Экономические модели и эксперименты
Развитие системныхСистемный метод исследования — дети-методов исследования^е ХХ в- Однако предпосылки его возник-
новения складывались еще в XIX в. в процессе перерастания формальной логики в математическую. Именно в этот период Д. Бульсоздает алгебру логики, а У. Джевонси Э. Шредер— первую систему математической логики.
28 Глава 1 Предмет и метод экономической теории
В начале XXв. А. А. Богданов(1873—1928) попытался создать всеобщую организационную науку — тектологию, которая, по мысли ее творца, как и математика, отвлекается от конкретного характера элементов системы, изучая их с точки зрения организованности или дезорганизованности. Это позволяет объединить на основе общего строения социально-экономические, энергетические и биологические процессы. В основе такого объединения лежит идея равновесия: статического и динамического. В соответствии с этим подходом А. Богданов делил все системы на уравновешенные и неуравновешенные.
Мощным импульсом для развития экономического моделирования стали теория и практика народнохозяйственного планирования в СССР (ГОЭЛРО, межотраслевой баланс 1923—1925 гг., модели экономического роста Г. А. Фельдмана и др.). В 1939 г. Л. В. Канторовичсоздал метод линейного программирования. Развитие технических наук (теории машин и механизмов, теории связи и информации), математики (теории алгоритмов, математической логики, теории вероятностей, математического программирования), а также биологии и физиологии (исследование систем регулирования в живых организмах, учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности и т. д.) способствовало возникновению во второй половине 40-х гг. кибернетики. "Отцом" новой науки стал американский исследователь Н. Винер.Кибернетика возникла как наука об управлении сложными динамическими системами (независимо от того, является ли такая система механической конструкцией или живым организмом). Применение кибернетических принципов к экономике увенчалось в начале 60-х гг. созданием экономической кибернетики (В. С. Немчинов, О. Ланге, Г. Греневский, С. Бир и др.).
„ Распространение системных методов исследова-
акономико-ния и р0Ждение кибернетики сопровождались математическое5урным развитием экономико-математического моделирование ^г г
г моделирования.
Экономическая модель— это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования. Создание модели связано с потерей части информации.
Реальный мир м_______________ Модель
Рис. 1—9.Соотношение модели и реального мира
Это позволяет абстрагироваться от второстепенных элементов, сконцентрировать внимание на главных элементах системы и их взаимосвязи. Известные величины, вводимые в модель в гото-
1.2. Метод экономической теории
Положительный наклон
Отрицательный наклон VI
Наклон = О V
Наклон = <*> V
Рис. 1—10. Графическое изображение простейших (линейных) зависимостей
вом виде, называются экзогенными; величины, которые получаются в рамках модели при решении поставленной задачи, называются эндогенными. Связь модели с объективной экономической действительностью двояка: с одной стороны, модель отражает реальный мир, является его условным воспроизведением, с другой — служит его преобразованию в соответствии со сформулированными целями (см. рис. 1—9).
Простейшим видом экономико-математического моделирования является моделирование в двухмерном пространстве — при помощи графиков. Если с увеличением значения аргумента значение функции растет, наклон графика называют положительным, если с увеличением значения аргумента значение функции уменьшается, наклон называют отрицательным. Если с изменением значения аргумента значение функции не меняется, то говорят, что у функции нулевой наклон. Если, наконец, одному и тому же значению аргумента соответствует бесконечное число значений функции, то наклон функции равен бесконечности (см. рис. 1—10).
На рис. 1—10 показаны простейшие линейные зависимости; однако в реальной действительности зависимости носят более сложный характер и изображаются кривыми. Чтобы определить уровень наклона функции в окрестностях данной точки, необходимо к
Глава 1. Предмет и метод экономической теории
ней провести касательную так, как показано на рис. 1—11. Кроме того, наклон функций может меняться, переходя из положительного в отрицательный и наоборот. |
Положительный наклон
Отрицательный наклон VI
Положительный наклон
Отрицательный наклон
Отрицательный наклон
0
тах
О
ГП1П \
Положительный наклон
Рис. 1—11. Определение наклона кривых
Мир моделей многообразен (см. рис. 1—12). Они различаются по уровню обобщения (абстрактно-теоретические и конкретно-экономические), сфере охвата (макро- и микроэкономические), времени и характеру действия (статические и динамические), степени струк-турализации (малоразмерные и многоразмерные), характеру взаимосвязи элементов (линейные и нелинейные) и т. д. Наибольшее значение в экономической науке играет микро- и макромоделирование.
