Ведение внутрихозяйственного расчета
Взаимоотношения хозрасчетных подразделений с администрацией предприятия и между собой. Администрация хозяйства передает подразделениям земельные угодья и другие средства производства, открывает им лицевые счета в бухгалтерии или финансово-расчетном центре предприятия и обеспечивает материально-техническими ресурсами. Она сохраняет за собой оперативное руководство и контроль за деятельностью подразделений, организацию и помощь в осуществлении внутрихозяйственных связей и бухгалтерского учета, а также в проведении через функциональные службы консультаций по вопросам технологии, механизации, экономики, организации производства, техники безопасности и противопожарной охраны. При второй и третьей формах внутрихозяйственного расчета эти консультации организуют на коммерческой основе.
При наличии у первичного коллектива земельных долей и имущественных паев сверх производственной потребности, администрация передает их в аренду другим коллективам и выплачивает владельцам этих долей и паев дивиденды (кооперативные выплаты).
Администрация своевременно принимает продукцию, реализуемую подразделениями предприятию и рассчитывается с ними по внутрихозяйственным ценам. При этом до расчетов возможно авансирование или кредитование по заявкам коллективов в пределах их потребности для производственных нужд.
Подразделения самостоятельно организуют производство продукции и обеспечивают выполнение договорных обязательств с администрацией предприятия и между собой. При второй и третьей формах внутрихозяйственного расчета они уплачивают арендную плату за использование арендованных земельных долей и имущественных паев, отчисляют средства для уплаты налогов, покрытие общехозяйственных, общепроизводственных и социальных расходов в размере приходящейся на них доли, возвращают кредиты и проценты по ним, создают резервный и другие фонды.
Взаимоотношения подразделений между собой строятся на основе их производственных программ и заключенных договоров. В них указывают объемы и сроки поставки продукции (выполнения работ, оказания услуг), цены и порядок расчетов. В случае инфляции цены могут быть индексированы по соглашению сторон.
За невыполнение договорных обязательств администрации предприятия и подразделения несут материальную ответственность в виде штрафов и возмещения нанесенного ущерба.
Планирование производственной деятельности хозрасчетных подразделений. При первой форме внутрихозяйственного расчета администрация предприятия разрабатывает и доводит до растениеводческих подразделений хозрасчетные задания, в которых указывает численность работников, закрепляемые за ними сельскохозяйственные угодья и основные средства, планируемые посевные площади, урожайность и валовые сборы продукции. Кроме того, устанавливает лимиты материально-денежных затрат и фонд оплаты труда на основе ежегодно составляемых (уточняемых) технологических карт возделывания и уборки урожая на весь объем и единицу продукции. Из-за трудоемкости этой работы нередко их доводят до подразделений по фактическим данным за последние годы (кроме расходов на оплату труда) с учетом изменения технологии, списания и приобретения техники, других условий, что не способствует снижению себестоимости продукции.
При планировании лимитов затрат рекомендуется применять нормативный метод, предусматривающий разработку нормативов затрат в расчете на единицу посева (насаждений) и продукции. В них входят прямые затраты труда (чел.-ч), в том числе на механизированных и отдельно на других работах, а также производственные затраты (руб.) по следующим статьям: оплата труда с отчислениями на социальные нужды, в том числе на механизированных и отдельно на других работах; семена и посадочный материал; удобрения; средства защиты растений; содержание основных средств (нефтепродукты, амортизация и ремонт основных средств); работы и услуги вспомогательных производств и сторонних организаций; прочие (спецодежда и спецобувь, тара, затраты на пусконаладочные работы, связанные с освоением вводимых в эксплуатацию тепличных комбинатов, парников и др.). При этом выделяют затраты прошлых лет (незавершенное производство) и текущего года (предпосевная обработка почвы, посев и посадка, уход за посевами и насаждениями, уборка урожая).
Нормативы рассчитывают для условий предприятия по технологическим картам, составленным на минимальную плановую урожайность и максимальную, рекомендуемую научно-исследовательскими организациями. Их записывают в нормативную карточку производственных затрат на 1 га и 1 ц продукции при разном уровне урожайности и используют для определения затрат на промежуточные уровни ее без разработки дополнительных технологических карт.
