Пробелы в процессуальной регламентации истребования и представления доказательств
Из диссертации
Современное состояние науки уголовного процесса показывает, что существует значительная потребность в теоретических исследованиях, которые могут посодействовать в разрешении многочисленных проблем законодательного и правоприменительного характера, возникающих при производстве по уголовному делу. В этой связи особую ценность приобретают именно те научные разработки, которые посвящены оптимизации важнейших вопросов уголовно-процессуального права. К числу таковых, безусловно, относятся исследования, связанные с уголовно-процессуальным доказыванием. Традиционно считается, что доказывание является центральным компонентом всей уголовно-процессуальной деятельности, «сердцевиной» всего уголовного процесса. От надлежащих действий по собиранию, проверке и оценке доказательств зависит реализация назначения уголовного судопроизводства, обеспечение и соблюдение прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, и, в конечном счёте, эффективность расследования, рассмотрения, разрешения уголовных дел.
В то же самое время отдельные вопросы уголовно-процессуального доказывания на современном этапе развития российской уголовно-процессуальной науки требуют дальнейшего совершенствования. Одним из таких вопросов является проблема собирания доказательств в ходе досудебного производства путём проведения иных процессуальных действий.
Собирание доказательств по уголовным делам осуществляется посредством производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством. В отличие от следственных действий, иные процессуальные действия, осуществляемые в ходе досудебного производства, не имеют детальной процессуальной регламентации, что вызывает сложность их применения на практике. Актуальность данной проблематики обосновывается также и тем, что именно в ходе проведения иных процессуальных действий участники уголовного процесса реализуют права по доказыванию, другие свои права и законные интересы в досудебном производстве по уголовным делам. В этой связи органы предварительного расследования посредством осуществления иных процессуальных действий обязаны обеспечить реализацию норм, гарантирующих защиту личности, её прав и свобод, интересов общества и государства от преступлений.
Выводы и предложения, которые выносятся на защиту:
1. Сущность собирания доказательств заключается в получении доказательств путём их обнаружения (выявления), представлении, истребовании сведений об обстоятельствах и фактах, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела и их процессуальном закреплении, (фиксации). В то же самое время отсутствие надлежащего нормативного определения понятия «собирание доказательств», а также способов собирания доказательств затрудняет уяснения его сущности и порождает различные, порой противоречивые толкования этого явлениякак в теории, так и на практике. В связи с этим считаем необходимым сформулировать статью, посвящённую собиранию доказательств, в следующей редакции:
«Собирание доказательств – это регламентируемая нормами действующего законодательства деятельность следователя, дознавателя, руководителя следственного органа, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, прокурора и суда при участии иных участников уголовного процесса, направленная на получение путём обнаружения, выявления, представления и истребования, а также процессуальном закреплении любых сведений об обстоятельствах и фактах, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела. Способами собирания доказательств являются следственные действия, судебные действия, иные процессуальные действия».
2. Иные процессуальные действия должны представлять собой предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством действия следователя, дознавателя, руководителя следственного органа, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, органа дознания, прокурора и суда при участии иных участников процесса, а также иных лиц, направленные на собирание доказательств путём их представления, истребования, требования производства документальных проверок, ревизий и исследований.
3. Особенностью собирания доказательств путём проведения иных процессуальных действий в ходе досудебного производства является то, что данный способ собирания доказательств, во-первых, не ограничивает права и свободы участников уголовного процесса и других лиц, и, во-вторых, не обеспечивается уголовно-процессуальным принуждением в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования.
4.Критерием классификации иных процессуальных действий в досудебном производстве выступает их деление в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования на следующие виды:1) иные процессуальные действия, проводимые в стадии возбуждения уголовного дела: представление предметов и документов о преступлении в ходе получения объяснений от граждан с их согласия; представление заявлений о преступлении и явок с повинной; представление рапорта о совершенном или готовящемся преступлении; представление постановления прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании; представление результатов оперативно-розыскной деятельности и материалов административной юрисдикции; истребование из средств массовой информации документов и материалов, подтверждающих сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию; требование о производстве документальных проверок и ревизий; проведение исследований документов, предметов, трупов с привлечением специалистов, составляющих заключение, поручение о проведение оперативно-розыскных мероприятий; 2) иные процессуальные действия, проводимые в стадии предварительного расследования: представление документов и предметов для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств подозреваемым, обвиняемым, их защитником, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, их представителями, а также представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, органами, осуществляющими оперативно-розыскные мероприятия и административную юрисдикцию и иными лицами; истребование документов, предметов и иных сведений органами уголовного судопроизводства и защитником; истребование документов и предметов подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком и их представителями, путем заявления ими ходатайств.
