Оценка конкуренции на рынке. Коэффициент концентрации, индекс Герфиндаля-Гиршмана
Коэффициент рыночной концентрации CRK – общая доля продукции определённого числа наиболее крупных продавцов на данном товарном рынке: . Рекомендуется использовать уровень концентрации (k) 3х, 4х, 6ти, 8ми, 10ти и 25ти крупнейших продавцов.
Существенный недостаток: несущественность его к различным вариантам распределения долей между конкурентами. Частично устранить этот недостаток позволяет индекс Герфиндаля-Гиршмана (HHI) – оценка распределения рыночных долей с помощью суммы квадратов рыночных долей конкурентов: .
Дi – доля i-ой компании в общем объёме реализации продукции.
Тип рынка | Значение коэффициента концентрации | Значение индекса Герфиндаля-Гиршмана | Степень государственного воздействия |
I Высоко концентрированный | 70% < CR3 < 100% | 2000 < HHI < 10 000 | Сильный контроль и регулирование |
II Умеренно концентрированный | 45% < CR3 < 70% | 1000 < HHI < 2000 | Умеренный контроль и регулирование |
III Низко концентрированный | CR3 < 45% | HHI < 1000 | Контроль, отсутствие регулирвоания |
Задача.
На региональном рынке действуют 10 компаний-операторов пейджинговой связи. Определить изменение ёмкости регионального рынка сотовой связи и степень конкуренции. К какому типу можно отнести рассматриваемый региональный рынок?
Компания | Количество абонентов (тыс.) | Доля рынка компании | ||
4,0 1,5 17,3 4,0 4,3 1,0 26,0 12,1 5,5 24,3 | 4,0 1,1 16,8 3,4 4,2 0,2 23,9 14,4 4,3 27,7 | |||
Итого |
Решение:
45% < CR3 < 70%, 1000 < HHI < 2000 → Умеренно концентрированный рынок
Анализ товарного портфеля на основе показателей запаса прочности и порога рентабельности.
Для определения запаса прочности предприятия необходимо определить порог рентабельности (ПР) – выручка от реализации продукции, при которой результат от реализации сверх всех затрат (прибыль) = 0. При достижении порога рентабельности результат от реализации сверхпеременных затрат покрывает сумму постоянных затрат.
Дод - объём реализации, обеспечивающий деятельность
Запас прочности (ЗП): ЗП = Дод – ПР
Чем ниже ПР, а ЗП выше, тем лучше для предприятия.
Задача.
Охарактеризовать финансово-хозяйственное положение предприятия, оценить влияние изменения конъюнктуры по отдельным продуктам, предложить рекомендации по формированию товарной номенклатуры.
Наименование показателя | Ед. изм. | Товар А | Товар Б | Товар В | Товар Г | Товар Д | Итого |
Дод | тыс.руб. | ||||||
Эпер | тыс.руб. | ||||||
Эпост | тыс.руб. | ||||||
Решение: | |||||||
Дод - Эпер | тыс.руб | ||||||
Прибыль | тыс.руб | ||||||
λ | отн.ед. | 0,1 | 0,2 | 0,29 | 0,31 | 0,22 | 0,23 |
ПР | тыс.руб | 7586,2 | 3161,29 | 2954,54 | |||
ЗП | тыс.руб | 413,8 | 3538,71 | 445,46 | |||
ЗП/Дод | % | 8,3 | 5,2 | 52,8 | 13,1 | 20,37 |
Вывод:
По предприятию в целом ЗП > ПР, что свидетельствует об устойчивом финансово-хозяйственном положении предприятия.
Товар Г имеет самый большой ЗП, приносит наибольшую прибыль, поэтому выпуск этого товара наиболее выгоден для предприятия.
Товары Б и В имеют минимальный ЗП и снижение доходов соответственно на 8,3% и 5,2% приведёт к серьёзным проблемам.
Устойчивое положение предприятия в большей степени обеспечивает производство и реализация товаров Г и А.