Затраты рассчитывают двумя способами. При первом затраты подразделяют на условно-постоянные (на незавершенное производство, предпосевную обработку почвы, посев и посадку, уход за посевами и насаждениями, амортизацию и ремонт основных средств, прочие) и переменные, связанные с уборкой урожая (кроме амортизации и ремонта основных средств), размер которых устанавливают в зависимости от изменения урожайности культуры. При втором способе норматив затрат рассчитывают методом интерполяции. С этой целью определяют коэффициент прироста (снижения) затрат (К) на 1 ц продукции по формуле:
где Нмакс —норматив затрат на 1 га посевов (насаждений) при максимальной урожайности, руб.; Нмин — норматив затрат на 1 га посевов (насаждений) при минимальной урожайности, руб.; Умакс — максимальная урожайность, ц/га; Умин — минимальная урожайность, ц/га.
Умножая этот коэффициент на планируемый прирост урожайности и прибавляя (вычитая) результат к нормативу при минимальной урожайности, находят соответствующие затраты на 1 га.
При второй и третьей формах внутрихозяйственного расчета подразделения самостоятельно разрабатывают программу производственно-финансовой деятельности в виде годовых планов. В них планируют объемы и виды получаемой продукции (выполнения работ, оказания услуг), производственное и социальное развитие коллектива, определяют хозрасчетный доход, составляют баланс доходов и расходов. На основе годовых планов подразделений и заключаемых с ними договоров формируют план производственно-финансовой деятельности предприятия. При этом подразделения и хозяйство в целом предусматривают переход на производство экономически более выгодной продукции с учетом запросов рынка, а также рациональное использование имеющихся у них земельных, материально-технических и трудовых ресурсов. Формы хозрасчетных заданий и программ производственно-финансовой деятельности разрабатывают специалисты предприятия по согласованию с первичными коллективами, исходя из специализации подразделений и конкретных условий производства.
Внутрихозяйственные цены на продукцию и арендная плата. В зависимости от степени самостоятельности подразделений применяют разные цены для взаиморасчетов за продукцию. При первой форме внутрихозяйственного расчета цены устанавливают на уровне нормативных затрат или с добавлением к ним определенного процента накоплений, при второй и третьей формах — в цены обязательно включают накопления, позволяющие подразделениям самостоятельно вести расширенное воспроизводство. Для этих форм рекомендуется применять два варианта внутрихозяйственных цен за продукцию.
Первый вариант предусматривает следующий состав цен: цена фактической реализации плюс дотации (если они установлены и фактически выплачены) минус фактические затраты вспомогательных структур по приемке, доработке, хранению и реализации продукции плюс 30—50 % накоплений (уровень рентабельности). Возможна передача продукции другим подразделениям по себестоимости с прибавлением приходящейся на нее доли прибыли от совместной с ними деятельности. Внутрихозяйственные цены на корма включают их себестоимость и 30—50 % накоплений или себестоимость кормов и часть прибыли от животноводства. Второй вариант цен рекомендуется для подразделений, переведенных на полную самоокупаемость и реализующих продукцию как внутри хозяйства, так и за его пределами. Если подразделение продает продукцию другим предприятиям и организациям, то расчет производится по действующим рыночным ценам. При реализации продукции внутри хозяйства цену устанавливают в таком размере, чтобы она позволяла покрывать расходы и получать прибыль для расширенного воспроизводства, но не выше рыночной цены.
При второй и третьей формах внутрихозяйственного расчета подразделения используют имущество, находящееся в собственности их работников, а в случае необходимости — имущество членов других подразделений и пенсионеров, за которое они уплачивают арендную плату. Арендная плата включает амортизационные отчисления от среднегодовой стоимости арендуемых основных средств и расчетную прибыль или часть ее, которую получает коллектив от использования этих средств. В связи с этим устанавливают фиксированный арендный процент от прибыли и указывают его в договоре.
Формирование и распределение доходов хозрасчетных подразделений, оплата труда. При первой форме внутрихозяйственного расчета доход растениеводческих подразделений определяют как разницу между стоимостью произведенной (реализованной) продукции по ценам на уровне норматива затрат и фактическими материальными расходами на ее производство. Эта разница представляет часть валового дохода, которая является хозрасчетным доходом первичных коллективов, и поступает в их распоряжение для оплаты труда. Она может быть больше или меньше в зависимости от того, будет достигнута экономия или перерасход средств. В этом и заключается остаточный принцип оплаты труда. Другую часть валового дохода администрация расходует на обязательные платежи государству, развитие предприятия и подразделений, выплату дивидендов по средней ставке.
