозы поднимались ручными домкратами. После ремонта из депо на круг паровоз выгоняли тоже вручную. Но, несмотря ни на что, рабочие старались сделать качественный ремонт и в сжатые сроки.

В 1924 году по призыву ЦК ВКП(б) многие деповчане вступили в её ряды. В довоенное время работники депо активно участвовали в усовершенствовании железнодорожного транспорта. В 1936 году на транспорте сложилось тяжёлое положение с топливом – шли «тощие» угли. Машинист депо А.Михайлов одним из первых освоил отопление паровозов таким углем. Совместно с Огневым они написали брошюру по передовому методу, которая была распространена по сети дорог СССР. В эти годы частым гостем коллектива был М.И.Калинин.

В первые же дни Великой Отечественной войны в депо было создано специальное формирование локомотивов, направленное на Западный фронт в район Нарва-Великие Луки. В трудных условиях, с постоянным риском для жизни, невзирая на бесчисленные бомбёжки и обстрелы, водили железнодорожники свои поезда, причём в качестве топлива используя дрова – угля не хватало, зачастую не сходя с паровоза по 4-5 суток. Многие работники депо добровольно ушли на фронт, в ряды ополчения и в дальнейшем воевали в составе 1-й Московской коммунистической бригады.

При подходе врага к Москве (движение поездов в ноябре 1941 года было только до станции Марк) локомотивные бригады и ремонтники депо Москва-Бутырская находились на военном положении. Начальником депо в те годы был В.Корольков. Там была организована чугуномедеплавильная мастерская, где отливали тормозные колодки, колосники, подшипники, втулки. Кроме этого, работники депо выполняли военные заказы – изготовляли мины, бронеплощадки.

Тяжесть военных лет легла на плечи женщин, заменивших мужчин в цехах у станков. Женщины работали помощниками машинистов и кочегарами на паровозах, машинистами и помощниками машинистов на грузоподъёмных кранах, слесарями в цехах депо.

Известно, что в конце ноября 1941 года фашистам удалось перейти через канал имени Москвы у Яхромы. В это время там курсировал бронепоезд №73, он вражеским снарядом был выведен из строя. По заданию военного командования комсомольско-молодёжная бригада пассажирского паровоза в составе машиниста А.Доронина, помощника машиниста И.Лаврова и кочегара И.Мирошниченко в условиях боя отбуксировала бронепоезд к станции Дмитров.

30 ноября эта же бригада и на том же паровозе вывезла с территории фабрики «Красная Поляна» эшелон с оборудованием и людьми на станцию Лобня.

В годы войны Савёловская линия была единственной, связывающей Москву с Ленинградом. Весь парк локомотивов депо «Москва-Бутырская» и около 150 паровозов из других депо доставляли грузы к Ладожскому озеру. Первый поезд доставил Н.Захаров (до 1965 года работавший машинистом депо «Лобня»). Благодаря героическому труду железнодорожников непрерывным потоком шли составы к осаждённому Ленинграду. В 1944 году, когда была прорвана блокада, наша бригада с Савёловского вокзала привела грузовой состав с продовольствием и медикаментами для ленинградцев.

В марте 1942 года в депо было сформировано 25 специальных локомотивных бригад, которые до конца 1945 года обеспечивали перевозки только для нужд фронта. В 1943 году депо было награждено Красным знаменем Государственного Комитета Обороны. После победы над фашистами эти бригады были отправлены на Дальний Восток, где они самоотверженно трудились, приближая разгром японских милитаристов. В родное депо фронтовики-железнодорожники вернулись в октябре 1947 года.

Электрификация Савёловского направления Северной железной дороги была начата в 1953 году. В декабре 1954 года в эксплуатацию был сдан электрифицированный участок Москва-Лобня, который стал обслуживаться электропоездами, приписанными к депо «Москва-Бутырская». Первый электропоезд под управлением машиниста В.Терещенко и помощника машиниста А.Кербунова отправился с Савёловского вокзала 16 декабря в 14.30. Все машинисты депо успешно справились с пусковым периодом, обеспечили безопасность и график движения поездов. В феврале 1955 года электропоезда пошли до станции Икша, а в июле 1956 – до Дмитрова.

25 мая 1957 года было открыто мотор-вагонное депо «Лобня». Его начальником был назначен С.Урман. Небольшой в то время коллектив депо (костяк которого составили работники паровозного депо «Москва-Бутырская») оказался в труднейших условиях. Имея единственную смотровую канаву, оборудованную контактным проводом с напряжением 3000 вольт, комплексная бригада слесарей производила своевременный и качественный ремонт электросекций, которых тогда было 42. А по соседству с этой канавой в 4-5 метрах работали строители. В таких условиях, не имея никаких мастерских, подсобных и бытовых помещений, коллектив депо вынужден был работать весь 1957 год.

