Формирование себестоимости рейса

Себестоимость рейсов представляет собой стоимостную оценку используемого авиационного топлива, материалов, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, затрат на полеты и обеспечение взлет-посадок, а также затрат, необходимых для выполнения регулярных и нерегулярных рейсов ВС по внутренним или по международным воздушным линиям (рис.1).

Себестоимость рейсов: Факторы, влияющие на

Основные направления себестоимость рейсов

Расходов

                       
   
· Маршруты авиаперевозок · Протяженность участков полета · Загрузка рейсов · Основные летно-технические характеристики ВС · Компоновка салонов и грузовых помещений · Число членов экипажа · Цены на авиатопливо · Ставки сборов, тарифы и цены на обслуживание в аэропортах · Аэронавигационные сборы на маршруте и в районе аэропортов · Сведения о стоимости борт питания · Сведения о стоимости проживания в гостинице · Нормативы расходов на командировки · Ставки комиссионных отчислений · Условия и ставки страхования пассажиров (багажа грузов)  
   
· Расходы на АвиаГСМ · Аэропортовое осблуживание · Аэронавигационные сборы · Питание пассажиров · Содержание и питание экипажей · Расходы на страхование пассажиров · Отчисления агентствам  
      Формирование себестоимости рейса - student2.ru
 
 
 
   
· Наличие ВС и авиадвигателей, планы поставок и списания ВС · Количество рейсов поквартально, план (факт) · Налет часов по типам ВС поквартально, план (факт) · Стоимость ВС и авиадвигателей · Норма амортизационных отчислений · Стоимость аренды ВС и авиадвигателей · Платежи по финансовому лизингу · Стоимость форм периодического технического обслуживания · Трудоемкость периодического техобслуживания · Стоимость нормо-часа технического обслуживания · Стоимость капитальных ремонтов ВС и авиадвигателей · Ресурсы ВС и авиапредприятий · Условия и ставки страхования ВС, экипажей, ответственности перед третьими лицами · Состав экипажей ВС, число бортпроводников · Повременная оплата (оклады) ЛС и бортпроводников · Сдельная оплата ЛС и бортпроводников · Доплата и премии · Расходы на содержание ЛС и БП · Налет часов на экипаж · Ставки отчислений в социальные фонды  
 
· Амортизация ВС · Платежи за аренду (лизинг) ВС · Заработная плата летного состава и бортпроводников · Отчисления на социальные на социальные нужды · Расходы на капитальные ремонты и периодическое техническое обслуживание ВС · Страхование экипажей · Ответственность перед третьими лицами  
    Формирование себестоимости рейса - student2.ru
 
 
 
  Формирование себестоимости рейса - student2.ru




Рис. 1 Составляющие себестоимости рейсов и факторы, влияющие на себестоимость

Уровень себестоимости рейсов зависит от характеристик маршрута, от летно-технических характеристик самолетов, от стоимости топлива, затрат на аэропортовое и аэронавигационное обслуживание, от стоимости ВС, затрат на поддержание исправности авиационной техники, уровня заработной платы и других составляющих затрат.

Методика расчета себестоимости рейсов воздушных судов сводится к расчетам или выделению двух групп статей затрат, которые могут быть прямо включены в себестоимость рейсов, но при этом различаются способами расчета, - постоянные и переменные затраты.

К постоянным расходам относятся статьи затрат, которые не зависят от количества выполненных рейсов:

· Амортизация ВС и авиадвигателей;

· Затраты, связанные с лизингом ВС;

· Повременная оплата труда летного состава и бортпроводников;

· Отчисления в социальные нужды;

· Расходы на периодическое техническое обслуживание ВС;

· Расходы на капитальный ремонт ВС и авиадвигателей;

· Расходы на страхование ВС и профессиональной ответственности.

К переменным расходам относятся статьи затрат, непосредственно связанные с выполнением рейсов:

· Аэропортовые расходы;

· Затраты на оперативное техническое обслуживание ВС;

· Сдельная оплата труда летного состава и бортпроводников;

· Расходы на авиаГСМ;

· Аэронавигационные сборы;

· Сборы за метеобеспечение;

· Расходы на питание пассажиров и экипажей в рейсе;

· Расходы на содержание и питание экипажей в чужих в аэропортах;

· Расходы на страхование пассажиров (грузов);

· Отчисления агентствам.

Исходными данными для расчетов себестоимости рейсов и летного часа ВС являются:

· Основные летно-технические характеристики воздушных судов, а именно весовые характеристики, пассажировместимость, расход топлива, дальность полета, скорость;

· Сеть маршрутов перевозок с указанием аэропортов вылета, промежуточных посадок, расстояния между пунктами вылета и посадки, фактические или планируемые перевозки пассажиров, грузов и почты;

· Сведения по наличию ВС и налету часов, ресурсные характеристики планеров и двигателей, данные по трудоемкости технического обслуживания, планируемые (производственные) капитальные ремонты;

· Отчеты о финансовой деятельности предприятий воздушного транспорта, накопительные ведомости учета первичных документов, отражающих производственные затраты;

· Действующие и планируемые на перспективу цены на авиационное топливо, цены на самолеты и авиационные двигатели, данные о стоимости лизинга самолетов, ставки сборов, тарифы (цены) за аэропортовое и аэронавигационное обслуживание, цены на выполнение различных форм и видов технического обслуживания, цены капитальных ремонтов, виды и ставки страхования, ставки налогов, включаемых в себестоимость;

· Фактические данные по численности и заработной плате летно-подъемного состава, инженерно-технического и наземного персонала, установленные тарифные коэффициенты, сдельные расценки, применяемые доплаты, ставки начисления на заработную плату и прочие сведения.

Расходы на оплату труда летного состава и бортпроводников могут зависеть не только от налета часов парком ВС авиапредприятия, но и от условий выполнения конкретных внутренних и международных рейсов. В таких случаях затраты на оплату летного состава и бортпроводников рассчитываются с учетом различий в окладах, доплатах, надбавках, сдельных расценках за выполнение летной работы, в составе экипажей и в налете часов экипажами по рейсам.

К косвенным или накладным относятся затраты, связанные с выполнением нескольких рейсов, расходы на управление авиапредприятия, расходы на содержание служб общехозяйственного назначения и прочие, которые прямо отнести на выполненные (или планируемые) рейсы не представляется возможным.

К накладным отнесены затраты по статьям: отчисления на социальные нужды от заработной платы наземного персонала; прочие производственные и общехозяйственные расходы, включаемые в себестоимость перевозок, не отраженные в вышеуказанных статьях затрат.

Накладные расходы определяются по авиакомпании или авиапредприятию в целом, а затем распределяются: по видам деятельности, по типам ВС и рассматриваемым рейсам.

По видам деятельности затраты распределяются в соответствии с принятыми в авиапредприятии способами распределения накладных расходов.

По типам ВС и затем по рейсам накладные расходы распределяются пропорционально планируемым или выполненным объемам работы в тонно-километрах (или пассажиро-километрах).

Для учета в себестоимости рейса определяются удельные расходы на тонно-километр (пассажиро-километр), на летный час или коэффициенты, учитывающие накладные затраты, в процентах от значений по прямым статьям затрат.

Наши рекомендации