При второй форме внутрихозяйственного расчета подразделения распоряжаются почти всем полученным валовым доходом, представляющим их хозрасчетный доход. При этом администрация предприятия по согласованию с первичными коллективами устанавливает нормативы отчислений от стоимости валовой продукции или прибыли для уплаты налогов, развития производства и социальной сферы, содержания административно-управленческого персонала предприятия, других общехозяйственных нужд. Предпочтительнее определять их от прибыли, поскольку цены и уровень рентабельности продукции часто изменяются, что вызывает необходимость корректировки нормативов. Оставшуюся после отчислений часть валового дохода подразделения расходуют на оплату труда, развитие производства, создание резервов и выплату дивидендов.
При третьей форме внутрихозяйственного расчета подразделения реализуют продукцию по рыночным ценам, самостоятельно распоряжаются всем валовым доходом, которой называют предпринимательским, и имеют полную финансовую самостоятельность. Они сами производят платежи государству, взаиморасчеты с другими предприятиями и организациями, отчисляют средства на производственное и социальное развитие, содержание административно-управленческого персонала (или оплачивают управленческие услуги), выплачивают арендную плату за пользование основными средствами сверх суммы паевых взносов.
Если подразделение не имеет возможности полностью израсходовать имеющиеся денежные средства, то оно может передать их через финансово-расчетный центр хозяйства другим подразделениям или администрации предприятия в качестве внутрихозяйственного кредита с-начислением установленных процентов.
Часть прибыли предприятия или подразделений в виде дивидендов (в кооперативах — кооперативных выплат) распределяют по решению общих собраний между членами первичных коллективов. Их выплачивают в денежной и натуральной формах ежеквартально или по полугодиям, или в конце года с учетом финансового состояния по остаточному принципу. При этом кооперативные выплаты используют в основном (до 80 %) для пополнения паевых взносов членов первичных коллективов, остальную часть распределяют между ними в порядке, установленном уставом. Если в кооперативе земельные доли и имущественные паи учитывают совместно, то создают единый фонд кооперативных выплат. При раздельном учете формируют два фонда: натуральный для выдачи на земельные доли и натуральный пли денежный для выплаты на имущественные паи.
Подразделения оплачивают труд членов своих коллективов и наемных работников в соответствии с действующими в хозяйстве положением об оплате труда. Размеры и порядок авансирования устанавливает ежегодно общее собрание коллектива подразделения с учетом его финансового состояния.
Для повышения материального стимулирования членов хозрасчетных подразделений рекомендуется применять коэффициенты трудового участия (КТУ), которые представляют собой обобщенную количественную оценку трудового вклада работника в общие результаты деятельности коллектива. Они зависят от индивидуальной производительности труда и качества работы и повышаются при совмещении профессий, выполнении более сложных операций, увеличении зон обслуживания и подмены отсутствующего работника, помощи другим членам коллектива, соблюдении трудовой и производственной дисциплины. Их утверждают на общем собрании коллектива для определения размеров заработка каждого его работника.
В качестве базового коэффициента трудового участия принимают единицу, которую в зависимости от индивидуального трудового вклада в общий результат корректируют с помощью повышающих и понижающих факторов путем суммирования. При этом рекомендуется устанавливать для каждого исполнителя размер скорректированного коэффициента не выше 1,5 и не ниже 0,5.
Расчет КТУ может проводиться ежедневно, а также по итогам работы за 5 или 10 дней. На основе полученных данных рассчитывают среднемесячный КТУ каждого члена хозрасчетного подразделения. Далее в зависимости от количества отработанных за 1 мес дней и среднемесячного КТУ всех работников распределяют месячный фонд авансирования. Для этого сначала определяют выработку условных выходо-дней каждого работника путем умножения отработанных дней на величину КТУ. Затем рассчитывают, сколько приходится рублей на 1 усл. выходо-день, после чего определяют размер аванса каждого работника.
Учет, контроль, анализ и итоги деятельности хозрасчетных подразделений. При первой форме внутрихозяйственного расчета учет осуществляет центральная бухгалтерия предприятия на основе представляемых первичных документов, при второй и третьей формах значительную часть учетных операций выполняют непосредственно в подразделениях, где для этого создают свои бухгалтерские службы, подотчетные главному бухгалтеру хозяйства.
