Участники продвижения товаров в логистической системе распределения, их роль и задачи
Логистика распределения – самостоятельная область логистики, её предмет – физическое перемещение, товаров от производителей до конечных потребителей, управление сбытом и товарными запасами.
Система распределения – это совокупность институтов, вовлеченных в поток товара к потребителю вместе с информационными, финансовыми, рекламными и другими видами деятельности, обеспечивающими пригодность и привлекательность продукта для продажи и перепродажи.
Структура самого канала определяется типом посредников, которых можно классифицировать по сочетанию двух признаков: от чьего имени работает посредник (правовая самостоятельность) и за чей счет посредник осуществляет свои операции (экономическая самостоятельность)
Исходя из этого, обычно выделяют четыре основных типа посредников:
· дилер – действует от своего имени и за свой счет;
· дистрибьютор – действует от чужого имени и за свой счет;
· комиссионер – действует от своего имени и за чужой счет;
· агент, брокер – действует от чужого имени и за чужой счет.
Более подробно:
· Дилер – оптовый посредник, приобретающий товар по договору поставки и становящийся собственником этого товара на время пребывания последнего в его ведении (реально или виртуально).
· Дистрибьютор – выступает как посредник от имени производителя, но за свой счет. Производитель представляет ему право торговать своей продукцией на конкретной территории и на определенный срок.
· Комиссионер – выступает от своего имени за счет производителя. Собственником товара, до его передачи покупателю, остается производитель. Договор поставки товара заключается от имени комиссионера, но риск случайной порчи лежит на производителе, перед которым отвечает комиссионер.
· Агент – посредник, выступающий представителем другого лица. За свои услуги агент получает вознаграждеблокнотблокноттние, как по тарифам, так и по договоренности с принципалом.
· Брокер – посредник, сводящий контрагентов. В отличие от агентов, брокеры не состоят в договорных отношениях ни с одной из сторон сделки.
Право собственности | Экономическая обособленность | |
Зависимые | Независимые | |
Полное | Дистрибьюторы на основе сетевого маркетинга | Дистрибьюторы, дилеры |
Частичное | Сбытовые филиалы производственных предприятий | Агенты, комиссионеры |
Нет права | Брокерские представительства | Брокеры |
Участники продвижения товаров в логистической системе распределения
Группируя основные объекты логистической системы, можно выделить:
· Производственные предприятия, добывающие сырьё и материалы; производящие комплектующие и другую инвестиционную продукцию; производящие товары народного потребления
· Розничная торговая сеть
· Оптовые предприятия (все посредники, занимающиеся оптово-посреднической деятельностью)
· Логистические посредники (выполняют логистические функции и направлены на предоставление логистического сервиса – транспортные компании, склады общего пользования)
· Второстепенные участники, обеспечивающие функционирование логистической системы (банки, страховые компании)
19. Проектирование сети распределения
Логистика распределения – самостоятельная область логистики, её предмет – физическое перемещение, товаров от производителей до конечных потребителей, управление сбытом и товарными запасами.
Цель логистики распределения: обеспечение конкурентоспособного уровня обслуживания (лог. сервиса покупателей) путем содержания запасов товаров в пунктах их реализации в соответствии с предпочтениями покупателей.
Последовательность выбора оптимального варианта распределения:
1. Изучение конъюнктуры рынка и определение стратегических целей системы распределения.
2. Определение прогнозируемой величины материального потока, проходящего через систему распределения.
3. Составление прогноза необходимой величины запасов по системе в целом и на отдельных участках товародвижения.
4. Изучение транспортной сети региона обслуживания, составление схемы материальных потоков в пределах системы распределения.
5. Изучение различных вариантов движения системы распределения.
6. Оценка логистических издержек для каждого из вариантов.
7. Реализация выбранного для выполнения одного из разработанных вариантов.
Правила формирования сети распределения:
· Система должна обеспечивать максимальный охват потребителей
· Поставщик формирует складскую сеть приближаясь к потребителям
· Самые высокие транспортные издержки возникают на последних километрах доставки
· Укрупнение грузовой единицы доставки снижает затраты на поставку
· В цепи не должно быть участников с дублирующими функциями
· Конечный потребитель работает на текущих запасах, поэтому поставки конечным клиентам должны быть мелкими и частыми при максимальном обеспечении широты ассортимента
Участники продвижения товаров:
· Производители
· Посредники:
o Торговые (оптовые и розничные)
o Логистические
· Банки, биржи, страховые компании (участники, обеспечивающие функционирование логистической системы)