Методы государственной поддержки транспортной деятельности
Цель государственного регулирования – обеспечить все группы промышленных потребителей и населения на всей территории России транспортными услугами, достаточными по объему и качеству для создания условий экономической активности.
Организационная структура:
1) На федеральном уровне – министерство транспорта – оно разделено на агентства. Министерство разрабатывает законодательные и нормативные основы для регулирования транспортной отрасли и государственные программы по всем видам Транспорта!.(министр транспорта Максим Соколов)
Российские транспортные инспекции – находятся в составе министерства транспорта, оно имеет представительства во всех регионах. Занимается вопросами выдачи лицензии и контролем за соблюдением правовых основ регулирования транспортного рынка. РТИ также занимается сбором и предоставлением министерствам информации о состоянии транспортного рынка, что необходимо для прогнозирования развития транспортных комплексов регионов; контроль за безопасностью эксплуатации транспортных средств. Соблюдение требований с точки зрения экологии.
2) На территориальном уровне – администрация региона или муниципального образования – осуществляет политику в области развития транспорта
a) Создание равнодоступных условий для всех участников рынка на различные виды транспорта, для этого создаются целевые программы развития транспортного комплекса каждого региона.
b) Контроль за ценообразованием и финансирование отдельных проектов в области развития транспорта.
Методы регулирования транспортной отрасли:
1) Нормативно-правовые
a) Нормативы, обеспечивающие безопасность работы транспорта
b) Лицензирование – выдача разрешения на ведение определенной деятельности в области транспорта на определенный срок. Через лицензирование можно осуществлять регулирование рынка, например, насыщение услуг через снижение требований и ограничение рынка через ужесточение требований.
2) Экономические методы косвенного регулирования.
a) Методы налогового регулирования (например, через вмененный налог и транспортный налог (от лс)).
i) Предоставление льгот в целях стимулирования увеличения предложения транспортных услуг
ii) Введение дополнительных налогов
b) Финансовые методы
i) С целью поддержания определенных видов транспортных услуг, субсидирования убытков отдельных предприятий или отраслей. Бюджетное законодательство разрешает субсидировать убытки только государственных предприятий и возникшие как результат дополнительных расходов или выпадающих доходов в связи с выполнением государственного заказа.
ii) Выделение средств на развитие государственного сектора транспорта, а также для развития инфраструктуры транспорта – этот метод используется при условии наличия целевых программ
iii) Применение штрафных экономических санкций за нарушение условий функционирования субъектов на рынке.
iv) Тарифные и ценовые методы регулирования – цель – сохранить доступность услуг и снизить влияние на инфляционные процессы – бюджетный кодекс РФ требует обязательного покрытия убытка транспортным компаниям, работающим по регулярным тарифам и запрещает перекрестное финансирование прибылью от других услуг убытков, возникших в результате регулирования цен.
3) Методы прямого регулирования – создание государственных компаний в области транспорта (государственные учреждения, государственные унитарные предприятия (ГУП – коммерческое предприятие, но во владении государства), .....)
Одним из первых мероприятий Министерства транспорта Российской Федерации по формированию системы регулирования транспортной деятельности в условиях перехода к рынку стало создание Российской транспортной инспекции (РТИ). На органы РТИ были возложены обязанности проводить лицензирование транспортной деятельности и сервисных услуг, контроль выполнения законодательных актов и требований, налагаемых выданными лицензиями, а также осуществлять целый ряд иных функций, связанных с обеспечением нормального функционирования рынка транспортных услуг. Формирование органов РТИ и их функционирование дали свой положительный эффект, который заключался, в частности, в снижении количества дорожно-транспортных происшествий.
Задачи регулирования транспортной деятельности
1. Основные операции транспорта необходимо регулировать в интересах общественной безопасности (дорожного движения и экологической).
2. Во многих случаях транспорт является естественной монополией, что представляет собой сдерживающий фактор его развития.
3. Чаще всего транспорт сильно подвержен конкурентной борьбе. Это ведет к снижению заработной платы работающих в отрасли.
4. Социальные затраты транспорта очень велики, в связи с этим их необходимо учитывать и перераспределять.