Бухгалтерский учет должен обеспечивать оперативное и достоверное поступление информации о производстве и реализации продукции, ее качестве, трудовых, материальных и денежных затратах, уровне оплаты труда работников и т. д. Поэтому организуют раздельный учет затрат и выхода продукции в натуральных и стоимостных показателях по каждому подразделению, а также культуре и виду сооружений защищенного грунта (в неспециализированных хозяйствах — по группам культур). Кроме того, затраты учитывают по следующим девяти статьям: оплата труда с отчислениями на социальные нужды; семена и посадочный материал; удобрения; средства защиты растений; содержание основных средств; работы и услуги; организация производства и управления; платежи по кредитам; прочие. На основе этих статей исчисляют себестоимость продукции.
Для первичного учета труда и расходов на заработную оплату используют табель учета рабочего времени и, кроме того: на механизированных работах — учетный лист тракториста-машиниста, на ручных работах (в том числе с применением тягловой силы) — учетный лист труда и выполненных работ по бригаде в целом или по каждому ее члену отдельно. Во многих хозяйствах вместо учетных листов ведут книжку бригадира по учету труда и выполненных работ. Некоторые предприятия отказались от оформления документов, отражающих индивидуальную выработку механизаторов, и заполняют лишь табель учета рабочего времени.
Для учета семян, посадочного материала, удобрений, средств защиты растений и других товарно-материальных ценностей применяют лимитно– заборные карты и накладные внутрихозяйственного назначения, а также акты на списание этих ресурсов, составляемые после их расходования. Транспортные работы учитывают по путевым листам и товарно-транспортным накладным, данные которых обобщают в накопительных ведомостях по использованию автотранспорта и тракторов; затраты на электро-, тепло-, водо- и газоснабжение, холодильные установки — в журналах или накопительных ведомостях соответствующих вспомогательных производств.
На основании первичных и сводных (накопительных) документов бухгалтерия заполняет лицевой счет каждого подразделения по учету затрат, выхода продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг.
Перечисленные документы хотя и служат источником информации о деятельности подразделений, однако не позволяют достаточно оперативно контролировать выполнение производственных программ и целевое использование материально-технических ресурсов как руководством предприятия, так и трудовыми коллективами. Поэтому рекомендуется применять нормативно-чековую систему планирования, учета и контроля затрат. Она включает следующие элементы:
нормы и нормативы;
единые внутрихозяйственные планово-учетные цены на товарно-материальные ценности, работы и услуги;
плановые задания (на месяц, период работ) по производству продукции, выполнению работ и оказанию услуг;
лимиты затрат подразделениям, разработанные на основе плановых заданий, прогрессивных норм и нормативов затрат;
оперативный контроль с применением чеков при осуществлении хозяйственных операций;
анализ по данным чековой книжки выполнения плана производства продукции и использования лимита затрат, выявление экономии или перерасхода средств подразделения.
Основа нормативно-чековой системы — нормы и нормативы расхода материальных ценностей на единицу посевов (посадки) и продукции, средств на ремонтные работы, затрат труда и др.
Для оперативного контроля затрат применяют чековые книжки, в которых указывают утвержденные лимиты по статьям затрат на месяц и плановые объемы производства продукции (работ, услуг). Их выдает руководителям подразделений экономическая служба хозяйства до начала предстоящего месяца. Чеки служат основанием для получения материальных ценностей, оказания услуг сторонним организациям, вспомогательным и другим производствам, для начисления оплаты труда, амортизационных отчислений и отчислений на ремонт основных средств, а также подтверждением фактического расхода средств.
Руководители подразделений выписывают чеки на всю или часть стоимости товарно-материальных ценностей и услуг до или после их получения. При этом сверхлимитное использование
средств допускается лишь с письменного разрешения руководителя предприятия на основе изучения причин их перерасхода.
По корешкам чеков руководитель подразделения контролирует в течение месяца использование лимитов по статьям затрат. Оперативный контроль осуществляют также материально ответственные лица при получении чеков на отпуск ценностей, бухгалтерия — при оформлении первичных документов и приеме чеков, экономическая служба — при изменении лимитов затрат, подведении итогов и анализе работы хозрасчетных подразделений.
