Тема 3. Рыночное поведение конкурентных фирм

  1. Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике.
  2. Совершенная конкуренция, ее основные признаки. Спрос на продукт и предельный доход совершенного конкурента.
  3. Равновесие фирмы-совершенного конкурента в краткосрочном периоде (минимизация убытков, максимизация прибыли).
  4. Предельные издержки и кривая предложения фирмы в краткосрочном периоде. Отраслевое предложение в краткосрочном периоде.
  5. Равновесие фирмы-совершенного конкурента в долгосрочном периоде. Долгосрочное предложение в конкурентной отрасли.
  6. Совершенная конкуренция и эффективность.
  1. Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике

Конкуренция– форма столкновения интересов субъектов рынка, их соперничества. Конкуренция выполняет важные функции в рыночной экономике: регулирующую, инновационную, аллокационную (функция наиболее эффективного размещения производственных ресурсов) и др.

Рыночная структура – это совокупность тех качественных характеристик, с учетом которых фирмы определяют свое поведение на рынке.

Типы рыночных структур Совершенная конкуренция Множество не очень крупных фирм, однородная продукция, доступность информации, барьеров входа/выхода на рынок нет
Чистая монополия Одна фирма продавец продукции, заменители товара отсутствуют, вхождение на рынок заблокировано, ценообразование полностью контролируется монополией
Монополистическая конкуренция Множество фирм с разнородной продукцией, вход на рынок относительно легкий, имеются определенные ограничения в ценообразовании и получении информации
Олигополия Несколько фирм (3-5), однородная или дифференцированная продукция, вхождение на рынок затруднено, есть ограничения в получении информации и в сфере ценообразования.
  1. Совершенная конкуренция, ее основные признаки. Спрос на продукт и предельный доход совершенного конкурента

Значение анализа чистой конкуренции состоит в том, что, во-первых, существуют рынки, которые очень близки к этой модели, например рынок пшеницы, некоторые финансовые рынки, а значит, изучение абстрактной модели совершенной конкуренции может помочь объяснению закономерностей их развития. Во-вторых, конкурентную отрасль можно рассматривать как простейшую ситуацию, которая может служить исходным пунктом для определения спроса, предложения, цены и объема производства в более сложных моделях конкуренции. В-третьих, с совершенной конкуренцией, как со стандартом, можно сравнивать эффективность реальной экономики, других форм конкуренции с целью выработки рекомендаций по их совершенствованию.

Условия:

  1. Множество продавцов продает однородную продукцию;
  2. Фирма имеет менее 1% общего объема продаж;
  3. Фирма не рассматривает конкурентов как угрозу ее доле продаж, следовательно не интересуется производственными решениями других фирм;
  4. Информация о ценах, технологии, прибыли доступна
  5. Нет ограничений входа/выхода на рынок

Продукт у совершенного конкурента однороден, следовательно безразлично у какой фирмы покупать. Единственный критерий – цена, а ее величину определяет рынок. Таким образом, конкурентная фирма – потребитель цены.

Тема 3. Рыночное поведение конкурентных фирм - student2.ru

Рис.1. Рыночный спрос и спрос для конкурентной фирмы

Общий доход TR=Q*P Величина реализованной продукции умножается на цену
Средний доход AR=TR/Q=P Общий доход на единицу продукции
Предельный доход MR=∆TR/∆Q=P Доход получаемый от продажи дополнительной единицы продукции

Какое бы количество продукции фирма не произвела, она не может повлиять на цену, поэтому каждая дополнительная единица продается по такой же цене, что и предыдущая и приносит фирме такой же средний доход.

  1. Равновесие фирмы - совершенного конкурента в краткосрочном периоде (минимизация убытков, максимизация прибыли)

Существует два подхода к определению уровня производства, при котором конкурентная фирма будет получать максимальные прибыли или минимальные убытки

Сопоставление валового дохода с валовыми издержками Сопоставление предельного дохода и предельных издержек
TC
Тема 3. Рыночное поведение конкурентных фирм - student2.ru

Прибыль максимальна когда валовой доход превышает валовые издержки на максимальную величину.

Фирма может наращивать производство пока предельные издержки (MC) не станут равны цене (далее производство не выгодно). В то же время в условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене (MC=P). Точка, в которой MC=MR определяет оптимальный объем производства.   Максимизация прибыли. Заштрихованная зона представляет собой сектор действия максимальной прибыли. Тема 3. Рыночное поведение конкурентных фирм - student2.ru   Минимизация убытков. При ухудшении рыночной конъюнктуры цена может снизиться с P1 до P2. Фирме следует продолжать производство, т.к. доход позволяет возместить все переменные издержки (цена выше AVC) и часть постоянных. Тема 3. Рыночное поведение конкурентных фирм - student2.ru Когда цена упадет до отметки, когда фирма не в состоянии покрывать издержки, фирма вынуждена прекратить производство.

4.Предельные издержки и кривая предложения фирмы в краткосрочном периоде. Отраслевое предложение в краткосрочном периоде

Кривая предложения совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде выражает функциональную зависимость объема предложения от изменения рыночной цены. Фирма осуществляет производство до точки равновесия, где P=MC. Изменение цены вызовет изменение равновесного объема производства. Следовательно эта зависимость определяется совокупностью точек равновесия, т.е. кривой предельных издержек.

Кривая предложения фирмы в краткосрочном периоде будет иметь восходящий вид и совпадать с отрезком кривой предельных издержек, который лежит выше точки минимума средних переменных издержек (нецелесообразно производить ниже минимума средних переменных издержек).

Тема 3. Рыночное поведение конкурентных фирм - student2.ru

Отраслевое предложение получается путем горизонтального суммирования кривых индивидуального предложения совершенно конкурентных фирм.

Наши рекомендации