Сокращение численности персонала
Сокращение численности персонала организации может происходить как в сжатые, так и в длительные сроки. Краткосрочное сокращение персонала связано с быстрым избавлением от избыточных кадров, что может быть сопряжено со значительными затратами вследствие необходимости предлагать высокие компенсации за ранний выход на пенсию, добровольный уход и т.д. Значительными могут быть и расходы в связи с новым трудоустройством работников, предупрежденных об увольнении (см. п. 10.9). Долгосрочное сокращение персонала может сопровождаться систематическим применением новых технологий или производственных методов, которые требуют постепенного сокращения численности занятых. Основными особенностями долгосрочного сокращения персонала являются переподготовка и передвижения работников.
Ожидаемыми от сокращения выгодами могут быть уменьшение накладных расходов, ускорение процесса принятия решений, сокращение бюрократии, улучшение внутренних коммуникаций и более предприимчивое поведение исполнителей.
К недостаткам сокращения персонала относятся следующие.
(а) Сокращение персонала может представлять собой обманчиво простую попытку быстро решить проблемы, требующие на самом деле долгосрочных решений.
(б) Вводимые при этом изменения могут быть поверхностными и неэффективными.
6. Изменения и коммуникации
(в) Неопределенность, связанная с осуществлением сокращения персонала, может заставить лучшие, наиболее квалифицированные кадры подать в отставку, что приведет к потере компанией критически важных навыков и уровня квалификации.
(г) Возросшая нагрузка на оставшиеся кадры может привести к демотивации и снижению качества.
(д) Нарушения рабочего графика, вызванные сокращением персонала, могут привести к сбою всего производственного механизма и операционным проблемам.
В разукрупняющейся организации может пострадать моральный климат, если оставшиеся работники сочтут, что увольнения и сокращения персонала были необоснованными и/или недостаточно честно проводились. Кроме того, тем, кто «выжил» в процессе сокращения, необходимо дать новую мотивацию и объяснить смысл происходящего, а не только уверенность, что теперь им придется больше работать, чтобы выполнить объем работы, который раньше полагалось делать уволенным сотрудникам. Оставшиеся могут почувствовать недостаток уверенности в своей способности выдержать дополнительную нагрузку и ответственность. Могут быть также заблокированы ранее существовавшие возможности карьерного продвижения, а неформальные межличностные коммуникации и система взаимопомощи и поддержки могут быть разрушены.
Попавшие под сокращение могут реагировать на потерю рабочего места по-разному, в зависимости от личных качеств и того, какую важность они придавали своей работе. Некоторые люди легко адаптируются и вполне конструктивно относятся к увольнению по сокращению штатов, рассматривая это как возможность сменить род деятельности и попробовать свои силы в новом деле. Обычно эти люди обладают высокой профессиональной квалификацией и легко могут найти альтернативное место. Другие впадают в гнев и депрессию. Они чувствуют себя преданными своей организацией, которой они посвятили лучшие годы своей трудовой карьеры. Это ведет к утрате энергии, стрессам, раздражительности, неспособности собраться, сконцентрироваться, потере самоуважения.
Руководители, сталкивающиеся с необходимостью сокращения персонала организации, должны:
• задействовать открытые коммуникационные системы для связи с работниками (для предотвращения просачивающихся слухов и домыслов);
• позволять работникам выплескивать болезненные эмоции;
Основы управления человеческими ресурсами
• терпеливо объяснять необходимость сокращения персонала и отсутствия какой-либо альтернативы этому;
• в мельчайших подробностях планировать процедуру сокращения, исследуя все имеющиеся возможности и сценарии развития событий;
• признавать дополнительную нагрузку и напряжение для менеджера, которому предстоит сообщить дурные вести коллегам (возможно, это потребует особого психологического тренинга).
Упрощение управленческой структуры
Это — технология сокращения структур и сокращения штатов и совершенствования эффективности деятельности, которая намеренно направлена на увеличение зон контроля высшего руководства. Наиболее часто она применяется в организациях со сложной иерархической управленческой системой, состоящей из нескольких уровней руководителей среднего звена, причем каждый менеджер контролирует несколько непосредственных подчиненных. В основном, упрощение административной структуры оправданно при внедрении компьютерных систем управления, которые позволяют менеджерам одновременно контролировать работу 30—35 подчиненных. Это дает экономию средств и ускорение прохождения через организацию потока коммуникаций. Для успеха данной технологии необходимы следующие условия.
(а) Она должна осуществляться как часть всеобщей стратегии реструктуризации организации, а отнюдь не как паническая мера в период финансового кризиса.
(б) Следует сократить административную бюрократию и свести до минимума бумажную работу так, чтобы оставшиеся администраторы с легкостью справлялись бы с ней.
(в) Наиболее талантливые руководители компании не должны потерять свои места в процессе упрощения управленческой структуры только потому, что они занимали должность в одном из ликвидируемых подразделений.