Применение чековых книжек позволяет ежемесячно анализировать выполнение плана производства продукции (работ, услуг) и использование лимитов по статьям затрат. Для этого на обложке книжки предусмотрены две таблицы, в которых записывают и сравнивают плановые и фактические показатели. Экономию или перерасход средств за месяц определяют путем сопоставления произведенных затрат с лимитом, пересчитанным на фактический выход продукции (работ, услуг). Результаты оперативного анализа обсуждают на собраниях трудовых коллективов и балансовых комиссиях предприятия.
Годовые итоги хозрасчетной деятельности оценивают путем сравнения фактических показателей с плановыми по объему производства продукции и затратам. При этом плановые затраты корректируют на фактический объем производства продукции. В качестве обобщающего показателя применяют суммарный процент выполнения хозрасчетного задания (процент выполнения плана получения продукции плюс процент экономии или минус перерасхода средств). Кроме того, рекомендуется использовать один из следующих показателей: объем продукции в денежном выражении, увеличенный (уменьшенный) на сумму экономии (перерасхода) затрат (зачетная продукция); валовой доход; расчетный (условный) чистый доход; выход продукции на 1 руб. затрат; экономия затрат на 1 руб. продукции. Фактические их величины сопоставляют с плановыми или с достигнутыми в среднем за предшествующие 3—5 лет.
Материальная ответственность хозрасчетных подразделений регулируется условиями ведения внутрихозяйственного расчета и договорами первичных коллективов с администрацией и между собой, в которых указывают перечень претензий за ущерб и порядок определения его размера и возмещения.
Растениеводческие бригады могут предъявлять претензии другим подразделениям и функциональным службам за несвоевременное и неполное обеспечение техникой и материальными ресурсами, нарушение обязательств по объему, срокам и качеству услуг, отсутствие должного учета и др., а также нести коллективную материальную ответственность за недоиспользование выделенных им во временное пользование тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин, за поставку недоброкачественной продукции и др.
Причиненный ущерб оформляют актом-претензией, в котором указывают характер ущерба, его причину, сумму, приводят расчет. Этот документ проверяют и подписывают главный экономист и руководитель подразделения-ответчика, а утверждает директор предприятия или председатель правления. Сумму ущерба исключают из стоимости продукции (работ, услуг) или прибавляют к затратам того подразделения, которому предъявлена претензия, и соответственно увеличивают стоимость продукции (работ, услуг) или сокращают затраты подразделения, понесшего ущерб. Кроме того, рекомендуется применять штрафы, которые не требуют выполнения расчетов.
В случае нанесения материального ущерба отдельными работниками его возмещают за их счет в порядке, установленном законодательством.
Материальная ответственность осуществляется также за счет оплаты труда. Например, если коллектив подразделения допустил необоснованное превышение установленных лимитов затрат, их возмещают за счет средств, выделенных на оплату труда и премирование этого коллектива. Отдельные работники могут быть лишены полностью или частично начисленных им премий за производственные и другие упущения.
Контрольные вопросы
1.Каковы сущность, основные принципы и условия хозяйственного расчета на сельскохозяйственных предприятиях?
2.В чем выражается самостоятельность сельскохозяйственных предприятии и условиях развития рыночных отношений?
3.Как государство регулирует и стимулирует деятельность сельскохозяйственных предприятий в условиях развития рыночных отношений?
4.Каковы взаимоотношения сельскохозяйственных предприятий с финансовой системой и банками?
5.Каковы взаимоотношения сельскохозяйственных предприятий с другими предприятиями АПК?
6.В чем заключаются сущность и условия лизинга?
7.Каковы основные принципы и формы внутрихозяйственного расчета?
8.Какие мероприятия осуществляют при внедрении внутрихозяйственного расчета?
9.Как строятся взаимоотношения хозрасчетных подразделений с администрацией предприятия и между собой?
10.Как планируется производственная деятельность в хозрасчетных подразделениях?
11.Из чего складываются внутрихозяйственные цены на продукцию?
12. Как формируются и распределяются доходы хозрасчетных подразделений? Каков порядок оплаты труда работников?
13.Каковы основы учета, контроля, анализа и подведения итогов деятельности хозрасчетных подразделений?
14.В чем состоит материальная ответственность хозрасчетных подразделений?
Глава 11