5. В стадии возбуждения уголовного дела представление доказательств как иное процессуальное действие является эффективным способом собирания доказательств. Для совершенствования порядка его производства необходимо внести ряд изменений и дополнений в УПК РФ, среди которых необходимо отметить следующие:
1) предлагаем ст.144 УПК РФ дополнить положением о том, что «при проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения от лиц с их согласия и истребовать необходимые материалы»;
2) необходимо ст.142 УПК РФ дополнить нормой следующего содержания: «Признание своей вины, сделанное в ходе заявления о явке с повинной, не может быть использовано в качестве доказательства, если лицо, сделавшее данное заявление, не подтверждает его в ходе допроса»;
3) ст.89 УПК РФ представить в следующей редакции: «Результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить основанием возбуждения уголовного дела и могут использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями закона, регламентирующего эту деятельность, и нормами уголовно-процессуального законодательства»;
4) дополнить ст.144 УПК РФ положением о том, что «представление результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору, в суд для осуществления проверки сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и Инструкцией о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд».
6. Порядок представления материалов административно-юрисдикционного производства прямо не закреплен в УПК РФ, однако, на наш взгляд, его результаты, во-первых, могут являться основанием к возбуждению уголовного дела, а, во-вторых, сами материалы должны вовлекаться в сферу уголовно-процессуального доказывания в соответствии с ч.2 ст.86 УПК РФ. Оформить эти материалы можно протоколом представления по аналогии с материалами ОРД. Процессуальный статус этих материалов будет иметь вид вещественных доказательств или иных документов.
7. Отсутствие правовой регламентации в УПК РФ процессуального порядка проведения и оформления истребования доказательств в ходе возбуждения уголовного дела негативным образом сказывается в правоприменительной практике. Для решения этой проблемы действующее законодательство требует своего совершенствования путём дополнения ст.144 УПК РФ положением о возможности истребования документов и предметов в ходе проверки сообщения о преступлении. В связи с этим необходимо предусмотреть отдельную статью о порядке истребования и приобщения доказательств к материалам дела или проверки по сообщениям о преступлении в следующей редакции:
«Документы и предметы могут быть истребованы путем письменного запроса в соответствующее учреждение, предприятие или организацию. У физических лиц истребование может быть проведено в письменной и устной форме.
Результаты истребования оформляются протоколом истребования и постановлением о приобщении документов (предметов). В данных процессуальных документах должны содержаться следующие сведения: должностное лицо, истребующее материал, место и время его истребования; граждане, если они присутствовали при истребовании; лицо, у которого истребуются документы, предметы; сами материалы (место нахождения, состояние, индивидуальные признаки); упаковка материала. Протокол подписывается всеми присутствующими, его копия вручается владельцу выданных документов или предметов».
8. Акты ревизий, документальных проверок, иных проверок, как результаты проведения иных процессуальных действий по собиранию доказательств в досудебном производстве, должны получить статус самостоятельных видов доказательств в отдельном пункте части второй статьи 74 УПК РФ.
9.В ходе предварительного расследования представление доказательств является средством реализации участниками уголовного процесса, имеющими свой или представляющими интерес других лиц, своего права на участие в доказывании путём представления документов, предметов, заключения специалиста органам и (или) лицам, осуществляющим уголовное судопроизводство, для приобщения их к делу в качестве доказательств. Нормативное закрепление этого процессуального действия, содержащееся в ч.2 ст.86 УПК РФ, в настоящее время требует своего дополнения и изменения и может быть представлено в следующей редакции:
«Подозреваемый, обвиняемый, защитник, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители вправе собирать и представлять документы, предметы и заключение специалиста для приобщения их к делу в качестве доказательств. Представители органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций и объединений, органы, осуществляющие ОРД и административную юрисдикцию, заявитель, иные лица и должностные лица также вправе представлять документы и предметы, имеющие отношение к делу, для приобщения их в качестве доказательств».
10. В целях обеспечения права участников уголовного процесса представлять документы и предметы для приобщения их в качестве доказательств на предварительном расследовании предлагаем ч.2 ст.159 УПК РФ представить в следующей редакции:
«Подозреваемому или обвиняемому, его защитнику, а также потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, их представителям не может быть отказано в производстве следственных и иных процессуальных действий, если обстоятельства, об установлении которых они ходатайствуют, имеют значение для данного уголовного дела».
11. В связи с отсутствием в УПК РФ надлежащего процессуального порядка собирания доказательств путём их истребования предлагаем внести следующие изменения в действующее законодательство:
1) положения ч.4 ст.21 УПК РФ необходимо закрепить в ст.86 УПК РФ, соответственно ч.4 ст.21 УПК РФ необходимо исключить;
2) в ст.86 УПК РФ следует указать, какие сведения, документы и предметы могут быть истребованы, срок и процессуальную форму их истребования;
3) также ст.86 УПК РФ необходимо дополнить положением о возможности подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей собирать документы и предметы путем заявления ходатайств об их истребовании.