1 января 1958 года был принят в эксплуатацию цех периодического ремонта с одной мастерской, имевшей два станка, и душевой. Их отопление производилось до сентября 1959 года от паровоза.

В это время в депо «Москва-Бутырская» началась замена паровозного парка более совершенными локомотивами – тепловозами. Локомотивные бригады без отрыва от производства в кратчайшие сроки освоили новый вид тяги.

В 1959 году в депо «Лобня» были сданы заготовительный цех, мастерские цеха периодического ремонта, котельная. В депо пришли электровозы. 1 января 1960 года вступил в строй цех подъёмочного ремонта. Коллектив депо своевременно справился с монтажом всего технологического оборудования, изготовлением необходимой оснастки, приспособлений и успешно освоил подъёмочный, а затем и средний (заводской) ремонт электросекций СРз.

В июле 1960 года паровозное депо «Москва-Бутырская» было закрыто, а весь парк тепловозов, паровозов и кранов передали в мотор-вагонное депо «Лобня». Так депо стало локомотивным. В то время деповский парк состоял из 24 паровозов, 16 тепловозов, 5 электровозов и 54 электросекций. В депо трудились 978 человек.

Не имея необходимых элементарных условий для ремонта тепловозов, коллектив сумел решить и эту задачу. Подготовив кадры ремонтников, на тех же площадях в депо начали производить профосмотры и малые периодические ремонты тепловозов ТЭМ-1. В течение 1960-1961 годов все паровозы были заменены тепловозами, а паровые краны – моторными и дизель-электрическими. Все машинисты и их помощники переквалифицировались. В 1961 году в депо поступили импортные тепловозы серии ЧМЭ-2, эксплуатация и ремонт которых также были освоены коллективом. В феврале 1963 года из депо ушёл последний паровоз.

Для обеспечения наибольшей безопасности движения поездов главный инженер депо А.Морозов и машинист электросекций В.Якунин изобрели и внедрили на подвижном составе устройство для контроля скорости движения электропоездов, которое затем было внедрено на всей сети железных дорог СССР.

1 июля 1964 года состоялась передача экипировочных обустройств станций Москва-Савёловская, Дмитров и Савёлово в депо «Лобня». Работники своими силами построили платформу «Депо», чтобы не ходить по путям от станции Лобня. В 1966 году по результатам конкурса на лучшее обслуживание пассажирских перевозок нашему депо было присуждено второе место по Московской железной дороге.

К 1967 году локомотивное депо «Лобня» обслуживало всё грузовое и пассажирское движение на участках Москва-Сонково и Москва-Дубна, а погрузочно-разгрузочная работа на участке Москва-Савёлово-Большая Волга производилась кранами депо.

Преобразился облик депо: полы и стены были отделаны плиткой, цеха оборудованы лампами дневного света, была озеленена территория. Работники цеха периодического ремонта своими силами изготовили верстаки и шкафы для инструмента. Им последовали другие цеха.

В 1968 году депо получило новые электропоезда. Локомотивные бригады в короткий срок освоили их. По итогам соцсоревнования депо заняло 1 место и получило переходящее Красное знамя Московской железной дороги, а также заняло 2 место по сети дорог Советского Союза.

В ночь с 20 на 21 января 1969 года было открыто движение электропоездов на участке Большого окружного кольца.

В начале 70-х годов коллектив депо проделал большую работу по внедрению эстетики и культурного содержания рабочих мест, подвижного состава, культурного обслуживания пассажиров. В результате 27 апреля 1971 года решением МК КПСС и Мособлисполкома локомотивному депо «Лобня» было присвоено звание «Предприятие высокой культуры производства и организации труда».

В 1973 году машинисты тепловозов, производящие маневровые работы, стали трудиться без помощников. Все работники, связанные с обслуживанием пассажиров, активно включились в соревнование «Образцовому городу – образцовые поезда». Рационализаторы и изобретатели депо внедрили тысячи рационализаторских предложений, давших большой экономический эффект.

В конце 70-х годов были ведены в эксплуатацию фирменные поезда «Олимпийский», «Матрос Железняк» и другие. Расширялась география движения. В 1979 году было открыто движение электропоездов до Савёлово (до этого участок обслуживался тепловозами) и Талдома. 6 ноября 1980 года – до Усово, Голицыно и Одинцово. Шло освоение новой техники, рос объём перевозок. Была благоустроена территория депо.