(г) Такое мероприятие следует проводить «одним махом», в противном случае неопределенность по поводу предстоящего упрощения управленческой структуры может сильно демотивировать оставшихся работников.
6. Изменения и коммуникации
ХАОТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Хаос
Сейчас более, чем когда-либо, специалисты по HRM вынуждены работать в быстроменяющейся среде и поэтому должны научиться действовать в условиях «хаотических» изменений. Теория хаоса ставит под сомнение утверждение о возможности управления изменениями систематическим образом. Утверждают, что беспорядок и неразбериха присущи бизнес-ситуациям, так что теория и практика управления должны сосредоточиваться на эффективных средствах реагирования на неопределенность и изменения. Многие поколения ученых интересовались теорией хаоса; они стремились понять последствия влияния микрособытий на макросистемы (например, бабочка, складывающая крылышки где-то в северной Сибири, может спровоцировать цепь событий, приводящих к зарождению урагана в США). Число возможных комбинаций микрособытий и их потенциальных результатов было настолько велико, что возникла необходимость в новой трактовке природы таких понятий, как «прогнозирование» и «неопределенность» с учетом фундаментальной нестабильности природы. Эти идеи начали оказывать влияние на теорию управления по мере того, как прохождение организационных изменений и изменений среды ускорились до беспрецедентных уровней.
«Хаотический» подход ставит под сомнение традиционный акцент науки на стремлении раскрыть взаимоотношения между причиной и следствием. Скорее необходимо признать, что каждое событие тем или иным образом влияет на каждое другое событие, так что не существует четких и прямых цепей причинности: последствия изменений одной из переменных влекут за собой что-либо другое, что в свою очередь влияет на другие вещи, которые сами по себе оказывают воздействие на многочисленные прочие переменные, в том числе и те, которые были затронуты самыми первыми. Таким образом, природа — это система продолжительных обратных связей с взаимодействующими вводными и результатами. Законы природы существуют, но являются слишком сложными, чтобы их можно было объяснить с позиций прямолинейных взаимоотношений «причина—следствие». Например, рассмотрим задачу определения формы снежинки на пути ее падения на землю. На снежинку оказывают влияние качество окружающего воздуха, его температура, прочие условия внешней среды, которые одновременно и сами испытывают влияние снежинки (путем снижения температуры, изменения влажности воздуха и т.д.), продолжая влиять на ее форму и т.д.
Состояние равновесия в бизнес-ситуации может быть нарушено на первый взгляд тривиальными событиями (перевод персонала, личное
Основы управления человеческими ресурсами
недовольство, изменение принятых процедур и т.д.), которые на самом деле имеют последствия, взаимодействующие и взаимоусиливающиеся в исключительно сложной комплексной манере. Теория хаоса была предложена для объяснения неожиданных возмущений на фондовой бирже и валютных рынках, нестабильности мировых цен на нефть и другие товары, а также внезапных крушений организационных структур. Для менеджмента подход с позиций хаоса подразумевает следующее.
(а) Руководство не может контролировать деятельность в долгосрочной перспективе, поскольку состояние среды бизнеса в будущем полностью непредсказуемо из-за сложности и многозначности причинно-следственных взаимосвязей.
(б) Стабильная на первый взгляд среда может без каких-либо видимых причин внезапно превратиться в нестабильную, и наоборот. Отсюда вытекает необходимость признания, что «что-то может случиться» и с учетом этого строить планы.
(в) Организация может казаться стабильной, а затем неожиданно превратиться в высоко не стабильную.
(г) Нестабильные организации не обязательно должны быть неуспешными.
(д) Бизнес постоянно подвергается воздействию динамических сил, действующих в разных направлениях. Примерами подобных сил могут быть условия рынка, законодательные основы бизнеса, децентрализация процесса принятия решений, а также стремление людей либо к переменам, либо к спокойной жизни. Организация, движущаяся в сторону стабильности, рискует «закостенеть» и потерять инновационный потенциал. И напротив, движение в направлении крайней нестабильности могут привести организацию к коллапсу.
(е) Компании должны быть достаточно гибкими и отзывчивыми на изменения среды. Им следует позаботиться об эффективной системе сбора информации и сосредоточить внимание на краткосрочной, а не на долгосрочной деятельности.
(ж) Долгосрочное планирование по существу бесполезно, поскольку оно не позволяет предвидеть будущее состояние среды бизнеса.
(з) Сообщение о миссии организации следует постоянно пересматривать и обновлять.
(и) Как правило, статистические прогнозы ошибочны. В качестве средств, обеспечивающих принятие решений, более полезными являются моделирование и построение сценариев.
(к) Процесс перемен никогда не закончится, он бесконечен.
6. Изменения и коммуникации
Для того чтобы успешно справляться с хаотическими ситуациями, компании должны научиться делать выводы из прошлого и настоящего опыта, систематически пересматривать уроки, извлеченные из прошлой деятельности и на основании всего этого разрабатывать быстрые и гибкие методы реагирования на быстроменяющуюся внешнюю среду бизнеса.