Определение цены программного продукта
Рассчитав текущие затраты на разработку ПП, можно определить себестоимость одной копии ПП по формуле:
, (4.10)
где - себестоимость одной копии ПП,
С – текущие затраты на разработку ПП,
N – объем продаж в натуральном выражении,
и – затраты на тиражирование и сервисное обслуживание в расчете на одну копию.
(руб) (4.11)
Оптовая цена одной копии определяется по формуле:
, (4.12)
где – прибыль.
Прибыль определяется исходя из рентабельности ПП по формуле:
, (4.13)
где – процент предполагаемой рентабельности, он составляет 20%.
(руб) (4.14)
(руб) (4.15)
Рассчитаем цену продаж ПП по формуле:
, (4.16)
где НДС – налог на добавленную стоимость в соответствии с действующей ставкой на данный вид продукции (18%).
(руб) (4.17)
(руб) (4.18)
Таким образом, цена на программный продукт будет установлена в размере 1409,49 руб.
4.4 Финансовый план
Финансовый план является заключительным разделом бизнес-плана и содержит обоснование экономической эффективности затрат, связанных с разработкой и реализацией ПП.
Предполагаемые доходы от продажи ПП определяются по формуле:
, (4.19)
где – цена продажи ПП,
– объем продаж по периодам в соответствии с исследованиями рынка.
(руб) (4.20)
Издержки производства включают кроме текущих затрат, расходы на тиражирование, сервисное обслуживание, маркетинг, рекламу и некоторые виды налогов (на имущество, местные налоги и т.п.):
, (4.21)
где – издержки производства,
С1 – себестоимость копии ПП,
– затраты на маркетинг и коммерческие расходы (они составляют 25% от Qпр – распечатка и рассылку буклетов о данном программном продукте на предприятия, деятельность которых связана с проектированием кабельных систем), к ним будут отнесены затраты на рекламу и страхование:
(руб) (4.22)
– налоги, в состав которых входят:
– налог на имущество, составляющий 1,5% от стоимости ВТ:
(руб) (4.23)
– прочие налоги, составляющие 5% от заработной платы персонала;
(руб) (4.24)
Сумма налогов составит:
(руб) (4.25)
И= · 22+ +828,75 = 30120,93 (руб) (4.26)
Прибыль от реализации равна разности предполагаемого дохода и издержек (формула 4.10).
П=Qпр-И (4.27)
П= – 30120,93 = 887,85 (руб) (4.28)
Налог на прибыль Нп составляет 20 % от прибыли от реализации:
Нп= 887,85· 0,2= 177,57 (руб) (4.29)
Чистая прибыль равна прибыли от реализации за вычетом налога на прибыль:
Чп=П-Нп (4.30)
Чп= 887,85 - 177,57 = 710,28 (руб) (4.31)
Расчеты производятся по годам и сводятся в таблицу 4.5.
2015 год.
Планируемый объем продаж – 7 шт.
Доходы от продаж:
(4.32)
Издержки производства:
И= · 7+ /3+828,75/3 = 9713,94 (руб) (4.33)
Прибыль от реализации:
П= 9866,43– 9713,94 = 152,49 (руб) (4.34)
Налог на прибыль:
Нп= 152,49· 0,2 = 30,5 (руб) (4.35)
Чистая прибыль:
Чп= 152,49 – 30,5 = 121,99 (руб) (4.36)
2016 год.
Планируемый объем продаж – 8 шт.
Доходы от продаж:
(4.37)
Издержки производства:
И= · 8+ /3+828,75/3 = 10693,05 (руб) (4.38)
Прибыль от реализации:
П= – 10693,05 = 582,87 (руб) (4.39)
Налог на прибыль:
Нп= 582,87 · 0,2 = 116,57 (руб) (4.40)
Чистая прибыль:
Чп= 582,87 – 116,57 = 121,76 (руб) (4.41)
2017 год.
Планируемый объем продаж – 7 шт.
Доходы от продаж:
(4.42)
Издержки производства
И= · 7+ /3+828,75/3 = 9713,94 (руб) (4.43)
Прибыль от реализации:
П= 9866,43– 9713,94 = 152,2 (руб) (4.44)
Налог на прибыль:
Нп= 152,2· 0,2 = 30,44 (руб) (4.45)
Чистая прибыль:
Чп= 152,2 – 30,44 = 466,3 (руб) (4.46)
Таблица 4.5 – Предполагаемые доходы от продаж
Показатели | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | Итого |
Планируемый объем продаж (шт.) | ||||
Доходы от продаж (руб.) | 9866,43 | 9866,43 | ||
Издержки производства (руб.) | 9713,94 | 10693,05 | 9713,94 | 30120,93 |
Прибыль от реализации (руб.) | 152,49 | 582,87 | 152,49 | 887,85 |
Налог на прибыль (руб.) | 30,5 | 116,57 | 30,5 | 177,57 |
Чистая прибыль (руб.) | 121,99 | 466,3 | 121,99 | 710,28 |
Таким образом, чистая прибыль от реализации проекта ориентировочно составит 1202,95 руб., поэтому проект в целом можно считать безубыточным.
Расчет безубыточности
Степень экономического риска в условиях неопределенности оценивается при помощи точки безубыточности, которая позволяет провести финансовый анализ проектов и динамичности основных показателей эффективности (прибыль, рентабельность).
Точкой безубыточности в разработанном бизнес-плане является объем продаж ПП в натуральном выражении, при котором возможно покрытие всех расходов без получения прибыли.
Расчет достижения безубыточности производится по следующей формуле:
, (4.47)
где – критический объем продаж ПП, при котором будет достигнута безубыточность, шт.,
– сумма условно-постоянных (фиксированных) затрат, руб,
– цена продажи одного ПП, руб.,
– сумма условно-переменных затрат для одного ПП.
К условно-постоянным затратам можно отнести затраты на маркетинг, накладные расходы, налоги (налог на имущество и прочие налоги).
Сумма условно-постоянных затрат определяется по формуле:
, (4.48)
где – затраты на маркетинг,
– накладные расходы,
Н – налоги.
(руб) (4.49)
К условно-переменным затратам можно отнести заработную плату на разработку одного ПП, начисления на заработную плату и затраты связанные с использованием машинного времени.
Сумма условно-переменных затрат для одного ПП определяется по формуле:
, (4.50)
где – заработная плата на разработку одного ПП,
– начисления на заработную плату,
– затраты связанные с использованием машинного времени.
(руб) (4.51)
(шт) (4.52)
После расчета критического объема продаж строится график безубыточности, который представлен на рисунке 4.1.
Рисунок 4.1 – График определения точки безубыточности
На рисунке
Фз= (руб) (4.53)
Постоянные затраты для 16 копий составят:
Пз (15)=Пз1·16= ·16 = 11520 (руб) (4.54)
Итого сумма Фз и Пз составят:
Зоб = + 12960 =23700,95 (руб) (4.55)
Слева от точки критического объема продаж находится область убытков. Справа от точки критического объема при любом объеме продаж получается прибыль.