Модель
Статическая
Динамическая
Кратко- Средне- Долгосрочные срочные срочные (до одного (5 лет) (15-20 лет) года)
Рис 1—12. Виды моделей
1.2. Метод экономической теории 31
Предпосылки для возникновения микроэкономики складываются во второй половине XIX в., когда в экономической науке все большее внимание начинает уделяться психологическому фактору. Австрийская школа предельной полезности стала рассматривать в качестве исходного пункта экономической науки автономного индивида, независимого от окружающего мира. Основная задача его деятельности — удовлетворение потребностей в условиях ограниченности ресурсов. Поведение этого индивида рассматривается в различных гипотетических ситуациях с целью выбора оптимального варианта (теория выбора А. Маршалла). При этом предполагается почти полная взаимозаменяемость факторов (труда, капитала и т. д.).
Экономическая наука выступает при таком подходе как сборник готовых рецептов поведения индивида, фирмы и т. д. в стандартных ситуациях, как нормативная наука. Специфически капиталистическое выдается за общечеловеческое, рыночная экономика — за экономику вообще. При таком подходе неизбежно представление о современном обществе как о наилучшем, как о самой гармоничной системе.
Крах золотомонетного стандарта после 1914 г., а затем Великая депрессия 1929—1933 гг. наглядно обнажили несовершенство функционирующей системы. Возникла необходимость возвращения к объективному подходу, типичному для предшествовавшей экономической теории, рассмотрению функционирования народного хозяйства как единого целого (макроэкономика). Это достигается, во-первых, в анализе таких категорий, как национальный доход, сбережения, инвестиции и моделирование взаимосвязей между ними; во-вторых, путем значительного расширения эмпирической базы и совершенствования экономико-математических методов их обработки (развитие эконометрики, кибернетики и т. д.). Причинно-следственные связи вытесняются функциональными и структурными, происходит четкое разграничение микро- и макроэкономики. ЭкономическиеИзучение естественного хода явлений и процес-г..,„„„,„„.,„„пП., сов экономической жизни ставит на повестку дня проведение экспериментов.
Экономический эксперимент— это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью изучения
ЭКСПЕРИМЕНТЫ
На микроуровне На макроуровне
1. Р. Оуэн 1. Народнохозяйственное
2. Ф Тейлор планирование в СССР
3. Г. Форд 2. Кейнсианские эксперименты
4. Э. Мейо и др 3. Политика монетаризма и др.
Рис.1—13. Виды экспериментов
32 Глава 1. Предмет и метод экономической теории
его в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического изменения. Эксперименты могут проводиться как на микро-, так и на макроуровне, как в условиях рыночной экономики, так и вне ее (см. рис. 1—13).
Сознательное массовое экономическое экспериментирование — порождение XIX в. Наиболее известные экономические эксперименты, проведенные на микроуровне, связаны с деятельностью Р. Оуэна, "банками справедливого обмена" П. Ж. Прудона, а также с теоретиками научной организации труда, производства и управления — Ф. Тейлором, Г. Фордом и Э. Мейо.
Широкие эксперименты на макроуровне проводились в СССР с первых лет советской власти. На Западе они связаны прежде всего с именами Дж. М. Кейнса, М. Фридмена и их последователей. В последующий период роль экономических экспериментов заметно возросла, и в настоящее время серьезная, научно обоснованная политика немыслима без проведения широких и разнообразных экономических экспериментов. Экономические эксперименты позволяют на практике проверить обоснованность тех или иных экономических рекомендаций и программ, не допустить крупных народнохозяйственных ошибок и провалов.
Вопросы для повторения
1. Охарактеризуйте основные этапы развития предмета эконо
мической теории. По каким направлениям шло его расширение?
Какие вопросы выпадали из поля зрения экономической теории и
почему?
2. Чем отличается предмет "новой политической экономии" от
предмета политической экономии в традиционном понимании?
3. В чем сходство и различия позитивного и нормативного под
ходов к экономике? В каких случаях предпочтительнее первый, а в
каких — второй?
4. Какие проблемы, стоящие перед экономической теорией,
лучше исследовать на микроуровне, а какие — на макроуровне?
Почему?
5. Как бы вы провели границы между экономикой и смежными
науками — политологией, социологией, психологией и т. д.?
6. Модель — это отражение некоторых, но не всех, сторон ре
альной действительности, следовательно, модель никогда не отра
жает реальность во всей ее полноте. Допустимо ли в этом случае
применение моделей? Возможно ли обойтись без них в теоретичес
ком исследовании?
7. Возможно ли создание единого, универсального метода эко
номической теории7 Если да, то каковы его характерные черты?
Если нет, то почему?
8. В чем достоинства и ограниченность систем, построенных на
основе формальной и диалектической логики?
Примеры решения задач 33
9. В каких случаях экономические явления лучше рассматри
вать исторически, в каких — логически? Охарактеризуйте досто
инства и недостатки обоих методов. Приведите известные вам при
меры их употребления.
10. Что такое эмпирический и теоретический методы? На ка
ких стадиях развития науки они применяются? Каковы их досто
инства и недостатки? Какова их взаимосвязь?
Примеры решения задач