Основания и процессуальный порядок избрания мер домашнего ареста и заключения под стражу

При избрании меры пресечения домашнего ареста могут быть установлены ограничения и запреты на общение с определенными лицами (физическими, юридическими), на переговоры с использованием любых средств связи, на отправление и получение любой корреспонденции, на свободу передвижения вне точно определенных мест; с учетом тяжести преступления и особенностей возраста, состояния здоровья, семейного положения, рода занятий и других обстоятельств, и главное условий для практического исполнения данной меры пресечения. Она предполагалась и до сих пор предполагается стать альтернативой заключению и содержанию под стражей лиц, количество которых в России никак не удается существенно уменьшить; не случайно, что при надлежащем поведении срок домашнего ареста включается в срок уголовного наказания (п. 9 ч. 1 ст. 308 УПК

Заключение под стражу – наиболее строгая мера пресечения из рассмотренных ранее, но цели ее те же: обеспечить надлежащее (правомерное) поведение обвиняемого, подсудимого и осужденного (до вступления приговора в законную силу), а в исключительных случаях, предусмотренных законом, и подозреваемого. УПК, вместе с УК, определяют специальные условия для законного избрания и применения этой меры пресечения, это целый комплекс:

• если было совершено (совершеннолетним) преступление, за которое закон предусматривает, как правило, более 2 лет лишения свободы;

• невозможность применения иной, менее строгой меры пресечения и процессуального принуждения;

• особый порядок досудебной подготовки и судебного рассмотрения материалов об этой мере пресечения;

• содержание заключенных под стражу только в определенных законом местах (помещениях, условиях) и не свыше точно определяемого судом срока.

К несовершеннолетним обвиняемым и подозреваемым заключение под стражу применимо лишь при обоснованном обвинении (подозрении), что им было совершено умышленное преступление, за которое предусмотрено свыше 5 лет лишения свободы, а в исключительном случае – и при совершении этим лицом преступления средней тяжести.

Процессуальные гарантии прав и свобод личности при применении мер процессуального принуждения.

Уголовное судопроизводство является важнейшей сферой государ­ственной деятельности. От хода и результата разрешения социальных конфликтов, выражающихся в совершении пре­ступлений, зависит эффективность деятельности многих социальных институтов.

В Конституции РФ закреплено неотъемлемое право каждого человека на свободу и личную непри­косновенность (ст. 22). Но данное право не является абсолютным. Соглас­но п. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». Более того, ряд неправомерных деяний закон относит к преступным и, соответственно, запрещает их совершение под угрозой наказания. Поэтому, «в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных инте­ресов других лиц», «права и свободы человека и гражда­нина могут быть ограничены федеральным законом» (п. 3 ст. 55 Конституции РФ).

При формально-юридическом равенстве всех перед законом и судом (по ст. 19 Конституции РФ, ст. 4 УК и ст. 6 ГПК РФ) есть существенные особенности, юридические и фактические, избрания и применения мер пресечения к некоторым категориям специальных субъектов, т. е. к несовершеннолетним, к невменяемым, отдельным категориям граждан.

Применение или неприменение меры пресечения может быть обжаловано участниками, чьи права и законные интересы этим были затронуты и, конечно, должностными лицами, ведущими досудебное производство: вышестоящему прокурору, руководителю органа дознания или следствия или в суд, не исключая апелляционную, кассационную и надзорную инстанции (ч. 5 ст. 388 УПК).

Тема 15.

Приостановление производства по делу

План.

1. Понятие и значение приостановления предварительного расследования

2. Основания, условия и процессуальный порядок приостановления предварительного расследования

3. Деятельность следователя по приостановленному уголовному делу. Розыск обвиняемого. Возобновление предварительного расследования

1. Понятие и значение приостановления предварительного
расследования

Одной из непосредственных задач уголовного судопроизводст­ва является необходимость быстрого и полного раскрытия и рас­следования преступлений. Уголовная ответственность — лишь то­гда эффективное средство общей и частной превенции преступлений, когда момент ее реализации максимально приближен к моменту со­вершения преступления.

Невозможно окончить предварительное расследование и провести судебное разбирательство также в тех случаях, когда обвиняемый отсутствует или не может принять участие в процессе по иным при­чинам. На процессуальное разрешение таких ситуаций и направ­лен институт приостановления производства по уголовному делу, частным проявлением которого является приостановление предва­рительного расследования.

Приостановление предварительного расследования не означает его окончания. Поскольку задачи предварительного расследования не выполнены, уголовное дело не может быть направлено в суд ли­бо прекращено. Однако возникновение неблагоприятных для инте­ресов уголовного судопроизводства обстоятельств, связанных с не­возможностью участия в процессе подозреваемого (обвиняемого), делает нерациональным задействование всей системы процессуаль­ных гарантий, включая процессуальные сроки, вплоть до устранения негативных обстоятельств.

Приостановление предварительного расследования — вынуж­денное действие, которое свидетельствует о невозможности выпол­нения задач уголовного судопроизводства в полной мере. Вместе с тем правовая регламентация деятельности в таких ситуациях, без­условно, несет положительную нагрузку.

Во-первых, само наличие уголовно-процессуального института приостановления предварительного расследования представляет собой важную процессуальную гарантию обеспечения прав и закон­ных интересов личности. Очевидная необходимость снижения ак­тивности процессуальной деятельности должна быть реализована лишь в рамках строго установленной процессуальной формы, при наличии прямо предусмотренных оснований и условий, отличаться единообразием деятельности и фиксации ее хода и результатов. Так, кроме указанных в ст. 208 УПК оснований приостановления предварительного расследования, на практике могут возникнуть и иные препятствия к продолжению процессуальной деятельности (не­возможность участия в процессе потерпевших, длительность про­изводства экспертизы и т.д.). Однако законодатель не позволяет приостанавливать расследование в этих случаях, чем не только соз­дает гарантии обеспечения прав личности, но и стимулирует к окон­чанию расследования, т.е. решению задачи выявления виновных, всестороннего и полного раскрытия и расследования преступлений.

Во-вторых, институт приостановления предварительного рас­следования служит экономии процессуальных сил и средств. Оче­видна нецелесообразность затраты значительного количества вре­мени на возбуждение ходатайств о продлении срока предваритель­ного следствия при отсутствии необходимости производства следст­венных действий.

В-третьих, исключая возможность производства следственных действий, приостановление предварительного расследования тем са­мым ограничивает возможность необоснованного применения про­цессуального принуждения к лицам, задействованным в уголовном судопроизводстве. Иначе говоря, институт приостановления пред­варительного расследования служит охране прав и законных инте­ресов личности.

Таким образом, приостановление предварительного расследо­вания — это отраженное в соответствующем постановлении решение должностного лица, осуществляющего производство по уголовному делу, влекущее временный перерыв в производстве расследо­вания, продолжающийся с момента вынесения постановления о приостановлении предварительного расследования до возобновле­ния производства по делу, возможный только при наличии указан­ных в законе оснований и условий, характеризующийся приоста­новлением течения срока предварительного расследования и изме­нением методов работы следователя (дознавателя).

Наши рекомендации