В 1982 году все цеха депо были оборудованы двухсторонней громкой связью, внедрено диспетчерское управление ремонтом электросекций и локомотивов. Реконструированы отделение по ремонту кузовного оборудования, здравпункт, душевые. Началось оборудование музея боевой и трудовой славы депо. За 1982 год локомотивные бригады провели 2248 тяжеловесных длинносоставных поездов, в которых было перевезено 2,1 млн. т грузов.

В 1983 году поменяли семь электропоездов 1962 года выпуска. В депо были переданы 16 секций электропоездов приписки депо «Александров».

В 1984 году впервые на сети железных дорог была внедрена система автоматического управления торможением, направленная на обеспечение безопасности движения поездов и увеличения пропускной способности. В том же году 11 электропоездов получили звание образцовых по результатам конкурса «Образцовому городу – образцовые поезда». В эти годы по Савёловской железной дороге перевозили пассажиров электропоезда, носившие имена героя революции и гражданской войны А.Железнякова, молодогвардейцев, героев Великой Отечественной войны Н.Гастелло, В.Собина и Г.Королёва, лётчика-космонавта В.Пацаева, воинов-интернационалистов.

К середине 90-х годов в локомотивном депо «Лобня» (начальник – А.Озембловский) работало 914 человек. На балансе в Лобне состояли два больших производственных корпуса (8400 и 4250 кв.м), тепловозный цех, административный корпус, дом отдыха локомотивных бригад, хозцех, склады, котельная, пункт экипировки тепловозов, моечно-натирочный комплекс. Кроме этого, нашему депо принадлежали санбыткорпус и линейный пункт на станции Москва-Савёловская, а также пункт технического осмотра, пункт экипировки тепловозов и электровозов (песком, маслом, дизельным топливом) и склад твёрдого топлива на станции Дмитров. В 1994 году после капремонта открылась столовая депо, которую возглавляла Г.Иевская. Кстати, стоимость обеда из четырёх блюд была вдвое меньше, чем в других точках общепита города.

В 1995 году в депо «Лобня» было 26 электропоездов, а также парк поездов, совершавших рейсы Москва – Рыбинск, Москва – Углич, Москва – Санкт-Петербург. Большой популярностью пользовались три фирменных экспресса «Москва-Дубна». В них пассажиров обслуживали проводники, имелись мягкие сидения и буфет. Тепловозы депо производили маневровые операции вплоть до Савёлово.

С 1997 года депо снова стало мотор-вагонным, так как весь подвижной состав тепловозов и электровозов был переведён в другие депо. У депо «Лобня» осталась одна функция – пассажирские перевозки пригородного назначения.

1 августа 1997 года работники депо отметили 40-летие своего предприятия. Перед юбилеем обновили главный деповский путь, главную автодорогу. Провели косметический ремонт в цехах, отремонтировали столовую, мужские душевые, актовый зал, капитально отремонтировали цех текущего ремонта, сдали металлолом, захламлявший территорию. В 1998 году восстановили Книгу почёта депо, сделали Доску почёта.

К концу 90-х годов в депо осталось 700 человек. Причём, это в основном жители дальнего Подмосковья, а не лобненцы. Тяжёлый труд не привлекал местных, несмотря на предоставление льгот и услуг (мужчины выходили на пенсию в 55 лет, в депо была восстановлена прекрасная сауна). Предприятие нуждалось в новых квалифицированных кадрах. Объём работ уменьшился за счёт того, что в Лобне перестали формироваться составы поездов дальнего следования. Депо обслуживало только пригородное движение, ремонтировало поезда из других депо. Не миновал депо «Лобня» и вандализм, поразивший всю страну. Воровали всё, откручивали оборудование, устройства, обеспечивавшие безопасность движения, били стёкла, резали сидения. На восстановление приходилось тратить и без того небольшие средства. Электрички старого образца, отслужившие 25-30 лет, были переданы в другие депо, где интенсивность перевозок была меньше, взамен получили другие, отработавшие не более 15 лет.

В 2001 году из-за больших финансовых трудностей, невысокой зарплаты из депо ушли квалифицированные специалисты. Изменился статус депо – теперь оно стало филиалом унитарного предприятия МЖД. Однако работа оставалась прежней – осуществление пригородных перевозок, содержание на должном уровне подвижного состава.

Произошли и положительные изменения. К 2001 году уменьшилась острота проблемы на железнодорожном переезде. Со строительством северной вытяжки маневровые передвижения электричек стали проводиться до переезда, а их выход за переезд был увязан с графиком движения поездов по главному пути. Время простоя автотранспорта у переезда заметно сократилось.

В октябре 2002 года был назначен новый начальник депо – Игорь Анатольевич Болотов. Предприятие имело 46 единиц поездов: обычные и экспрессы «Наукоград» до Дубны. Один из них был пущен в августе 2002 года, второй – к Новому году. Они 6-вагонные (один вагон первого класса и пять вагонов второго класса). В вагонах были телевизоры, видеоаппаратура, биотуалеты, бегущая строка. В пути такой экспресс находился 1 ч. 50 мин. с одной остановкой в Дмитрове.

В 2003 году депо стало подчиняться новой структуре – Центральной дирекции по обслуживанию пассажиров пригородного сообщения. Парк депо состоял из 668 вагонов. Трудилось на предприятии около тысячи человек (текучка стала меньше, с октября 2002 года была введена региональная надбавка к зарплате, стали возвращаться старые работники). Была проведена реконструкция предприятия, ремонт подъездных и деповских путей, обновлено оборудование, усилена охрана территории.

Самое большое подразделение депо – цех эксплуатации – локомотивные бригады. Это 421 человек. Работа у машинистов и их помощников очень ответственная, поэтому руководство предприятия уделяло им и их подготовке большое внимание. Так, в 2003 году был приобретён специальный тренажёр для отработки поведения машиниста в нестандартных ситуациях.

Важное направление работы депо – ремонт подвижного состава, салонного оборудования. Есть подразделение, занимающееся приведением в порядок поездов перед их выходом на линию. Сотрудники службы проводят сухую и влажную уборку. Есть цех приборов безопасности.

В 2004 году 21 машинист и 17 помощников окончили курсы повышения квалификации.

В рамках совершенствования транспортной системы между аэропортом «Шереметьево» и Москвой в конце 2004 года было открыто железнодорожное сообщение по маршруту Савёловский вокзал – станция Лобня. Авиапассажиры от нашей станции на комфортабельных автобусах добирались до терминалов аэропорта. Это был прорыв и в транспортном обеспечении жителей города. Всего за 25 минут на фирменном электропоезде лобненцы могут добраться до станции метро «Савёловская». 27 декабря 2005 года состоялось торжественное открытие специального терминала, состоящего из новой крытой платформы, железнодорожных касс, турникетов и крытой площадки для автобусов на аэропорт. На открытии присутствовали важные гости: министр транспорта РФ И.Левитин, президент ОАО «РЖД» В.Якунин, министр транспорта Московской области П.Кацыв и др.

В 2005 году в локомотивном депо «Лобня» работали 600 человек. Парк состоял из 56 электричек. Возглавлял предприятие Александр Владимирович Чубарев. Коллективом был проведён большой комплекс работ, в том числе капремонт вспомогательных цехов, технологической эстакады в цехе текущего ремонта, колёсного цеха, комнат отдыха локомотивных бригад, что сказывается на качестве подготовки подвижного состава к работе. Внедрялись энергосберегающие технологии для уменьшения себестоимости перевозок. Были изготовлены четыре экспериментальных поезда. Появились скоростные электрички, шло обновление подвижного состава.

Сотрудники депо получали большой соцпакет.

В 2005 году депо получило два комфортабельных поезда М-24К, которые стали эксплуатироваться на участке Москва – Одинцово.

В 2007 году мотор-вагонным депо «Лобня» руководил Валерий Викторович Фурцев. Лобненское депо было одним из самых крупных: помимо основной территории в Лобне, оно включало в себя филиал в районе Белорусского вокзала – бывшее депо имени Ильича. На предприятии работали 1024 человека. Примерно половина из них – локомотивные бригады. В 2007 году в состав депо «Лобня» входили цех текущего ремонта электропоездов, цех подъёмочного ремонта, колёсный, кузовной, электромашинный, автоматный цеха, цех по ремонту электрического и механического оборудования, цех обслуживания приборов безопасности, цех деповского хозяйства и котельная.

Приписной парк депо состоял из 66 единиц (обычные зелёные электрички и экспрессы). Депо обслуживало Курское направление до Подольска, Белорусское направление (243 км), поезда из Москвы в Дубну, Савёлово, Вязьму, Звенигород, Усово, а также два экспресса Москва-Дубна и Савёловский вокзал-станция Лобня.

Проектировалось депо на 8-вагонные составы. Изначально здесь были и электровозы, и тепловозы, и электропоезда. Но увеличилось количество поездов, длина состава возросла до 12 вагонов, поэтому возникла проблема недостатка свободных площадей.

Особое внимание уделялось новой технологии ремонта, подготовке машинистов и проводников к работе на новых экспрессах до «Шереметьево».

В депо работает частное охранное предприятие, которое организует в ночное время рейды. Кроме того, территория депо оснащена камерами видеонаблюдения. Пульт находится у дежурного. В 2011 году депо возглавлял Сергеев Олег Юрьевич.

Наши рекомендации